Среда, 23.08.2017, 13:07
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Р.Р.Швец. Физическое воспитание и спортивная тренировка № 4 (18) - 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Психологическая готовность спортсмена к соревнованию является одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико- тактической подготовленности. Важное значение имеет определение факторов, которые могут негативно повлиять на мотивы, цели и действия спортсмена. Одним из таких факторов является уровень ситуативной тревожности, а организация процесса регуляции ситуативной тревожности играет большую роль в управлении психологическими состояниями спортсменов.

Ключевые слова: ситуативная тревожность; высококвалифицированные пловцы; спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата; психологическая подготовка.

 

Одним из решающих факторов успеха при относительно равных уровнях физической и технико-тактической подготовленности является психологическая готовность спортсмена к соревнованию [1].

Для высококвалифицированных спортсменов в напряженных ситуациях важно сохранять настрой на предстоящую деятельность. Эффективность настроя определяется устойчивой внутренней мотивации спортсменов к достижению успеха, сформиро- ванностью у них адекватного целеполагания, способностью к сохранению логики рассуждений, быстрым и точным выполнением действий в любых ситуациях, концентрацией внимания. Большое значение имеет определение факторов, которые могут негативно повлиять на мотивы, цели и действия. Один из них - ситуативная тревожность. Ее переживание связано с физическими и психологическими перегрузками, с конкретными фрустрирующими факторами, высокой напряженностью и интенсивностью.

Исследования, проведенные Н.Б. Пасынковой (2006), показали, что чем выше уровень тревожности, тем больше выражено его дезорганизующее влияние [6].

В управлении психологическими состояниями спортсменов большую роль играет выявление педагогических условий, определяющих процесс регуляции ситуативной тревожности; распределение объема, интенсивности нагрузок в разминке, выработку необходимых двигательных программ.

Одним из педагогических условий является спортивная специализация. Различные по величине и направленности физические нагрузки предъявляют к организму неодинаковые требования, вызывают определенные физиологические реакции, оказывают влияние на функциональное состояние головного мозга и возбудимость корковых клеток.

Под воздействием спортивного стиля деятельности происходит изменение в типологических особенностях нервной системы человека, резервных возможностях мозга, в том числе и кратковременной памяти, физиологических и моторных качествах [4].

Таким образом, спортивная специализация воздействует на организм спортсмена и предъявляет к нему неодинаковые требования, вызывает различные физиологические реакции. Особенность данного реагирования обусловлена не только характером осуществляемой деятельности, но и индивидуальными свойствами личности.

Учитывая физиологические особенности спортсменов с ПОДА, еще одним педагогическим условием является функциональная классификация, выступающая отличительной особенностью системы соревнований в паралимпийском спорте. Распределение спортсменов по группам и классам подразумевает обеспечение равных возможностей для достижения результата и упорядочивание соперничества.

Помимо снижения физической работоспособности и ухудшения функционального состояния ампутация и недоразвитие конечностей представляет собой значительный психотравмирующий фактор, как правило, способствующий изменению нервно- психического статуса и дезадаптации личности [10], поэтому при регуляции ситуативной тревожности необходимо учитывать такое педагогическое условие как психологические особенности спортсменов с ПОДА.

Уровень ситуативной тревожности влияет на содержание разминки пловца, поэтому необходимо учитывать такие педагогические условия, как интенсивность и последовательность выполнения упражнений и дифференциация составляющих методики в зависимости от уровня ситуативной тревожности. При её повышенном уровне необходимо использовать упражнения на расслабление мышц, движения с широкой амплитудой, ритмичные движения в замедленном, спокойном темпе. Такие упражнения способствуют успокоению при повышенном возбуждении спортсмена. При пониженном уровне ситуативной тревожности упражнения должны носить противоположный характер: следует увеличить интенсивность разминки и количество отрезков, проплываемых с ускорением; включить упражнения, повышающие силовую нагрузку, а также упражнения, выполняемые в быстром темпе [2; 5].

Разминка в воде также должна быть дифференцирована в зависимости от уровня ситуативной тревожности, так как она готовит пловца к основной нагрузке, позволяет адаптироваться к водной среде, почувствовать движения тела, привыкнуть к температуре воды [2; 3].

При регуляции ситуативной тревожности необходимо использование дыхательных упражнений, так как определяющую роль в плавании занимает правильное дыхание. Во время вдоха сильно увеличивается сопротивление воды, поскольку снижается обтекаемость тела. Соответственно, чем меньше делать вдохов, тем выше скорость. Дыхание во время плавания должно быть ритмичным и соответствовать двигательным действиям. Выдох должен быть в два раза дольше вдоха [4].

Также стоит отметить, что большое значение для управления психическими состояниями имеет ритм дыхания. Успокаивающий ритм заключается в том, что каждый выдох делается вдвое длиннее вдоха. В настоящее время установлено, что вдох связан с возбуждением симпатической нервной системы, а выдох - с ее торможением. Поэтому при увеличении продолжительности вдоха и сокращении времени выдоха происходит мобилизация нервной системы.

Этой же цели способствует увеличение задержки дыхания на вдохе. Если же, наоборот, необходимо добиться успокоения нервной системы, снять излишнее возбуждение, следует уменьшить продолжительность вдоха, одновременно увеличив время выдоха и задержку после него [1].

Выполнение дыхательных упражнений тонизирует центральную нервную систему, что способствует улучшению нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействия коры и подкорки, повышается интенсивность протекания всех физиологических процессов в организме, в том числе вентиляции и газообмена.

На основании вышеизложенного с целью достижения состояния сосредоточенности, восстановления координации движений, последовательной концентрации внимания, успокоения нервной системы, снятия излишнего возбуждения необходимо использование методики «локальных вдохов-выдохов», выполняемой путем создания образных представлений и, сопровождающих эти образы, ощущений.

Скелетная мускулатура является одним из сильных источников стимуляции мозга. Мышечные импульсы способны достаточно в широких пределах изменять его тонус.

Произвольное напряжение мышц способствует повышению и поддержанию психической активности, торможению нежелательных реакций на действующий или ожидаемый стимул. Однако ампутация и как следствие ограничение двигательной активности не только значительно ухудшает состояние органов чувств, вестибулярного аппарата, снижается координация. Происходят значительные биохимические изменения в тканях и крови, гипоксия тканей, гипертонус мышц, нарушается микроциркуляция мышечного кровотока, ухудшается мышечная чувствительность (способность оценивать положение тела и отдельных его частей в пространстве, определять величину напряжения мышц) [8].

Также при ограничении двигательной активности происходят негативные изменения в деятельности высших отделов головного мозга, его подкорковых структурах и образованиях. Уменьшение импульсации, поступающей в центральную нервную систему от работающих мышц, снижает ее тонус и функциональное состояние. Соответственно уменьшается работоспособность головного мозга, в том числе снижаются высшие функции мозга (мышление, память, внимание и др.). В основе мышечного расслабления лежит двусторонняя связь между органом управления движениями (головным мозгом) и исполнительным органом - мышцами. В силу этого интенсивная мышечная деятельность оказывает возбуждающее влияние на головной мозг, активизируя его деятельность. Когда мышцы расслабляются, количество импульсов, поступающих в центральную нервную систему, резко сокращается, оказывая на нее расслабляющее, восстанавливающее действие [9].

Таким образом, вышесказанное показывает, что с целью снятия неактуальной или чрезмерной психической активности необходимо использовать такое средство психорегуляции, как мышечная релаксация, так как, подбирая и используя различные по характеристикам физические упражнения, в соответствии с тем или иным уровнем тревожности спортсмена, можно воздействовать на изменение этого уровня, как понижать при повышенном, так и повышать при пониженном. Расслабленное состояние мышц и спокойное дыхание обеспечат более стабильное и эмоционально спокойное состояние [5].

В связи с тем, что на спортивный результат у спортсменов с поражением опорно- двигательного аппарата влияют разнообразные факторы, определение взаимосвязи между ситуативной тревожностью и индивидуальными психологическими и психофизиологическими особенностями является актуальным. При проведении корреляционного анализа использовались следующие методики:
- ситуативная тревожность - по опроснику Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина;
- уровень развития волевой саморегуляции - Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана;
- оценка мотивации к достижению успеха и избегания неудачи;
- оценка внимания - по методике «Простая зрительно-моторная реакция».

Для статистического подтверждения полученных данных выполнено построение матрицы коэффициентов множественной корреляции. Графическое изображение данной зависимости представлено на рисунке 1.

Стоит отметить, что люди умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боятся неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком высокий уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Разница между людьми состоит лишь в степени выраженности мотивов достижения успеха и избегания неудачи, а значит, и их влияния на итог работы. Можно сказать, что преобладание того или иного мотива отражается на стратегии поведения человека при выполнении задания.

Из представленных данных видно, что связь между выраженностью тревожности и мотивами достижения успеха и избегания неудач статистически значима r=0,49 (средняя положительная). Следовательно, можно предположить, что уровень тревожности оказывает влияние на проявление мотивов к достижению успеха и избеганию неудач в спортивной деятельности.
 

Рис. 1. Матрица множественной корреляции
Примечание: коэффициент множественной корреляции (R)

Развитие у спортсменов способностей к саморегуляции имеет большое значение для максимальной реализации их возможностей. В условиях стресса, связанного с выступлением на соревнованиях, возможно нарастание внутренней эмоциональной напряженности, связанной со стремлением к постоянному самоконтролю и нарастающей тревогой по поводу достижения конечной цели. Все это может приводить к повышению тревожности, преобладанию постоянной озабоченности и, как следствие, к повышенной утомляемости [5].

Анализ матрицы коэффициентов множественной корреляции показывает, что уровень ситуативной тревожности имеет тесную отрицательную связь с такой переменной, как уровень саморегуляции (r=-0,72). Уровень ситуативной тревожности является показателем чувствительности спортсмена к соревновательному стрессу, которая является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Проведенный нами анализ подтвердил исследования Е.В. Эйдмана и Л.И Дементий (2012), которые доказали, что тревожность значимо коррелирует с саморегуляцией [18]. Лучше всего контролируют свое психическое состояние лица с умеренным уровнем тревожности. Лица с низкой тревожностью легко впадают в сонное состояние, у них снижается способность к самоконтролю. Высокая тревожность дает достаточно высокий уровень самоконтроля.
А.М. Прихожан отмечает, что наличие тревожности оказывает неблагоприятное влияние на уровень развития всех свойств внимания [7].

Для оценки скорости сенсомоторных реакций, скорости и подвижности нервных центров использовали тест «Простая зрительно-моторная реакция».

Полученные данные свидетельствуют о том, что с такой переменной как концентрация внимания наблюдается средняя положительная взаимосвязь (r=0,47). Внимание играет крайне важную роль в жизни и деятельности человека: за счет осуществления концентрации на определенном, наиболее важном на данный момент стимуле оно способствует упорядочиванию психической активности и, тем самым, выступает в качестве «координационной структуры процессов достижения цели». Помимо этого, внимание является регулятором ресурсов - недифференцированных энергетических активационных возможностей организма, то есть косвенно отражает общее психофизиологическое состояние организма [6].

Уровень ситуативной тревожности оказывает влияние на результаты выступления и связан с такими показателями как уровень развития волевой саморегуляции, оценка мотивации к достижению успеха и избеганию неудач, скорость сенсомоторных реакций, что показывает необходимость выявления средств и методов специальной психологической подготовки, педагогических условий и определения средств психорегуляции, используемых при регуляции ситуативной тревожности высококвалифицированных пловцов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Литература

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие. - М.: Академия, 2004. - 224 с.
2. Каунсилмен Д.Е. Спортивное плавание: учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 208 с.
3. Клешнев И.В. Анализ тренировочного процесса пловцов-паралимпийцев // Адаптивная физическая культура. - 2009. - № 1 (37). - С. 9-11.
4. Мосунов Д.Ф. Гидропедагогика - основа гидрореабилитации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 20. - С. 37-49.
5. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность / под общ ред. В.М. Астапова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 215-224.
6. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с продуктивностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. - 2006. - № 1. - С. 67-76.
7. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 11-18.
8. Ресурсы и антиресурсы личности в современных копинг-исследованиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Л.И. Дементий. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. - 300 с.
9. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. / под ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2009.
10. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / С.П. Евсеев [и др.]. - М.: Советский спорт, 2010. - 488 с.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 4 (18) - 2016

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (16.02.2017)
Просмотров: 121 | Теги: пловец | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь