Понедельник, 23.04.2018, 03:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

О.А.Макунина

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ РАЗНЫХ
СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

Актуальность. Волевая сфера достаточно сильно начинает проявляться на последних этапах юношеского возраста, и определяет успешность личностного и профессионального развития. Сама специфика деятельности влияет на развитие уровня сформированности волевых качеств. Это вызвано тем, что юноши в большей степени включены в единый поток процессов социализации и индивидуализации, в целенаправленно организованную самостоятельную деятельность[1].

В литературе отмечают на недостаточность исследований посвященных изучению волевых качеств студентов [1, 2, 3, 4, 5, 9, 11 и др.].

Физиологические и психофизиологические механизмы проявления волевых качеств личности, волевая активность в спорте, ее структура и детерминанты, особенности в различных видах спорта изучены недостаточно полно [10]. Как в общей, так и в спортивной психологии, проблема воли, волевых качеств и волевых усилий изучена достаточно широко (А.Ф. Лазурский, 1916, С.Л. Рубинштейн, 1946, Н.Д. Левитов, 1956, А.Ц. Пуни, 1960, П.А. Рудик, 1962, В.К. Калин, 1968, В.С. Мерлин, 1971, В.А. Крутецкий, 1974, В.И. Селиванов, 1974, В.А. Иванников, 1988, Е.П. Щербаков, 1990, С.Я. Самулкин, 2004, ОН. Яцков, 2006, Д.Ю.Жихарев, 2007, Е.П. Ильин, 2009, Е В. Зефирова, 2012 и др.).

В настоящее время в связи с ростом профессионализации спорта высших достижений и развитием массового и юношеского спорта, изучение основ процесса развития волевой активности у занимающихся физической культурой и спортом, основ процесса волевой подготовки спортсменов по различным видам спорта с учетом их индивидуальности и спортивной специализации является важной научно-исследовательской задачей [2, 3].

Любая структура волевых качеств представляет собой динамическую систему, в которой ведущая и поддерживающая роли различных качеств меняются. Динамика эта определяется динамикой самой деятельности и возникающих в ней препятствий, требующих проявления определённых качеств [4].

Актуальность изучения психофизиологических закономерностей личностного развития человека в современных макро- и микросредовых условиях обозначена в программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы [8].

Представленный материал является результатом пилотного исследования по изучению психофизиологических механизмов волевой регуляции студентов различных спортивных специализаций.

Цель исследования: изучить психофизиологические особенности волевых качеств студентов-спортсменов разных спортивных специализаций.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось совместно на базе научно-исследовательских лабораторий (НИЛ) «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» и «Адаптация человека к экстремальным воздействиям» ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры».

При проведении обследований соблюдались условия: исследования проводили в первой половине дня в помещении с оптимальными гигиеническими условиями, инструкцию по выполнению задания давал один человек. Для формирования положительной установки испытуемых на психофизиологическое обследование им предварительно объяснялся смысл и значение исследований.

Изучение уровня развития волевых качеств студентов спортсменов осуществлялась по опроснику Н.Б. Стамбуловой (входит в Компендиум психологических методик России и СССР 1907-2007) [4].

Психофизиологические показатели регистрировались с помощью аппаратно-программного комплекса «НС-Психотест» (Нейрософт, г. Иваново) [6].

Анализ полученных данных осуществлялся математико- статистическими методами, включающими в себя описательные статистики, коэффициент корреляции, критерий t-Стьюдента.

Обследуемые студенты были распределены на пять групп в зависимости от избранного вида спорта по общепринятой классификации [5]: спортивные игры (n=48), единоборства (n=36), циклические (n=51), скоростно-силовые (n=25), экстремальные виды спорта (n=21). Среди обследованных студентов по уровню спортивных достижений было 5,5% чемпионов, 18,2% мастеров спорта, 40,3% кандидатов в мастера спорта, 35,9% разрядники.

Результаты исследования. Распределение студентов-спортсменов в зависимости от выраженности волевых качеств представлено на рисунке 1.

Установлено, что низкий уровень развития волевых качеств демонстрируют наименьшее число (12,8%) студентов-спортсменов по сравнению со средним и высоким уровнем. Максимальное количество проявлений волевых качеств на высоком уровне наблюдается по волевым качествам самообладание и выдержка (71,6%), инициативность и самостоятельность (62,2%), смелость и решительность (53,8%), целеустремленность (53,3%).

Максимальное количество проявлений низкого уровня развития настойчивости и упорства наблюдается у 23,3% студентов-спортсменов. Средний уровень развития качества настойчивость и упорство демонстрируют 62,2%, а низкий уровень развития данного качества имели 14,4% обследованных.

Рис.1. Распределение студентов-спортсменов в зависимости от выраженности волевых качеств

На основе полученных данных были выявлены комплексы качеств, составляющих индивидуальные стили волевой активности студентов- спортсменов (ИСВА):
ИСВА «побуждающий к действию» - включает комплекс следующих качеств: решительность, самостоятельность, смелость, целеустремленность, настойчивость. Сочетание обозначенных волевых качеств активизирует, побуждает к деятельности. Анализ данных свидетельствует о том, что данным стилем обладают 7 % от общего числа обследованных.

ИСВА «гибкий» - этот стиль объединил показатели исполнительность, инициативность, настойчивость и направлен на гибкое приспособление к объективно складывающимся обстоятельствам. Данным стилем обладают 68 % выборки.
ИСВА «сдерживающий» - третий стиль, объединивший организованность и выдержку, направленный на сдерживание, отказ от нежелательных действий, воздержание. Данный стиль волевой активности свойственен 25% опрошенных.
Исходя из этого, дальнейший анализ научного материала был направлен на установление возможных связей по показателям выраженности и генерализованности волевых качеств.

Характеристика показателей выраженности и генерализованности позволила установить синхронность проявления волевых качеств у спортсменов циклических, скоростно-силовых видов спорта и единоборцев. У студентов-спортсменов игровых видов спорта определили гетеросинхронность с преобладанием показателей выраженности следующих волевых качеств: выдержки и самообладания, настойчивости и упорства, инициативности и самостоятельности. Полученные данные согласуются с результатами представленными в литературе [10].

Результаты психофизиологического исследования сенсомоторных реакций позволил провести типизацию обследуемых по степени проявления изучаемых качеств и свойств нервных процессов (табл. 1).

Таблица 1
Соотношение числа студентов-спортсменов с различными качественными характеристиками свойств нервных процессов, %

На основании полученного соотношения числа студентов- спортсменов с различными психофизиологическими типами можно заключить, что функциональное состояние организма в условиях воздействия учебно-профессиональной и тренировочно-соревновательной деятельности обусловлено наиболее часто встречаемыми свойствами и качествами нервной системы обследуемых.

Полученные результаты позволили составить модельную характеристику волевых качеств и свойств нервной системы студентов различных спортивных специализаций (табл. 2).

Вышеизложенные результаты позволят обогатить психофизиологическую составляющую процесса волевой подготовки спортсменов в сочетанных видах деятельности (учебно- профессиональной, учебно-тренировочной и соревновательной). Полученные результаты могут быть полезны для тренеров, командных психологов и спортсменов.

Таблица 2
характеристика волевых качеств и свойств нервной системы студентов различных спортивных специализаций

Выводы:

1. В каждом виде спорта наличие и устойчивость проявления основных волевых признаков и широта их проявления в различных жизненных ситуациях и спортивной деятельности детерминирована по- разному.

2. Структура волевой активности спортсменов неодинакова и имеет свои специфические особенности в зависимости от вида спорта. В игровых видах спорта доминируют такие волевые качества как целеустремленность, решительность и смелость; в скоростно-силовых - целеустремленность, инициативность и самостоятельность, решительность и смелость; в единоборствах - целеустремленность, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, а в сложно- координационных - настойчивость и упорство, решительность и смелость.

Список литературы

1. Быков, В. А. Генезис волевой регуляции: дисс.... док. псих. наук. - М., 2003. - 452 с.
2. Жихарев, Д. Ю. Диагностика и формирование волевой саморегуляции юных боксеров в условиях детской юношеской спортивной школы: дисс. ... канд. псих. наук. / Д. Ю. Жихарев. - Ставрополь, 2007. - 197 с.
3. Зефирова, Е. В. Психологические критерии прогнозирования успешности выступлений спортсменов (на примере спортивных единоборств): Автореферат дисс. .канд. псих. наук / Е.В. Зефирова. - Санкт-Петербург, 2012. - 23 с.
4. Ильин Е.П. Психология воли 2-е изд. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
5. Кабачкова А.В. Исследование индивидуальной адаптации студентов к учебной и физкультурной деятельности: автореф.. канд. биол. наук / А.В. Кабачкова. - Томск, 2009. - 25 с.
6. Компания Нейрософт URL:http://www.neurosoft.ru/rus/product/ns- psychotest-2010-1/index.aspx (дата обращения: 10.06.2015).
7. Петрушкина, Н. П. Физиологические основы спортивной деятельности / Н. П. Петрушкина, В. А. Пономарев. - Челябинск: Уральская Академия, 2014 . - 96 с., с. 73-85.
8. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы. - Режим доступа: http://www.ras.ru/scientificactivity/2013-2020plan.aspx. Время доступа: 05.05.2015.
9. Пуни, А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте: учеб. пособие / А.Ц. Пуни ; ЛГИФК . - Л. : ЛГИФК, 1977 . - 48с.
10. Самулкин С.Я. Особенности волевой активности представителей различных видов спорта: автореф. дисс. ... псих. наук / С.Я. Самулкин. - Пермь, 2004. - 22 с.
11. Яцков, О. Н. Психологические особенности развития волевой сферы молодых людей в процессе подготовки специалиста : дис. ... канд. психол. наук / О.Н. Яцков. - Астрахань, 2006. - 111 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (13.02.2018)
Просмотров: 100 | Теги: волевые качества | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь