Воскресенье, 04.12.2016, 04:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА» (Ч-Т-ПС)

Т.В.Чепенко

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА» (Ч-Т-ПС)

В статье раскрываются понятия «профессиональная деятельность», «безопасность», «Ч-Т-ПС», «человеческий фактор», приводится классификация профессий, описываются психологические особенности профессиональной деятельности в системе «Ч-Т-ПС», рассматриваются психологические основы безопасности профессиональной деятельности в системе «Ч-Т-ПС».

Ключевые слова: безопасность, система «Ч-Т-ПС», профессиональная деятельность, классификация профессий, человеческий фактор.
 

Профессиональная деятельность - это один из основных видов деятельности, который занимает важнейшее место в жизни практически каждого человека. Профессиональная деятельность оказывает решающее влияние на развитие и становление как отдельной личности, так и общества в целом, начиная с ее выбора и заканчивая успешной (или неуспешной) реализацией. Профессиональная деятельность человека имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других видов деятельности и тем самым подчеркивают ее значимость. Главная особенность профессиональной деятельности заключается в том, что она всегда имеет направленность на достижение социально значимого результата. Под профессиональной деятельностью понимается активное взаимодействие человека с обществом, направленное на преобразование окружающей действительности с целью совместного создания общественно значимого продукта деятельности и удовлетворения своих моральных и материальных потребностей. Это многоаспектный вид деятельности, требующий внимательного рассмотрения его структурных компонентов в процессе изучения. В психологии труда одним из направлений исследования является деление профессий на различные типы. Одной из ведущей, наиболее распространенной и общепринятой является классификация профессий Е.А. Климова [3]. В самом общем и упрощенном виде эта классификация представляет собой объединение всех профессий в 5 групп: профессии типа «человек-человек», «человек-техника (и неживая природа)», «человек-знаковая система», «человек-живая природа» и «человек-художественный образ».

В данной классификации нас интересуют профессии типа «человек-техника». Наш интерес обоснован тем, что сегодня на рынке труда инженерные и технические специальности занимают ведущее место. Это связано со скоротечным развитием технологий, технической оснащенности трудовой деятельности. Поскольку любая профессиональная деятельность сопровождается различными условиями труда, а иногда эти условия являются экстремальными, опасными (что часто бывает в профессиях типа «человек-техника»), мы будем рассматривать профессиональную деятельность не просто в контексте технического оснащения, но и учитывая ту среду, в которой она протекает - в системе «человек- техника-профессиональная среда («Ч-Т-ПС»).

Представители профессий типа «человек-техника» имеют дело с техническими, неживыми объектами труда. Это порождает ряд психологических особенностей такой профессиональной деятельности. Во-первых, работник несет материальную ответственность за оборудование, с которым он работает, что оказывает влияние и на психологическое состояние работника. Во-вторых, работник вынужден контролировать исправность оборудования и техники, а следовательно, несет моральную ответственность перед коллегами и людьми, находящимися в зоне досягаемости (если неисправность оборудования может привести к авариям на производстве). В-третьих, производительность работы зависит не только от самого профессионала, но и от характеристик техники и оборудования (ее надежности, безошибочности, быстродействия, исправности и т. д.). Также работа с техникой предполагает повышенные требования к психическим процессам профессионала. Так, особые требования предъявляются к познавательной сфере. Как отмечал Е.А. Климов, самое главное в области познавательных процессов для представителей профессий типа «человек- техника» - это повышенные требования к вниманию, его сосредоточению, распределению, переключению [4]. Высоки требования и к самым разнообразным формам и видам памяти, мышления. При работе с техникой требуется дисциплинированность, предельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих навыков, умений и знаний [4]. Итак, несмотря на то, что главным компонентом системы в любом типе профессий является человек, техника также во многом определяет особенности профессиональной деятельности и предъявляет особые требования к работникам данной сферы.

Еще один важный компонент, оказывающий влияние на психологические особенности деятельности профессионалов в системе «Ч-Т-ПС» - это профессиональная среда. Как мы уже отмечали, профессиональная среда - это те условия, в которых данная деятельность осуществляется. К таким условиям относятся: погодные и климатические условия, действие вредных и опасных факторов (запыленность, зашумленность, вибрации, загазованность и т. п.), необычные условия (под землей, под водой, на высоте) и т. п. Е.А. Климов отмечает, что при рассмотрении условий деятельности важно определить их «знак», способствуют ли они успеху, противодействуют или относительно нейтральны в этом отношении [4]. Некоторые условия не во власти профессионала и к таким условиям приходится приспосабливаться. Таким образом, даже если два основных компонента системы «Ч-Т-ПС» - человек и техника гармонично взаимодействуют друг с другом, этого недостаточно для полноценной работы всей системы, поскольку важно воздействие и ее третьего компонента - производственной среды. В некоторых видах труда внешние условия оказывают решающее значение на производительность. Иногда деятельность может быть приостановлена полностью из-за несоответствующих условий. Это оказывает влияние и на психические состояния самих работников. Так, представители профессий, деятельность которых зависит от внешних условий, вынуждены постоянно находится в состоянии ожидания, неведения, непредсказуемости, что предъявляет к таким работникам особые требования, прежде всего, нервно-психическую устойчивость, а также готовность к непредвиденным обстоятельствам.

Зачастую условия труда в системе «Ч-Т-ПС» являются экстремальными, опасными. В.Е. Косачев выделил ряд специфических черт, свойственных людям, работающим в экстремальных условиях: высокая социально-психологическая готовность к деятельности (определяемая мотивами, потребностями, целевыми установками, характером, волей и др.); наличие достаточно выраженных врожденных задатков, обеспечивающих высокий уровень поддержания гомеостатических функций организма; наличие способностей к быстрому протеканию творческих процессов, таких как интуиция, предвосхищение, эвристика; необходимость в процессе повседневного труда обеспечивать безопасность других специалистов, потребителей, что формирует нравственную основу такой профессии [5].

Таким образом, профессиональная деятельность в системе «Ч-Т-ПС» имеет свои психологические особенности, которые заключаются, прежде всего, в готовности субъекта труда к различным непредвиденным обстоятельствам (связанным как с техникой, так и условиями труда) и наличии у него определенных психологических качеств, позволяющих ему успешно выполнять трудовую деятельность.

На сегодняшний день одной из актуальных задач является обеспечение безопасности труда, особенно на тех производствах, которые характеризуются повышенной опасностью. В процессе эксплуатации технических устройств и оборудования высок риск совершения ошибок, что впоследствии может привести к авариям на производстве. Поэтому обеспечение безопасности - одна из основных задач в организации работы профессионалов в системе «Ч-Т-ПС». Над этой задачей трудятся специалисты различных направлен- ностей (инженеры, технологи, специалисты в области БЖД и охраны труда, экономисты и т. д.).

Мы считаем, что обеспечение безопасности работы специалистов системы «Ч-Т-ПС» - задача и психологическая. Во-первых, одной из распространенных причин возникновения ошибок, связанных с эксплуатацией техники и оборудования, является человеческий фактор. Понятие «человеческий фактор» широко изучается в психологии труда, инженерной психологии и эргономике и объединяет в себе совокупность психологических, физиологических, антропометрических и других характеристик человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его взаимодействия с объектом управления [1]. Этот термин широко используется при изучении всех видов профессиональной деятельности, а признание значимости человеческого фактора в системах «человек-техника» привело к становлению ряда новых интегральных научных дисциплин, одной из которых является «Психология безопасности» (отрасль психологии и эргономики, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в разных видах труда и профессиональной деятельности, а также пути повышения их безопасности) [7]. Во-вторых, работа с техникой иногда проходит в экстремальных условиях, а это, в свою очередь, предъявляет особые требования к психологическим особенностям самих работников.

В настоящее время в рамках инженерной психологии и эргономики имеются различные методологические подходы к человеку и технике. Ю.Я. Голиков обозначил и дал характеристику целому ряду различных отечественных и зарубежных подходов и концепций к автоматизации человека и техники [2]. Среди них: антропоцентрический подход, машино- центрический (техноцентрический), структурно-психологическая концепция анализа и многоуровневой адаптации человека и машины В.Ф. Венды, концепция синтеза адаптивных биотехнических систем эргатического типа В.М. Ахутина, системно-антропоцентрическая концепция инженерно-психологического проектирования А.И. Нафтульева, социоцентри- ческий подход, концепция культуры безопасности Н. Мешкати и др.

Мы остановимся на трех основных подходах, выделенных Г. В. Суходольским [6]:

1. Машиноцентрический, в основе которого ведущая роль в системе «человек-машина» принадлежит машине.
2. Антропоцентрический (в основе - человек с его психологическими особенностями).
3. Подход взаимной адаптации человека и техники (синтезирует первые два подхода).

С точки зрения безопасности осуществляемой профессиональной деятельности специалистов, подход взаимной адаптации человека и техники, на наш взгляд, является наиболее приемлемым, поскольку именно он обусловливает необходимость рассматривать производственные факторы и как явные, и как потенциальные.

Другими словами, опираясь на данный подход, мы видим необходимость рассматривать профессиональную деятельность специалистов в контексте безопасности их жизнедеятельности, с двух сторон:

1. Со стороны предмета труда (технического оснащения, надежности, эффективности, быстродействия оборудования), а также внешних условий.
2. Со стороны субъекта труда (психических процессов, состояний, свойств человека, наличия профессионально важных качеств и т. д., обеспечивающих эффективное, надежное и безопасное использование технического оборудования).

Таким образом, говоря о безопасности необходимо остановится на основных аспектах, ее обеспечивающих. По В.А. Толочку, в качестве объекта психологии безопасности выступают различные виды профессиональной деятельности, а в качестве предмета - психические явления (процессы, состояния и свойства) субъекта труда (то есть человека), связанные или порождаемые деятельностью и влияющие на ее безопасность [7]. В качестве основных условий, воздействие которых влечет за собой производственные травмы и возникновение аварийных ситуаций, а, следовательно, которые непосредственно влияют на безопасность деятельности в системе «человек-машина», выступают опасные производственные факторы. Эти факторы делятся на явные, которые связаны с очевидной опас- нос-тью и потенциальные - объектом опасности они становятся в результате ненормативного поведения человека, как субъекта труда.

Итак, обеспечение безопасности работы специалистов системы «Ч-Т-ПС» - задача комплексная, в т. ч. и психологическая. Задача психологии - изучение (и дальнейшее применение полученных знаний на практике) психологических особенностей работников системы «Ч-Т-ПС», а также профессионально важных качеств, необходимых работникам данной сферы для эффективного и безопасного осуществления своей профессиональной деятельности и обучение им.

Библиографический список

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2003. - 627 с.
2. Голиков Ю.А. Современные концепции автоматизации и подходы к человеку и технике / Ю.А. Голиков // Психол. журн. - 2002. - № 1. - С. 18-31.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М. : МГУ, 2004. - 335 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М. : Академия, 2004. - 304 с.
5. Косачев В.Е. Психофизиологические аспекты обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья персонала в электроэнергетике / В.Е. Косачев // Приклад. психофизиология. - 2000. - № 1. - С. 42-45.
6. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности / Г.В. Суходольский. - Л. : ЛГУ, 1988. - 168 с.
7. Толочек В.А. Психология безопасности // Толочек В.А. Современная психология труда. - СПб. : Питер, 2005. - С. 192-201.
 

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2015. Выпуск 24

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (24.03.2016)
Просмотров: 214 | Теги: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016