Воскресенье, 11.12.2016, 12:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

ПРОВЕРКА ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В ОБЛАСТИ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ПОЛНОТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УП

ПРОВЕРКА ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В ОБЛАСТИ НАЛОГОВ И СБОРОВ, ПОЛНОТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ

С 1 января 2012 г. был установлен новый вид налоговых проверок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Проводит данный вид проверок Федеральная налоговая служба Российской Федерации по месту своего нахождения. Подробнее об этом - читайте в представленном материале.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" взамен нескольких действующих статей ввел в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) целый раздел, посвященный налоговому контролю сделок, заключаемых между взаимозависимыми лицами. В этом разделе НК РФ налоговому контролю в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами посвящена целая глава - 14.5 НК РФ.

Прежде следует отметить, что информация о контролируемых сделках, полученная от налогоплательщиков и налоговых органов, поступает в Межрегиональную инспекцию ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения (далее - МИ ФНС России). МИ ФНС России является территориальным органом, осуществляющим функции по автоматизированному контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах в части вопросов ценообразования и информационному обеспечению деятельности ФНС России, органов государственной власти и местного самоуправления, налогоплательщиков в данной сфере в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

МИ ФНС России обеспечивает прием, обработку, хранение и анализ информации о контролируемых сделках в соответствии с разд. V.1 НК РФ, осуществляет мониторинг и использование источников информации, необходимых для анализа и контроля цен для целей налогообложения, а также анализ и оценку рыночных процессов и ценообразования на внешних и внутрироссийском рынках.

По результатам обработки поступивших сведений налоговый орган может принять решение о проведении проверки по контролируемой сделке. Целью такой проверки является установление факта соответствия (или несоответствия) применяемых налогоплательщиком цен по сделке уровню рыночных цен.

Проверку по контролируемой сделке проводят сотрудники МИ ФНС России по ценообразованию, и проводится она по месту нахождения самой МИ ФНС России, то есть все контрольные мероприятия осуществляются без выезда к налогоплательщику, посредством изучения и проверки представленных документов и сведений.

В п. 1 ст. 105.17 НК РФ отмечено, что основаниями для проведения ФНС России проверки соответствия цен являются:

- уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;

- извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;

- выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.

При проведении проверок ФНС России вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные ст. ст. 95 - 97 НК РФ, которые регламентируют, что для проведения проверки налоговики могут привлекать экспертов, специалистов и переводчиков. Потребность в таких специалистах может возникнуть в случае, когда, например, контракт заключен на иностранном языке или предметом сделки является редкий товар, а также в других подобных случаях.

 

Обратите внимание! Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам производится в рамках самостоятельной проверки и не может быть предметом выездных и камеральных проверок (абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

 

В соответствии с п. 2 ст. 105.17 НК РФ проверка проводится должностными лицами ФНС России на основании решения руководителя (заместителя руководителя) ФНС России о проведении проверки. Такое решение может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения.

Напомним, что для фиксации проведения налоговых проверок Приказом ФНС России от 26 ноября 2012 г. N ММВ-7-13/907@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении результатов проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, Оснований и порядка продления срока проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, Требований к составлению акта проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" утверждены:

- форма решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (Приложение N 1 к данному Приказу);

- форма решения о продлении срока проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (Приложение N 2 к данному Приказу);

- Основания и порядок продления срока проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (Приложение N 3 к данному Приказу);

- форма справки о проведенной проверке полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (Приложение N 4 к данному Приказу);

- форма акта проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (Приложение N 5 к данному Приказу);

- Требования к составлению акта проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (Приложение N 6 к данному Приказу);

- форма решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (Приложение N 7 к данному Приказу);

- форма решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (Приложение N 8 к данному Приказу).

Рекомендации по подготовке и представлению документации в целях налогового контроля изложены в Письме ФНС России от 30 августа 2012 г. N ОА-4-13/14433@.

Пунктом 2 ст. 105.17 НК РФ предусмотрено ограничение количества проверок в отношении одной сделки за один календарный год до одной. Следует иметь в виду, что в случае если в результате проведения налоговой проверки у одной стороны договора цена сделки была признана соответствующей рыночной, то должностные лица ФНС России не вправе проверять соответствие цены по указанной сделке рыночным ценам у другой стороны договора.

При этом разрешено проведение выездных и камеральных проверок в том же налоговом периоде, в котором проводилась проверка в отношении сделки.

ФНС России обязана уведомить налогоплательщика о принятии решения о проведении проверки в течение трех дней со дня его принятия.

Срок проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в соответствии с п. 3 ст. 105.17 НК РФ исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Проверка проводится в срок, не превышающий 6 месяцев. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 12 месяцев.

Кроме того, п. 4 ст. 105.17 НК РФ предусматривает продление срока проведения проверки в случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. В этом случае срок проверки продлевается дополнительно на срок, не превышающий шести месяцев. Если иностранные государственные органы в течение этого периода не предоставили информацию о налогоплательщике или ценах, срок проверки может быть увеличен на три месяца.

Копия решения о продлении срока проведения проверки направляется налогоплательщику в течение трех дней со дня его принятия.

Основаниями продления срока проведения проверки до 12 месяцев являются:

- проведение проверки в отношении организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков;

- возникновение на месте проведения проверки обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и тому подобное);

- непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки.

Решение о продлении срока проведения проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России. Решение вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком (его представителем), либо направляется налогоплательщику по почте заказным письмом в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.

В соответствии с п. 5 ст. 105.17 НК РФ налоговый орган может проверить контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

ФНС России может направить налогоплательщику требование о представлении документации в отношении контролируемой сделки (п. 6 ст. 105.17 НК РФ). Истребуемая документация представляется налогоплательщиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования. При направлении требования должен соблюдаться порядок, установленный п. п. 1, 2 и 5 ст. 93 НК РФ.

В Письме от 19 февраля 2013 г. N 03-01-18/4414 Минфин России разъяснил, что указанное требование может направляться только в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением контролируемых сделок (то есть со дня вынесения решения о проведении такой проверки до дня составления справки о ее проведении). Также в Письме отмечено, что налоговый орган вправе истребовать информацию о конкретной сделке и вне рамок проверки. Данное полномочие предусмотрено п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Однако в этом случае представлять документацию о контролируемой сделке налогоплательщик не обязан. Он может ее представить по желанию.

ФНС России вправе запросить документы (информацию) не только у проверяемого налогоплательщика, но и у других участников контролируемой сделки. Делается это путем направления поручения об истребовании документов (информации) в территориальную налоговую инспекцию лица, у которого истребуются документы (информация). А уже эта налоговая инспекция направляет соответствующее требование непосредственно участнику контролируемой сделки.

В последний день проверки специалисты налоговых органов должны составить справку о проведении проверки, в которой фиксируются предмет и сроки проведения проверки (форма такой справки утверждена Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@) и вручить ее налогоплательщику под расписку.

Если налогоплательщик откажется ее получать или будет уклоняться от этого, то справку ему направят по почте заказным письмом. В этом случае справка будет считаться полученной налогоплательщиком на шестой день, считая с даты отправки заказного письма (п. 8 ст. 105.17 НК РФ).

Если в ходе проверки проверяющие установят факты применения нерыночных цен и занижения сумм налогов, то в течение двух месяцев со дня оформления справки о проверке они обязаны составить Акт проверки контролируемой сделки.

В акте проверки специалисты налоговых органов должны указать:

- факты отклонения цены сделки от рыночных цен в сторону повышения от максимальной предельной цены или в сторону понижения от минимальной предельной цены;

- обоснование того, что это отклонение повлекло занижение суммы налога;

- расчет суммы такого занижения.

Акт проверки вручается налогоплательщику под расписку (в течение 5 дней) или отправляется ему заказным письмом (п. п. 9 - 11 ст. 105.17 НК РФ).

После получения акта налоговой проверки налогоплательщик должен ознакомиться с ним. В случае если он не согласен с фактами, изложенными в акте, или с выводами и предложениями проверяющих, ему необходимо представить свои возражения по акту. Возражения следует представить в ФНС России. К письменным возражениям по акту проверки следует приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений. Для реализации этого права отводится 20 дней со дня получения акта проверки.

Акт, другие материалы проверки, возражения налогоплательщика рассматриваются руководителем МИ ФНС России по ценообразованию (его заместителем) в течение 10 дней после истечения срока, отведенного налогоплательщику для представления возражений. Налоговый орган может продлить срок рассмотрения, но не более чем на один месяц.

В.В.Семенихин

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (27.06.2014)
Просмотров: 327 | Теги: налогообложение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016