Воскресенье, 26.02.2017, 20:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНОМ ВИДЕ СПОРТА — СТРЕЛЬБА ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ

А.Н.Садков

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНОМ ВИДЕ СПОРТА — СТРЕЛЬБА ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ

Стрельба из боевого оружия является одним из видов стрелкового спорта, который зародился в древности, когда начали проводиться первые состязания по стрельбе из лука и арбалета.         В России всегда придавалось большое значение развитию стрелкового спорта. Одним из первых организаторов стрелкового спорта в нашей стране был старейший русский стрелок, участник гражданской войны комдив А. А. Смиринский.         С 1921 г. стрелковый спорт стал активно культивироваться в Красной армии. В 1927 г. руководство стрелковым спортом было передано созданному в январе этого же года Объединенному оборонному обществу — ОСОАВИАХИМ. Общество ОСОАВИАХИМ сумело создать все необходимые условия для развития оборонного вида спорта в стране. В 1931 г. был учрежден комплекс «Готов к труду и обороне СССР»,               и первыми значкистами ГТО 1 и 2 ступени стали командиры и курсанты военной академии имени Фрунзе. В 1932 г. с целью привлечения молодежи к занятиям стрелковым спортом был учрежден значок «Ворошиловский стрелок» 1 и 2 ступени. Таким образом, сама история развития стрелкового спорта и его разновидности стрельба из боевого оружия предполагает его служебно-прикладную направленность.

В Федеральном законе от 04.12.2007 г.           № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте         в Российской Федерации» в п. 3 ст. 2 сказано, что «военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта ¾ виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приемы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти (далее ¾ лица, проходящие специальную службу) своих служебных обязанностей, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти».

Одним из служебно-прикладных видов спорта, культивируемых и развиваемых в системе МВД, как раз и является стрельба из боевого оружия.

В руководящих документах МВД указывается, что «спортивно-массовая работа является одним из важных средств физической культуры       и воспитания. Систематические спортивные занятия повышают всестороннюю физическую подготовленность, вырабатывают необходимые морально-волевые качества и служебно-приклад-ные навыки, укрепляют здоровье и закаливают организм сотрудников органов внутренних дел, курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД».

Спортивно-массовая работа осуществляется в виде учебно-тренировочных занятий по служебно-прикладным видам спорта, спортивных соревнований, смотров спортивной работы, спортивных праздников и других мероприятий.

Учебно-тренировочные занятия организуются и проводятся в группах спортивного совершенствования, создаваемых на профильной кафедре.

Подготовка стрелка-спортсмена носит многосторонний характер. Она включает в себя:

¾ физическую подготовку;

¾ техническую подготовку;

¾ психологическую подготовку.

У спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта, доминирующей является физическая подготовка, стрельба из боевого оружия предъявляет специфические требования к физическим способностям спортсмена, таким как координация (устойчивость), статистическая выносливость.

Большую роль в результативности стрельбы играет психологическая подготовка стрелка. «Каждого спортсмена перед соревнованиями       и во время них охватывает волнение. Однако такого отрицательного влияния этого фактора на результат, как в пулевой стрельбе, не наблюдается ни в одном виде спорта. Это происходит        в силу того, что действия стрелка носят характер точно координированных движений, которые сильно изменяются под влиянием состояния стрелка. У представителей ряда же других видов спорта волнение как бы растворяется в относительно более грубых движениях. Длительная монотонная статистическая работа стрелка, большое количество стартов, необходимость длительного сохранения действий высокой точности требуют огромной сосредоточенности внимания, сильного напряжения нервной системы» [1].

В зарубежной методической литературе пулевую стрельбу относят к «психологическим видам спорта». Это относится не к большей сложности психологических проблем, с которыми сталкивается стрелок, а к их большому удельному весу в общем комплексе работы и высокой зависимости результатов стрельбы от психологического состояния спортсмена.

По мнению неоднократного чемпиона мира    и автора многих публикаций, рассматривающих проблемы стрелкового спорта, Л. М. Вайнштейна, к психическим процессам, непосредственно участвующим в выполнении прицельного выстрела, относятся: ощущения и восприятия, внимание, память, мышление, эмоции, воля [2].

Добиться высоких результатов в служебно-прикладном виде спорте в настоящее время могут только одаренные люди. Это обстоятельство, а также ускоренный прогресс современного спорта и резкое обострение конкуренции в отдельных его видах обусловливают актуальность проблематики поиска путей совершенствования учебно-тренировочного процесса в стрельбе из боевого оружия.

Для совершенствования учебно-тренировоч-ного процесса большое значение имеет диагностика состояния спортсмена, которая может осуществляться различными способами: наблюдением, измерением частоты пульса и дыхания, частоты тремора, колебаний оружия; анализом результатов стрельбы на тренировках и соревнованиях. Важно при этом определить сущность основного, ведущего раздражителя, чтобы затем избрать и целенаправленно применить средства для снижения и сглаживания высокой степени психофизиологических реакций стрелка, нормализации его состояния.

С целью составления обобщенной модельной характеристики сотрудника ОВД, занимающегося служебно-прикладным видом спорта — стрельба из боевого оружия, было проведено обследование ведущих спортсменов — стрелков сборной команды Волгоградской академии МВД России с использованием прибора системной психологической диагностики «Активациометр» Цагарелли (АЦ). С его помощью можно определить основные качества и свойства, присущие представителям данного вида спорта:

¾ подвижность и инертность нервной системы;

¾ эмоциональную чувствительность;

¾ глазомер и дифференциальную чувствительность в зрительном анализаторе;

¾ надежность в экстремальной ситуации;

¾ психоэмоциональную устойчивость;

¾ двигательную память;

¾ координацию движений;

¾ реакцию на движущийся объект.

Для интерпретации результатов системной диагностики использовались системные шкалы, с помощью которых выводился разряд по каждой характеристике.

В спортивно-педагогических исследованиях часто возникает вопрос о взаимной связи отдельных признаков. Например, как зависит спортивный результат от уровня того или иного вида подготовленности спортсмена (физической, технической, психологической и др.)?      Насколько точно по результатам выполнения некоторого набора тестов можно судить о потенциальных возможностях спортсмена в конкретном виде спорта? Во всех подобных случаях внимание исследователя привлекает зависимость между различными величинами, описывающая интересующие его признаки.

 Результаты статистического анализа показали, что коэффициент корреляции результатов является достаточно высоким и показывает достоверную корреляционную связь результативности выполнения стрелковых упражнений и психоэмоционального состояния спортсмена.

На основе данных сводной таблицы диагностики можно сделать выводы, что психоэмоциональные качества стрелка для достижения        высоких спортивных результатов должны выглядеть следующим образом:

1.    Психоэмоциональное состояние во всех видах деятельности — высокоинтенсивное.

2.    Баланс нервной системы — сильное преобладание процесса торможения.

3.    Точность реакции на движущийся объект — очень высокая, с тенденцией к запаздыванию.

4.    Склонность к риску — низкая.

5.    Восприятие пространственных отрезков (глазомер) — отличный.

6.    Координация движений — средняя.

7.    Ведущая рука — амбидекстр.

8.    Тип мышления — межполушарная уравновешенность, абстрактно-логический.

9.    Эмоциональная чувствительность в стрессовой ситуации — ниже среднего.

10.    Психоэмоциональная устойчивость в стресс-совой ситуации — высокая.

11.    Саморегуляция психоэмоционального состояния — высокая.

12.    Стабильность в экстремальной ситуации — очень высокая.

Существующая практика подготовки спортсмена рассчитана главным образом на выявление из масс стрелков уникальных талантов, показывающих высокие результаты на соревнованиях. Но методика подготовки состоит не только            в удачном отборе стрелков, а в стройной, целенаправленной системе психологической подготовки, сущность которой состоит в обеспечении высокого уровня показателей в условиях эмоциональной напряженности на соревнованиях [3].

Таким образом, психологическая подготовка стрелка должна быть направлена на создание оптимального психологического состояния, формирование внутренней готовности, способствующей реализации наиболее совершенной техники стрельбы для достижения высоких результатов в условиях стрессовой ситуации.

 

Список библиографических ссылок

1. Корх А. Я. Стрелковый спорт и методика преподавания: учебник для институтов ФК. М.,1986.

 2. Вайнштейн Л. М. Психология в пулевой стрельбе. М., 1981.

3. Иткис М. А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. М., 1982.

© А. Н. Садков, 2009

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (26.12.2012)
Просмотров: 1030 | Теги: диагностика, служебно-прикладные виды спорта, пулевая стрельба, эмоциональна, психологическая подготовка, стрелковый спорт, стрельба из боевого оружия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017