Пятница, 20.07.2018, 05:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Пропаганда занятий физической культурой, спортом и здоровым образом жизни среди студенческой молодёжи

Л.Т.Шавруков, О.В.Кадач, В.А.Кузьмин, М.Д.Кудрявцев, Г.Я.Галимов

Пропаганда занятий физической культурой, спортом и здоровым образом жизни среди студенческой молодёжи

Аннотация. В статье рассмотрена важность и значимость пропаганды, мотивации и привлечения к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни современной молодежи. С помощью методов теоретического анализа, экспертной оценки, математической статистики, педагогического наблюдения и выявления случаев заболеваний среди студентов были выявлены основополагающие направления в организации пропаганды физического воспитания, здорового и активного образа жизни среди современной молодежи.

Ключевые слова: студенты, здоровый образ жизни, пропаганда, здоровье, физическая культура, спорт

 

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время, несмотря на оптимистичную, но имеющую мало общего с реальной действительностью, статистику, стремительно растут как уровень заболеваемости среди молодежи, так и уровень смертности. Именно поэтому, необходимо внедрять культуру здорового образа жизни.

Физическая культура и спорт являются важнейшими составляющими жизни человека, они обеспечивают физическое и нравственное здоровье населения, в целом, значительно влияют на воспитание молодежи. Кроме того, спорт играет важную роль в политической жизни страны.

Проведение крупных спортивных соревнований (Олимпийские игры, чемпионаты мира, коммерческие турниры) способствует развитию производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, гостиниц, спортивных сооружений, создание дополнительных рабочих мест и т.д.). При рациональной организации массовых физкультурно-массовых мероприятий осуществляется воспитание участников. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, а также привычка к ведению здорового образа жизни и в дальнейшем, воспитание собственных детей в правильном направлении.

В целом, массовая физическая культура и спорт будут отражаться на развитии личности молодежи только в том случае, если они будут частью системы воспитания молодежи с самого раннего детства [1]. Для достижения вышеизложенного на территории России ведется активная пропаганда занятий физической культуры и здорового образа жизни.

Пропаганда — открытое распространение взглядов [2], фактов, аргументов и других сведений для формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами. В настоящее время все большую популярность приобретает стремление к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни активно пропагандируется как в модных СМИ, так и в повседневной жизни каждого человека. Для взрослых людей, привыкших жить без оглядки на нормы здорового образа жизни, есть шанс выбрать либо свое здоровье и долголетие, либо ожирение и старость полную болезней. Говоря о подрастающем поколении, необходимо отметить, что в последние годы, несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни далеко не все следуют его нормам.

Пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд [4] .

Важной составляющей ЗОЖ так же можно назвать двигательную активность. Каждому организму нужна достаточная двигательная активность, закаливание, обтирание, обмывание холодной водой, а также соблюдение личной гигиены [5] .

В современном мире в большинстве развитых стран государство поощряет ответственное отношение к своему здоровью. В ряде европейских стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физической культурой. Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека [2] .

Вовлечение как можно большего числа преподавателей и сотрудников вуза в регулярные занятия физической культурой, спортом и туризмом служит сильной мотивацией для молодых людей. Значительную роль в ее осуществлении занимает активная пропаганда физической культуры и спорта. Для этого крайне важно повышать уровень физического образования как студентов, аспирантов, так и преподавательского состава. Необходимо проводить внеучебные массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия между всеми членами коллектива высшего учебного заведения.

Пропаганда в высших учебных заведениях должна быть конкретной, интересной, постоянно насыщаться чем — то новым, другими словами, не стоять на месте, а двигаться и развиваться в разных направлениях [3]. Для развития пропагандистских видов работы должны быть созданы специальные отделения в спортивных клубах.

Основным средством пропаганды является формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Основные методы, используемые при формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом, являются: похвала или порицание; соревнование с другими; влияние успеха и неудачи; влияние общественного внимания; наличие перспективы, конкретной цели. Резервами формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом являются: «потребность во взрослости»; общая активность студента, его готовность включаться в спортивную деятельность со взрослыми и сверстниками; стремление молодого человека к самостоятельному увеличению интереса к занятиям, проявляющегося в избирательности к видам занятий физической культурой и спортом; возрастание определенности и устойчивости интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Что же касается угасания мотивации к занятиям физической культурой и спортом, то это бывает в тех случаях, когда мотивы молодёжи удовлетворены, а на смену им не сложились более зрелые мотивационные установки [6] .

Результаты исследования по итогам проведения пропаганды о пользе здорового образа жизни:

1. Определение частоты и длительности заболеваний. Исследование показателей частоты и длительности заболеваний в течение учебного года осуществлялось на основе изучения медицинских карт, где учитывалось количество заболеваний (таб. 1) и их продолжительность (количество дней) — (таб. 2) в течение учебного года.

Исходные данные по количеству заболеваний и длительности заболеваний получены по данным прошлого учебного года.

Таблица 1.
Количество случаев заболеваний (M+m,%)

Количество случаев заболеваний в течение учебного года статистически достоверно (p < 0,05) ниже в течение проведения педагогического эксперимента с использованием элементов пропаганды в виде лекций о здоровом образе жизни, по сравнению с предыдущим учебным годом, где таковых лекционных пропагандистских занятий не проводилось. Исследование длительности заболеваний (в днях) показало следующее (см. таб. 2).

Таблица 2.
Длительность заболеваний (в днях) (M+m,%)

Анализ сравнительных данных показывает, что более устойчивыми к различным заболеваниям в период учебного года оказались студенты, которые занимались по экспериментальной программе физического воспитания с использованием элементов пропаганды в виде лекций о здоровом образе жизни, — по количеству случаев и по длительности (p < 0,05) заболеваний.

Содержание дополнительных пропагандистских лекционных занятий включало в себя перечень знаний, навыков и умений, которыми необходимо овладеть студентам с преимущественной ориентацией на оздоровительные, общеразвивающие, и спортивно-рекреационные задачи. При этом приоритетное внимание уделялось пропаганде формирования физического, психического и социально-нравственного здоровья, личностно-ориентированного подхода в системе индивидуального выбора способов физкультурной деятельности. Высокоэффективным для молодых людей был рассказ об использовании в системе физического воспитания студентов нетрадиционных оздоровительных средств на примере хатха-йоги.

Важно было довести сведения об использовании принципа универсальности, позволяющего применять знания и способы деятельности на дополнительных оздоровительных занятиях физической культурой в различных регионах страны и для студентов с различной степенью физкультурной грамотности и подготовленности [7-10].

Таким образом, проведенный анализ данного вопроса позволяет сделать вывод о том, что физическая культура и спорт способствует не только развитию физического состояния, укреплению здоровья, но и помогают молодому человеку укрепить свои нравственные и интеллектуальные качества. Физическая культура, здоровый образ жизни и спорт способствуют формированию силы воли, и правильному воспитанию, начиная с самой юности. В последние время влияние физической культуры и спорта на становление молодого человека как личности активно возрастает.

Литература:

1. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва, 2001. С. 472;
2. Википедия//ru.Wikipedia.org. Свободная энциклопедия. URL: // ru.Wikipedia.org/wiki/Пропаганда;
3. Евсеев Ю. И. Физическая культура. Ростов-на-Дону, 2003. С.384;
4. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. / Под ред. Виленского М. Я. — М.: Кнорус, 2013;
5. Воронова Е. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры — Ростов на Дону: Феникс, 2014;
6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. 508 с.;
7. Копылов Ю. А., Яцковская Л. Н., Кудрявцев М. Д., Кузьмин В. А., Толстопятов И. А., Ермаков С. С. Концепция структуры и содержания оздоровительных занятий для студентов высших учебных заведений // Физическое воспитание студентов.—2015.— № 5 — С. 23-30. http://dx.doi.org/10.15561/20755279.2015.0 504;
8. Кудрявцев М. Д. Обоснование эффективности учебных занятий по физической культуре с оздоровительной и образовательной направленностью на основе оценки показателей использования элементов здорового образа жизни [Текст] / М. Д. Кудрявцев,
Г. Я. Галимов, А. В. Гаськов // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск 13. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуд. ун-та.— 2012. С. 121-124;
9. Кудрявцев М. Д. Организация физкультурно- образовательной деятельности в развивающем обучении [Текст] / М. Д. Кудрявцев, Г. Я. Галимов, В. А. Стрельников // Вестник Бурятского государственного университета. Дополнительный выпуск. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та. — 2012., С. 97-105;
10. Кудрявцев М. Д. Социокультурная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья: практический аспект (на примере Торгово-экономического института ФГАОУ ВПО СФУ) [Текст] / М. Д. Кудрявцев, Л. А. Коношенко, В. Г. Гончарова, Т. Н. Мяделец. Журнал Сибирского Федерального университета. Гуманитарные науки 2013 6 (4) HUMANITIES & SOCIAL SCIENCES 2013 6 (4) С. 555-561;
11. Кудрявцев М. Д. Оздоровительная направленность учебных занятий по физической культуре [Текст] / М. Д. Кудрявцев, Г. Я. Галимов, // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. Вып. № 2, июнь 2013. Педагогика.— Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т. С. 118-121;
12. Кузьмин В. А., Кудрявцев М. Д., Копылов Ю. А., Галимов Г. Я., Стрельников В. А. Концептуальные основы необходимости обновления дополнительного оздоровительного физического воспитания студентов // Молодая спортивная наука Беларуси: материалы Междунар. науч. — практ. конф., Минск, 8-10 апр. 2014 г.: в 3 ч. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; ред- кол.: Т. Д. Полякова (гл. ред.) [и др.] . — Минск: БГУФК, 2014. — Ч. 2.— С. 162-165.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (16.06.2018)
Просмотров: 48 | Теги: физкультура, пропаганда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь