Пятница, 14.12.2018, 23:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ В ДИСЦИПЛИНЕ «ХИП-ХОП»

Д.И.Дегтярева, А.В.Палкин

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ В ДИСЦИПЛИНЕ «ХИП-ХОП»

Структура подготовки спортсменов, занимающихся фитнес-аэробикой в дисциплине «хип-хоп», обширна и имеет ряд особенностей. Это связано, прежде всего, с большим разнообразием используемых танцевальных стилей в структуре соревновательной композиции, а также ее высокой интенсивностью. Авторами статьи представлено содержание учебно-тренировочных занятий по дисциплине «хип-хоп» высококвалифицированных спортсменов в разные периоды подготовки с использованием специально подобранных средствах, элементов различных стилей хип-хопа и методов тренировочного воздействия.

Ключевые слова: фитнес-аэробика; хип-хоп; студенты; физическая подготовка.

 

Структура многолетнего учебно-тренировочного процесса зависит от ряда неоспоримых факторов. Каждый тренер по фитнес-аэробике, как и в любом другом виде спорта, подбирает оптимальные средства и методы, которые он применяет для достижения поставленной цели [1; 3]. Нами были проведены исследования по определению структурных компонентов физической подготовки, применяемых при подготовке высококвалифицированной команды G STYLE, выступающей в категории «хип-хоп». Необходимо отметить, что данный спортивный коллектив на момент исследования входил в «топ-уровень» не только в России, но и на международной арене.

Физическая подготовка спортсменов фитнес-аэробики осуществляется в процессе занятий. Она состоит из общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП).

Средства ОФП направлены на развитие силы, ловкости, быстроты, гибкости, выносливости. ОФП - основа специальной физической подготовки, цель которой подготовить занимающихся к овладению техникой основных стилей хип-хопа.

Средства СФП развивают физические качества, необходимые для определенного стиля хип-хопа и овладения конкретным акробатическим элементам. Качеством СФП определяются спортивные достижения спортсменов хип-хоп аэробики.

Для совершенствования различных стилей хип-хопа, для развития быстроты применяются различные упражнения для рук, туловища и ног в быстром темпе. Особенно полезны быстрые силовые упражнения. Данный вид качества служит для овладения такого стиля, как LOCKING.

Несомненно, что лучшим средством для совершенствования координационных способностей являются сами соревнования и тренировка, которая максимально приближенна к соревновательным условиям, а также изменение размеров площадки и увеличение амплитуды хип-хоп хореографии. Также для развития данного качества можно использовать элементы спортивных игр таких, как баскетбол. Широко применяются и акробатические элементы, так как их сложность высоко оценивается судьями [2].

Для увеличения эластичности связочного аппарата используются дополнительные средства подготовки спортсмена по фитнес-аэробике такие как: классический станок, модерн, контемп.

Немаловажную роль в подготовке спортсменов играет такое физическое качество, как выносливость. Она влияет на выполнение соревновательной композиции. Номер необходимо выполнять без снижения его динамики и с сохранением техники стилей хип-хопа.

Спортсмену по фитнес-аэробике необходима как общая выносливость, так и специальная. Мы развивали общую выносливость такими средствами как: длительная ходьба с различными элементами хип-хоп направлений, бег и т.д., что способствует развитию специальной выносливости, т.е. способности выполнять хип-хоп хореографию в соревновательной композиций без потери интенсивности и техники выбранных стилей. Средством развития специальной выносливости является многократное повторение соревновательной композиций в изменяющихся условиях в сочетании с идеомо- торной тренировкой. Соотношение объема ОФП и СФП изменяется в процессе многолетней тренировки в сторону увеличения удельного веса СФП.

Упражнения, используемые на тренировке в различные периоды подготовки

На протяжении всей разминки все упражнения выполняются на «баунс» (мягкое сгибание и разгибание ног в коленном суставе в такт музыке, который держит ровный ритм трека):
- упражнения для мышц головы и шеи (круговые вращения, наклоны вправо- влево, вперёд-назад, движения головой вправо-влево (плечи на месте!) изолированно от всего тела);
- упражнения для мышц плечевого пояса: движение вправо-влево, изолированно от головы и нижней части тела, круговые вращения одновременно обоими плечами вместе и в противоход правым и левым плечом;
- упражнения для мышц грудной клетки: движения вперёд-влево - назад-вправо, затем в обратную сторону, тоже, но смешение грудной клетки в восемь точек зала изолированно от плеч и таза, движение вперёд-центр - назад-центр, «ваин» - круговые вращения вправо-влево;
- упражнения для мышц туловища: наклоны туловища (влево-назад - вправо- вперёд) и круговые вращения;
- упражнения для мышц таза (круговые - в правую и в левую стороны);
- упражнения для мышц нижних конечностей: вращение ног от колен с удержанием на весу на уровне пояса (внутрь и наружу), круговые вращения коленей стоя (внутрь и наружу) при помощи рук; вращение ступней с удержанием ноги на весу по кругу и с опорой носком ступни на полу, ноги шире плеч, ступни на полу: перекаты с пятки на носок, причём одна нога на носке, другая - на пятке (движение вправо-влево);
- вращение рук в плечевых, локтевых, лучезапястном (вперёд-назад, внутрь- наружу) суставах, вращение рук в локтевом суставе с удержанием локтей на уровне плеч.

Растяжка:
- в полуприседе ( вправо-влево);
- шпагат продольный;
- шпагат поперечный;
- наклоны туловища к ногам сидя и в положение стоя.

Прыжки:
- на одной и двух ногах вверх;
- ноги вместе-врозь, вперёд-назад;
- из полного и полу приседа;
- через препятствие.

В процессе физической подготовки спортсменов в различных периодах используются следующее методы тренировочного воздействия:
1. Методы согласования движений с музыкой.
2. Метод расчлененного обучения.
3. Сопряжённый метод.
4. Непрерывный метод.

Методы согласования движений с музыкой

Данный метод способствуют хорошему овладению двигательными умениями в сочетании с музыкой и их выполнению, что является неотъемлемой частью подготовки спортсменов по фитнес-аэробике в дисциплине «хип-хоп», а также формированию внутримышечной координаций и амплитуды движений, что является технической подготовкой спортсмена.

Метод расчлененного обучения

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила:
1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.
2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.
3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.
4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Сопряженный метод

Данный метод позволяет сочетать техническую и физическую подготовку (одновременное развитие физических качеств и совершенствование техники выполнения элементов и связок, составляющих основу композиций).

Непрерывный метод

Он характеризуется однократным непрерывным выполнением всех элементов, связок и композиций в целом; способствует развитию общей выносливости, а также воспитанию специальной выносливости.

Структура учебно-тренировочного занятия

Учебно-тренировочное занятие проходит в форме урока. Продолжительность урока в разные периоды подготовки составляет 3 часа, где подготовительная часть - 30 мин, основная часть - 120 мин, заключительная часть - 30 мин.

Подготовительная часть урока

Основной задачей является подготовка организма к предстоящей тренировочной нагрузке. В данной части урока разминка включает в себя упражнения на координацию, упражнения, выполняемые с наибольшей амплитудой под музыку HIP-HOP. Основным упражнением в разминке и в HIP-HOP является «баунс» - сгибание разгибание ног в коленном суставе. Также в этой части используются шаги из OLD- SCHOOL- старой школы хип-хопа, куда входят 4 стиля: Breik, loking, poping, hip-hop.

Основная часть

Содержание основной части урока различно во всех периодах подготовки. В переходном и подготовительном периоде идет совершенствование техники старой школы (Old - Scholl) хип-хоп. Основное внимание уделяется техники popinga. Это сложно- координационный стиль, который представляет собой резкое сокращение мышц (pop) в такт музыки и изоляцию различных частей тела как по отдельности, так и одновременно. На основе старой школы мы совершенствуем как физические, так и профессиональные качества.

После чего идет отработка соревновательной композиций (техника исполнения и сложность, музыкальность и ее интерпретация, разнообразие и креативность, визуальные образы и перестроения, командная работа).

В соревновательном периоде подготовки идет совершенствование техники стилей соревновательной композиции, отработка перестроений, визуальных образов, командной работы на площадке, съемка композиции: работа над ошибками, изменение композиции, визуальных образов с целью улучшения сложности и техники соревновательной композиции.

Заключительная часть

Заключительная часть во всех периодах подготовки включает в себя: идеомо- торную тренировку соревновательной композиции, ОФП, СФП, упражнения на растяжку, обучение и совершенствование акробатических элементов.

Ниже представлено содержание учебно-тренировочных занятий по дисциплине «хип-хоп» в переходном, подготовительном и соревновательном периодах подготовки (таблица 1).

Таблица 1
Структура учебно-тренировочных занятий в разные периоды подготовки

Заключение. Учебно-тренировочный процесс команды G STYLE основывался на специально подобранных средствах: упражнения на развитие физических качеств общего и специализированного направления; акробатические, танцевальные элементы, тематические упражнения (в зависимости от темы соревновательной композиции), а также элементы различных стилей хип-хопа. Были использованы методы: метод согласования движений с музыкой, метод расчлененного обучения, сопряжённый метод, непрерывный метод.

Литература

1. Дегтярева Д.И., Палкин А.В. «Хип-хоп» в системе фитнес-аэробики: учебно- методическое пособие. - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2017. - 63 с.
2. Дегтярева Д.И., Палкин А.В. Динамика изменений показателей физической подготовленности занимающихся хип-хоп-аэробикой в структуре макроцикла // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2017. - № 3 (21). - С. 14-19.
3. Зайцева Г.А., Шимонин А.И., Крамина С.В. Фитнес-аэробика. Примерные программы спортивной подготовки для системы дополнительного образования детей детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва // Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фитнеса: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 28-29 октября 2010 г.). - Волгоград: ВГАФК, 2010. - С. 91-95.

Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1(23) - 2018

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (18.05.2018)
Просмотров: 145 | Теги: фитнес-аэробика хип-хоп | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь