Воскресенье, 19.01.2020, 14:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ КАК РАЗДЕЛА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

И. И. Тимофеев, В. М. Гапоненко

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОМУЗЫКОЛОГИИ КАК РАЗДЕЛА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Как учебная дисциплина музыкальная фольклористика начала появляться ещё до ее появления в послереволюционный период как необходимого предмета в курсах высших учебных заведений. Этот предмет формировался и был тесным образом связан с традициями русской культуры, но и под влиянием отечественной науки, литературы и искусства. Особенную роль в становлении этномузыкологии как части учебного процесса заслуживает русское просветительство.

В связи с реформами Петра I просветительские идеи вышли на достаточно высокий уровень. В 1725 году была основана Петербургская академия наук, а открытие в 1755 году Московского университета стало важнейшим событием в культурной жизни страны. При университете появились и первые научные сообщества и такие значимые центры культуры, как Академия художеств и Малый театр [1, с. 256].

Начала набирать обороты такая форма изложения материала, как лекция. Публичные лекции, которые возникли на пике просветительской деятельности внутри страны, стали одной из самых распространенных форм деятельности научных и гуманитарных учреждений.

Направление и тематика лекций отличалась многообразием. «Объяснительные чтения» - лекции, посвящённые широкому спектру проблем, проводились в Политехническом музее. В музыкально- просветительских организациях также проводились подобные лекции - например, в Русском музыкальном обществе, Бесплатной музыкальной школе [2, с. 25].

Лекции использовали в своей деятельности М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн и многие другие выдающиеся музыканты. В 1880-х общественности стали известны так называемые «исторические концерты» А. Г. Рубинштейна, в которых была ярко продемонстрирована идея фортепианной музыки от ее зарождения до современности. «Исторические концерты» с успехом прошли не только в России, но и в Европе.

В 1859 году А. Г. Рубинштейн посодействовал организации Русского музыкального общества. Чуть позднее филиалы данного общества были открыты во многих регионах России, что привело в свою очередь к началу активной просветительской деятельности в регионах и открытию музыкально-образовательных учреждений различных типов.

На основе музыкальных классов, открытых РМО, появлялись музыкальные училища и позднее - консерватории. Петербургская (1862) и Московская (1866) ознаменовали начало профессионального музыкального образования в России.

В музыкальной фольклористике идеи о просвещении и образовании начали проявляться более активно с появлением и дальнейшим развитием этномузыкологии как самостоятельной отрасли научного знания.

Музыкальные критики В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов стояли у истоков музыкально-фольклористического образования в России. Они одни из первых обозначили важные аспекты специфики будущего предмета, его цели и задачи. В. Ф. Одоевский являлся продолжателем идей Ломоносова. В. Ф. Одоевский обладал огромным талантом для того, чтобы подходить к данной проблеме с самых разных сторон, в которых сочетались аналитический подход и художественно образный язык. Его мнения о русском народном творчестве, критика М. И. Глинки и взгляды на музыкальное образование возводят его в ранг выдающихся отечественных музыковедов.

Он писал следующее: «Образовывать публику в музыкальном отношении необходимо; это - долг всякого знающего музыку, как долг всякого знающего грамоте научить ей неграмотного» [3, с. 94]. Особое значение он уделял степени изученности народных музыкальных традиций и исторического фактора. В XVIII веке основным и весомым недостатком было влияние западноевропейской теории и были обозримы несоответствия между академической музыкой и русской народной песней [4].

Он справедливо полагал, что для полноценного изучения и преподавания этномузыкологии должны быть документальные и точные записи.
Это собрание должно выглядеть наиболее полно, со всеми возможными оттенками и различными вариантами.

Научное изучение песенного творчества тогда являлось одним из важных принципов при введении курса народного музыкального творчества в образовательный процесс. Главной задачей здесь являлось теоретическое обоснование русской народной музыки, включая при этом и понятие лада, гармонии, ритма, но это необходимо было сделать, исходя из услышанных напевов.

Таким образом, исследователь получал возможность осуществить переход от абстрактных представлений к подлинно научному знанию, когда представится возможным «бессознательное доныне ощущение перевести на технический язык, определить те внутренние законы, коими движется наше народное пение» [4].

Н. А. Янчук в одной из статей для периодического издания отмечал: «Музыка есть жизнь. Она не только служит отражением творца- музыканта и жизни его народа, но в тоже время и в себе самой содержит значительную частицу того живительного начала, той одухотворяющей и возвышающей силы, которой обязаны все успехи культурного развития народов» [3, с. 94].

Эту точку зрения поддерживал и Н. И. Компанейский: музыка, по его мнению, должна развивать разум и быть двигателем энергии, служить вдохновением подъёма народа для движения к благу. Музыка играет важную роль как способ достижения подъёма творческой активности и энергии общества в самом разнообразном значении [4].

Периодические издания того периода большое значение уделяли проблеме демократизации музыкальной культуры. Поднимались вопросы, затрагивающие тему необходимой работы по поднятию образования и культурного уровня населения, в частности, обсуждалась перспектива объединения отечественного музыкального искусства с жизнью, которое бы привело к прогрессу в новых формах.
Стоит отметить, что народное музыкальное творчество явилось платформой для дальнейшего развития наметившихся в начале XX века реформ в сфере музыкального образования.

Концерты-лекции - эта форма просветительской деятельности сформировалась под влиянием существующих тогда этнографических концертов. Для таких концертов было характерно уделять внимание самым разным традициям в географическом смысле, практиковался показ русского фольклора наряду с народным творчеством других этносов.

Мероприятия такого плана ставили перед собой задачу в каждой лекции заняться подробным изучением того или иного вопроса. Разнообразность тематики образовывала цикл, что придавало чтениям систематизированный характер и повышало эффективность посещения с привлечением посетителей из числа любителей русского фольклора.

Е. Э. Линевой в 1903 году был составлен цикл из шести концертов- лекций, что положило начало опытам подобного рода. В этом цикле Е. Э. Линевой был сформулирован ряд проблем актуальных для фольклористов начала XX века. Данные лекции были посвящены следующим вопросам:

- Великорусская народная песня;

- Малорусская песня:

- Инородческие песни с делением при возможности на две и более рода по группам;

- Славянские песни или песни Западной Европы в сравнении с русскими;

- Церковное пение и его сопоставление с народной музыкой;

- Отражение характера народной песни и музыки в произведениях композиторов [5, с. 50].

Таким образом, в проекте Е. Э. Линевой нашли отражение три тенденции, появившиеся в среде специалистов и компетентной публики эт- номузыкологических знаний.

Первая тенденция была обусловлена традицией, заложенной с периода Московской этнографической выставки 1867 года, а также «Первого этнографического концерта» Н. С. Кленовского. Задачей этого направления было показать многогранность различных устных народных традиций великоруской народной музыки в ее связи, например, с украинским фольклором, народной музыкой малых народов и славян запада.

Второе направление в этой сфере явилось продолжением деятельности, которую начали В. Ф. Одоевский, Д. В. Разумовский, а чуть позднее продолжили в начале XX века палеографы и медиевисты С. В. Смоленский, Н. И. Компанейский, А. Д. Кастальский, А. Т. Гречанинов. Деятельность этих исследователей была направлена на изучение взаимосвязи профессионального церковного пения с музыкальным фольклором.

Третье направление характеризуется изучением влияния фольклора в произведениях русских композиторов. Это было присуще многим фольклорным исследованиям в конце XIX - начале XX в. Данные вопросы ранее уже осветил П. И. Бларамберг в докладе, посвящённом русской народной песне. Но, несмотря на то, что П. И. Бларамберг в рамках своего доклада в краткой форме уже наметил сформулированное Линевой содержание концертов - лекций: в этом проекте по каждой из тем предлагалось отдельное мероприятие просветительского характера. Помимо этого, начал появляться общественный резонанс в среде этнографов, занимающихся изучением музыкального фольклора, который, несомненно, был связан в связи с активной деятельностью Е. Э. Линевой по организации концертов - лекций в Москве.

Подход к изучению различных форм народной культуры в социальном и географическом аспектах привёл к изменению методики исследований. Подразумевается методика ареального полевого исследования, которая предполагала полное изучение местности, а также включала в себя методы обработки и обобщения материала, то есть типологическое структурирование и картографирование. Данные методы применялись для весьма объёмного материала и предполагали синхронический срез традиций. Обоснование данных методов получило распространение в трудах Е. В. Гиппиуса [6, с. 248].

Полевые исследования выступают как основной метод для изучения традиционной культуры, в том числе и музыкального фольклора. В результате применения этого метода реализуется воссоздание архаичных образцов и изучение современности. Исследования ведутся, как правило, на определённых территориях, где изучаются жанры народной музыки во взаимодействии с теми или иными обрядами. Основной целью таких исследований является воссоздание архаичных образцов в этномузыкологии.

Важным условием в методике обработки и использовании полевого материала служит текстологический анализ, который соответствовал бы исходному образцу, и только лишь после этого материал необходимо внедрять в работу. Каждую отличающуюся по времени коллекцию следует подвергать музыкальному анализу и классификации, а позднее при условии отсутствия отличий включать в общий спектр. Этномузыколо- гия, по мнению Т. С. Рудиченко, нуждается в балансе между реконструкцией архаики и современностью [6, с. 250].

Структурно-типологический метод был внедрён в этномузыкознание из области лингвистики. Основоположником являлся Ф. Де Сюссер в конце XIX века, который явился автором тезиса о двухуровневой сущности явлений культуры, имеющих поверхностную и глубинную структуру. Данный тезис можно применить к музыкальному фольклору следующим образом: на мыслительном уровне, предполагающем большое количество вариативных исполнительских проявлений, и также на уровне конкретного исполнительского акта, изучением которого занимается фольклорист [7, с. 26].

Задача исследователя заключается в расшифровке скрытого структурного образа, пользуясь при этом наибольшим материалом исполнительской деятельности.

Ареальный метод исследования получил своё распространение из структурно-типологического метода, так как структурная типология материала послужила импульсом для установления картографирования. В качестве примера следует привести песенный тип, выделяемый К. В. Квиткой, определённый ритмической структурой. Если брать во внимание наблюдения Е. В. Гиппиуса касательно структурной независимости компонентов музыкальных форм, взаимосвязанных между собой, объектами картографирования выступили ритмические и мелодические песенные образцы, в результате чего занесение их на карту позволило пронаблюдать отличия в динамике их развития по территориальному признаку [8, с. 187].

В неразрывной связи с историей в 50-е годы начала бурно развиваться этномузыковедческая текстология, в круг компетенций которой входила оценка подлинности ранних публикаций музыкального фольклора. В это же время начали переиздаваться сборники, включающие в себя текстологические исследования периода XVIII-XIX веков [9, с. 64].

Изначально в народном инструментоведении главной целью являлось этноорганологическое направление - описание музыкальных инструментов и их классификация. Впервые подобная классификация была введена в использование немецкими учёными К. Заксом и Э. Хорнбостелем.

Позднее начало активно развиваться этноораганофоническое направление, которое было нацелено на изучение особенностей музыки, исполняемой на народных инструментах. Начиная с первых ступеней исследований, учёные обнаружили связь региональных традиций с существующими инструментами [9, с. 85].

В 70-е годы стало образовываться ещё одно направление в сфере этномузыкологии - практическое этномузыкознание. У истоков зарождения этого направления стоял Е. В. Гиппиус, который ещё с 20-х годов большое внимание уделял фольклорному исполнительству. Немалую роль в формировании данного направления имели молодёжные фольклорные объединения, появившиеся в конце 60-х годов на волне масштабной заинтересованности народным искусством.

Значимое положение в процессе становления практического этному- зыкознания занимали и исследователи, имевшие профессиональное дири- жерско-хоровое образование: А. В. Руднева, которая на протяжении долгого времени занималась консультацией фольклорного ансамбля Московской консерватории, В. М. Щуров, придумавший новые методики и внедривший их в практику дирижёров народных хоров. Практическое направление позволило развить интерес этномузыкологов к терминологии исполнительства, к пониманию ими составляющих в структуре народной музыки, что впоследствии получило своё распространение в научных трудах [8, с. 190].

В процессе развития компьютерных технологий появилась возможность использования компьютера для анализа звуковысотных структур, что ранее не представлялось возможным в использовании системы нотной графики.

В последние десятилетия весьма важным и полезным является сотрудничество этномузыкологов с социологами, культурологами и этнопсихологами, что позволяет наиболее комплексно и полно подходить к изучению процессов, происходящих в народной культуре, при этом, учитывая особенности экономики, политики, роста технологий. Подробно изучая все взаимосвязи этих дисциплин, появляется возможность получить доступ к глубоким адаптационным механизмам народной культуры, которые являются важной вспомогательной силой для её выживания в сложных современных реалиях.

Список литературы

1. Смирнов Д. В. История русской музыкальной фольклористики. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии как музыкально-фольклористический центр России второй половины XIX - начала XX в. Ч. I. Деятельность Этнографического отдела. 1867-1900. Москва, 2012. 256 с.
2. Лобкова Г. В. Становление отечественной этномузыкологии и программа подготовки специалистов // Первый всероссийский конгресс фольклористов : сб. докл. 2006. С. 25-28.
3. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. Москва, 1956. 94 с.
4. Смирнов Д. В. Становление музыкальной фольклористики как учебной дисциплины в России конца XIX - начала XX века. URL: http://econf.rae.ru/article/7733 (17.12.2018).
5. Смирнов Д. В. Экспедиции Е. Э. Линевой 1901 года в Новгородской губернии (по материалам писем) // Живая старина. 2011. № 3. С. 49-53.
6. Рудиченко Т. С. Проблемы методологии современной этномузы- кологии // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-11. С. 248-249.
7. Гиппиус Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодии // Актуальные проблемы современной фольклористики / отв. ред. В. Е. Гусев. Ленинград, 1980. С. 26.
8. Пашина О. А. Основные методологические направления музыкально-фольклористических исследований // Первый всероссийский съезд фольклористов : сб. докл. 2005. С. 186-194.
9. Материалы и статьи: к 100-летию со дня рождения Е. В. Гиппиуса. Москва, 2003. С. 59-109.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (09.12.2019)
Просмотров: 36 | Теги: музыкальное образование, этнос | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь