Воскресенье, 11.12.2016, 12:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Техника. Технические науки

Институциональные аспекты безопасности технико-технологических объектов и процессов

Pассмотpена методология институционально-экономического анализа обеспечения безопасности техникотехнологических объектов и процессов, объединяющая и учитывающая все возможные факторы и аспекты безопасности.

Институциональные аспекты безопасности технико-технологических объектов и процессов

Обеспечение безопасности производственных объектов, процессов, зданий, инженерных сооружений, транспорта — важнейшая задача всего современного общества и государства. Ведь риски, связанные с этой безопасностью, носят не только экономический, но и социальный, а порой и политический характер. Обеспечение безопасности основывается на принятой официальной концепции безопасности в современной России.

Согласно Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" № 116-ФЗ от 21.07.1997 "... промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность) — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий".

В Федеральном законе "О техническом регулировании" № 184-ФЗ от 27.12.2007 используется следующее понятие: "Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее — безопасность) — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений".

Приведенные два определения наглядно иллюстрируют генезис концепции безопасности от концепции "исключения катастрофических исходов" до принятой сейчас концепции "приемлемого риска".

Таким образом, основными задачами обеспечения безопасности являются:

• определение величины приемлемого (нормативного, допустимого) риска с учетом всех экономических, социальных и политических факторов;

• снижение фактического риска до приемлемого уровня [1].

Обеспечение безопасности в виде самостоятельных разделов, так или иначе, входит в состав всех технических, отдельных экономических, социальных и юридических наук. При этом с позиций этих наук анализируются лить отдельные аспекты безопасности. Обеспечение безопасности, как правило, теоретически рассматривается и реализуется на практике в виде различных специальных мероприятий, программ, систем.

По мнению автора, единая общепринятая методологическая платформа, максимально объединяющая все аспекты и факторы обеспечения безопасности технико-технологических объектов и процессов, в настоящее время в научно-методической литературе не обозначена. Создание такой платформы, как представляется, возможно на основе принципов экономического институционализма с его основным базовым понятием — "институты".

Основы институциональной экономической теории были первоначально заложены в трудах зарубежных ученых Т. Веблена, Дж. Гелбрейта, Д. М. Кларка, Р. Коуза, Дж. Коммонса, У. К. Митчелла, Д. Норта, Р. Познера, Д. Ролза, Д. Стенфилда, Дж.Стиглеца, У. Сэмюэлса, О. Уильямсона, Д. Ходжсона и др. В России теория институционализма нашла широкое применение и развитие на рубеже прошедшего и наступившего столетия в трудах экономистов и социологов А. А. Аузана, С. Г. Кирдиной, Т. З. Мулдахметовой, Р. М. Нуреева, А. Н. Олейника, В. М. Полтеровича, Е. В. Попова, О. С. Сухарева, В. Л. Тамбовцева, Л. М. Тимофеева И. Б. Тисленко, А. Е. Шаститко.

Первоначально, предметом институциональных исследований в России стали экономические, социально-политические и общественные макросистемы, их трансформации при переходе к рынку. В настоящее время основательно проработаны основные базовые институты экономических макросистем, составляющие институциональную матрицу общества — устойчивую, исторически сложившуюся систему базовых институтов, регулирующих экономическую, политическую и идеологическую подсистемы общества. Институциональную матрицу также предлагается рассматривать, как некую "генетическую память" воспроизводства институтов в обществе [2].

На большом количестве примеров доказана взаимосвязь трансформаций общества, его экономической системы с изменениями институциональной среды. Показано, что кардинальные изменения базовых институтов вызывают трансформации во всех областях жизнедеятельности общества. И наоборот, различные изменения в обществе инициируют зарождение и формализацию новых институтов.

Важнейшим разделом институциональной экономики является анализ природы возникновения трансакционных издержек и их влияние на экономику.

Трансакционные издержки — операционные издержки сверх основных затрат на производство и обращение; косвенные, сопряженные затраты, расходы, связанные с организацией дела, получением информации, ведением переговоров, поиском поставщиков, и т. д. [3].
Работы в области анализа с позиций институционализма отдельных отраслей экономики, предприятий и происходящих в них процессов только начинают появляться.

С целью методологического единства объектов институционально-экономического анализа микроэкономических систем предлагается использовать следующие модельные представления: производственноэкономическая система (ПЭС), производственный процесс (ПП) и экономико-управленческий процесс (ЭУП).

Производственно-экономическая система — система структурно, функционально и экономически связанных субъектов и объектов производства.

Производственный процесс — деятельность, преобразующая входящие (ресурсы) в выходящие (продукция) элементы.

Экономико-управленческий процесс — деятельность, направленная на изменение параметров, характеризующих состояние и функционирование ПЭС.

В качестве примера ЭУП могут рассматриваться — модернизация ПЭС, обеспечение безопасности, повышение уровня качества продукции и т. д.

Из всего многообразия имеющихся дефиниций института, отражающих самые разнообразные социальные, политические, экономические и прочие аспекты, для анализа ПЭС, ПП и ЭУП, представляются наиболее достаточными предлагаемые здесь определения.

Формальные институты — согласованные и утвержденные на р азличном уровне управления правила и нормы, регулирующие всевозможные ЭУП, ПП и аспекты деятельности ПЭС, а также структуры различных субъектов, регулирующих сами эти нормы и контролирующих их исполнение.

Неформальные институты — неформализованные, но реально существующие, устоявшиеся во времени нормы поведения отдельных субъектов и их взаимоотношений во всевозможных ЭУП, ПП и аспектах деятельности ПЭС.

В основе институционально-экономического анализа ПЭС, ПП и ЭУП заложено понимание, что эти системы и процессы функционируют и осуществляют свою деятельность в некоторой внешней для себя как макроэкономической, так и институциональной среде (рис. 1).

Внешние фактора ПЭС, ПП и ЭУП

Рис. 1. Внешние фактора ПЭС, ПП и ЭУП


Если внешняя для ПЭС макроэкономическая среда является в большей степени неким потенциальным полем, способствующим или препятствующим реализации конкретных экономических задач ПЭС, то институциональная среда во многом регулирует процессы в ПЭС, задает им определенные общие правила, оказывает существенное влияние на трансформации этих систем, на их экономические, технологические параметры и показатели. Кроме того, институциональная среда генерирует определенные трансакционные издержки, величина которых, например в строительстве, вполне сопоставима с прямыми производственными затратами. И более того, институциональная среда может порождать отдельные вредоносные паразитические институты, оказывающие негативное влияние на развитие ПП, ЭУП и функционирование ПЭС.

В целях структурирования институциональной среды ПП, ЭУП и ПЭС предлагается использовать известное в институциональной социологии понятие "институциональная матрица". Применительно к экономическому анализу ПП, ЭУП и ПЭС институциональной матрице может соответствовать следующее определение — устойчиво сложившаяся система формальных и неформальных институтов, оказывающих влияние на ПП, ЭУП, трансформации и всевозможные аспекты деятельности ПЭС.

Институциональная матрица определяет многочисленные параметры исследуемых процессов, придает им некоторую инерционность, а также задает вектор и устойчивость развития.
Она объединяет все факторы влияния на ПП, ЭУП и ПЭС, вне зависимости от их физической, экономической, социальной, управленческой и прочей природы.

Воздействие институциональной среды на ПЭС и происходящие в ней процессы не является функциональным прямым управлением, а имеет характер регулирования. Функциональные институты институциональных матриц, оказывающие регулирующее влияние на исследуемые процессы и системы, предлагается рассматривать как институционально-экономические регуляторы (ИЭР), настройкой которых путем реформирования достигается желаемый эффект.

В качестве метода исследования влияния институциональной среды на ПЭС, ПП и ЭУП предлагается институционально-экономический анализ, включающий в себя решение следующих задач:

— определение институтов и их факторов влияния на исследуемые системы или процессы, их классификация;
— систематизация и структуризация институтов в форме институциональной матрицы с выделением основных базовых институтов и их составляющих;
— определение, моделирование и оценка факторного влияния отдельных институтов на исследуемые ПЭС и их процессы;
— выявление вредоносных, паразитических институтов и генерируемых ими трансакционных издержек, разработка мероприятий по защите от их влияния;
—    определение институциональных регуляторов — факторов, повышающих эффективность исследуемых ПЭС и процессов, их моделирование, разработку мероприятий по осуществлению и реализация;
—    анализ общей и экономической эффективности институционального регулирования ПЭС, ПП и УЭП.
В качестве примера, рассмотрим институциональную матрицу обеспечения безопасности строительства (ОБС) (рис. 2), с ее базовыми институтами: административного регулирования строительной деятельности, технического регулирования в области строительства, экономической и правовой ответственности и так называемый "человеческий фактор" — "культура безопасности".

Институциональная матрица обеспечения безопасности строительства

Рис. 2. Институциональная матрица обеспечения безопасности строительства

 

Вклад каждого из этих институтов в ОБС сложно переоценить, ведь любой их сбой ведет к снижению безопасности, т. е. к возможным авариям, несчастным случаям, ущербу. Создание эффективной институциональной системы обеспечения безопасности зданий и сооружений, процессов их строительства — важнейшая задача государства и общества в целом.

В идеале, институциональная матрица и ее формальные институты должны соответствовать со
временному научному, технико-техническому и социальному уровню развития общества, а негативное влияние неформальных вредоносных институтов должно быть минимизировано. Институциональная матрица должна быть гармонично сбалансирована. Информационные потоки — оптимизированы. Только соблюдение этих условий позволяет обеспечить эффективность деятельности всей системы ОБС.

В качестве показателя общей эффективности деятельности институциональной матрицы ОБС вполне может рассматриваться показатель — уровень надежности строительства. Чем меньше отказов безопасности в строительстве, в том числе и его аварийность, и, следовательно, выше уровень надежности строительства, тем эффективней институциональная матрица ОБС.
Изменение отдельных формальных институтов может оказывать существенное влияние на эффективность матрицы ОБС. Поэтому такие институты можно рассматривать как институциональные регуляторы ОБС и, внося в них определенные изменения, добиваться повышения эффективности деятельности ОБС.

Вместе с тем, функционирование самих институтов, а также их изменения связаны с определенными экономическими затратами. Кроме того, затратны и мероприятия ОБС, регламентируемые этими институтами. Поэтому наряду с показателем эффективности деятельности ОБС необходимо анализировать экономическую эффективность регулирующих мероприятий ОБС, сопоставляя затраты, сопровождающие их реализацию, с фактическим предполагаемым снижением ущерба экономики от наступления отказов безопасности строительства.

Интегральный экономический эффект от проведенных мероприятий ОБС при постоянной норме дисконтирования можно определить по формуле:

норма дисконтирования; Т - охватываемый анализом период времени, лет.

Данная методика позволяет судить об эффективности проведенных регулирующих мероприятий ОБС. Для этого требуется постоянный мониторинг всех отказов безопасности в строительстве и причиняемых ими ущербов, осуществляемых органами строительного надзора, Ростехнадзора и МЧС. Значительный вклад в мониторинг безопасности строительства, а главное в открытость и доступность получаемых данных должны внести как отдельные страховые компании, так и их существующее сообщество, а именно: саморегулируемые организации, ассоциации, гильдии и т. д.

Для прогнозного анализа экономической эффективности предстоящих регулирующих мероприятий ОБС требуются статистические зависимости снижения риска безопасности строительства от этих мероприятий. Для их получения и анализа применимы известные математические методы, например, метод параметрической теории надежности.

Данный анализ можно проводить дифференцированно для отдельных групп объектов строительства, различающихся по требуемому уровню ОБС.

Трансформация экономической системы, научнотехнический прогресс, создание новых материалов и технологий — все это вызывает и изменения в институциональной системе ОБС. Появляются новые институты, например, институт саморегулирования в строительстве, традиционные институты, например, строительный контроль, наполняются новыми регламентами и правилами. Сложившаяся сегодня институциональная система ОБС в основе своей сформировалась не более пяти лет назад и естественно продолжает развиваться. Появляются новые нормативные документы, вносятся изменения в старые документы, изменяется сама система нормативной документации.

Приведенная здесь на примере строительства методология институционально-экономического анализа безопасности вполне приемлема для любых технико-технологических объектов и процессов.

При существующем состоянии уровня научных исследований в области обеспечения безопасности как раздела науки об экономике и управлении перечисленные задачи следует рассматривать в большей степени как перспективный план будущих направлений исследований.

Список литературы

1. Северцев Н. А., Дедков В. К. Системный анализ и моделирование безопасности. — М.: Высшая школа, 2006. — 462 с.

2. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. — М.: ТЕИС, 2000. — 213 с.

3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА, 2007. — 495 с.

______________________

Н. С. Фадеева, канд. экон. наук, доц. кафедры,

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

Ключевые слова: техническая безопасность, институциональная теория, институционально-экономический анализ, эффективность

Категория: Техника. Технические науки | Добавил: x5443 (02.03.2015)
Просмотров: 502 | Теги: институциональная, безопасность, техническая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016