Среда, 19.09.2018, 02:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В.М.Кобак

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется и достигается прежде всего путем управленческой деятельности соответствующих субъектов, уполномоченных на осуществление государственно-властных функций в сфере дорожного движения. Объективно сложный характер регулируемых общественных отношений и потребность в комплексном подходе к обеспечению безопасности дорожного движения предполагают не только адекватную организационную структуру, но и оптимальную систему субъектов управления, наделенных необходимыми административными, правовыми и информационными полномочиями.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения, участник дорожного движения.

 
В системе субъектов, обеспечивающих безопасность дорожного движения в стране, ведущее место занимает Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения , которая является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения. Председатель комиссии — заместитель Председателя Правительства РФ.

В состав Межотраслевой правительственной комиссии входят представители Министерства транспорта, Министерства финансов, Министерства экономического развития, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны, Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и других федеральных органов. От Министерства внутренних дел в состав комиссии входит заместитель министра внутренних дел и Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения России — начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ .

Аналогичные комиссии организуются органами исполнительной власти субъектов РФ. К компетенции указанных комиссий относятся: координация деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения; организация разработки и выполнения программ по предупреждению аварийности на автомобильном транспорте; подготовка предложений по совершенствованию законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. Данные комиссии создаются в целях координации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В их состав, как правило, входят представители органов власти, территориальных подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (ГИБДД МВД РФ), государственного автодорожного надзора и др. На заседаниях рассматриваются вопросы состояния аварийности, итоги инспекторских проверок, разрабатываются мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения.

Особенно актуальны вопросы организации взаимодействия субъектов по обеспечению безопасности дорожного движения на уровне муниципальных образований. Как правило, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления взаимодействуют на основе договоров и соглашений о реализации программ развития сети автомобильных дорог, о разграничении собственности, об отводе земель, о приостановлении или ограничении движения по автомобильным дорогам, об осуществлении мер по обеспечению экологической безопасности автомобильных дорог.

Однако нормативно не определены основные направления и формы взаимодействия органов местного самоуправления с органами исполнительной власти по обеспечению безопасности дорожного движения.

Безусловно, комиссиям принадлежит важная экспертная, консультационная и координирующая роль в обеспечении безопасности дорожного движения в рамках соответствующих территориальных образований. Однако лишь выработкой предложений, рекомендаций проблему обеспечения безопасности дорожного движения на местном уровне не решить. Реализация соответствующих управленческих решений требует адекватного финансирования, научной проработки. При этом в процессе повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в рамках муниципальных образований акцент должен делаться не на необоснованное увеличение исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, а на использование потенциала существующей их системы, который может проявиться в полной мере при условии создания надлежащей правовой базы и финансового обеспечения.

Совместно с ГИБДД и органами исполнительной власти различных уровней в систему обеспечения безопасности дорожного движения также входят ведомства и учреждения, ответственные за проектирование, производство, техническую эксплуатацию и экологическую безопасность важнейших элементов транспортного комплекса, за обучение участников дорожного движения и решение прочих вопросов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, а также органы, осуществляющие контроль дорожного движения, к которым относятся ведомства, обладающие соответствующими межотраслевыми контрольно-надзорными функциями: Федеральная служба по надзору в области транспорта (Ространснадзор), Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), специализированные ведомственные службы — Военная автомобильная инспекция Министерства обороны и внутренних войск МВД России.

Правовые основы взаимодействия Госавтоинспекции с иными субъектами системы обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в ст. 10 Федерального закона «О полиции». Так, данной статьей предусмотрено, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. При выполнении возложенных на нее обязанностей полиция может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций. В пределах своих полномочий полиция оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдении законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка. Государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и должностным лицам предписано оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

В соответствии с п. 4 Положения о ГИБДД МВД РФ Госавтоинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований. Вместе с тем порядок и формы подобного взаимодействия не получили нормативно-правового развития.

Актуальным остается вопрос о необходимости совершенствования координации деятельности различных органов управления безопасностью дорожного движения, поскольку в ряде случаев имеет место дублирование функций либо выполнение излишних функций, что затрудняет реализацию главной задачи — осуществление государственного контроля за соблюдением правил дорожного движения. Так, одной из государственных структур, осуществляющих контроль за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности движения и экологических требований при эксплуатации транспорта, является Федеральная служба по надзору в области транспорта.

К числу основных полномочий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта относятся осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о порядке осуществления международных автомобильных перевозок на территории РФ, а также о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом. Кроме того, служба осуществляет весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организацию на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля .

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Одним из направлений практических форм взаимодействия Ространснадзора с Госавтоинспекцией стало размещение, как правило, в одних и тех же точках либо в непосредственной близости друг от друга постов весового контроля транспорта Ространснадзора и стационарных постов дорожно-патрульной службы (ДПС) ГИБДД, что обусловлено отсутствием у работников Ространснадзора служб весового контроля права самостоятельной остановки транспортных средств .

В современных условиях под правовым режимом обеспечения безопасности дорожного движения следует понимать законодательно закрепленный и обеспеченный системой государственных гарантий и санкций порядок деятельности компетентных государственных органов, функциональные полномочия которых позволяют осуществлять меры регулятивно-охранительного характера, связанные с предупреждением дорожно- транспортных происшествий, пресечением правонарушений в данной сфере, определением юридической ответственности по отношению к правонарушителям. Основными задачами правового режима обеспечения безопасности дорожного движения являются: обеспечение безопасного состояния дорожно-транспортных средств; надзор за действиями участников дорожного движения, осуществление которого способствует организации безопасного движения с минимальными затратами времени; обеспечение подготовки участников дорожного движения; создание условий для минимизации последствий дорожно-транспортных происшествий.

В научной литературе неоднократно отмечалось, что одним из направлений совершенствования деятельности ГИБДД является качественное развитие личности ее сотрудников, изменение их правосознания, развитие меры понимания правовых основ Российского государства, нравственная ориентация мотивов и целей, трансформация ценностных ориентиров и установок в соответствии с идеалами правового государства. Мероприятия, направленные на развитие профессионального правосознания, должны носить системный характер.

Необходимо решить общенациональную задачу — обеспечить безопасность дорожного движения. А это невозможно без участия граждан. Как показывают исторический опыт формирования общественного сознания и моделей поведения больших социальных групп, а также результаты практической деятельности в странах развитой автомобилизации, коррекция и даже изменение массового сознания людей применительно к области обеспечения безопасности дорожного движения возможны. Привлечение широких слоев населения к участию в этом процессе должно стать приоритетным направлением деятельности по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, снижению количества ДТП.

В 2017 г. следует считать приоритетными следующие направления работы по организации программно-целевого подхода к обеспечению безопасности дорожного движения:

1) разработка и утверждение стратегии безопасности дорожного движения в РФ на среднесрочный период;

2) выполнение федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», реализация приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», а также содействие субъектам РФ в разработке мероприятий и программ повышения безопасности дорожного движения;

3) реализация мероприятий по формированию законопослушного поведения участников дорожного движения;

4) профилактика дорожно-транспортных происшествий, связанных с выездом транспортных средств на полосу встречного движения, управлением транспортным средством в состоянии опьянения, с задействованием представителей средств массовой информации, общественных организаций и объединений, в том числе в рамках соответствующего плана;

5) реализация программы профилактики нарушений в сфере безопасности дорожного движения в регионах за счет средств страховых организаций, в том числе создание центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

6) совершенствование подготовки водителей транспортных средств различных категорий, профессиональной подготовки и переподготовки водителей, осуществляющих коммерческую деятельность по перевозке пассажиров и грузов, в том числе в рамках соответствующего плана;

7) совершенствование механизма регулирования перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, включая экономическое стимулирование выполнения субъектами транспортной деятельности требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения;

8) расширение взаимодействия с гражданским обществом, в том числе в получении информации о недостатках в содержании и обустройстве автомобильных дорог;

9) дальнейшее развитие системы нормативного правового регулирования в сфере безопасности дорожного движения, в том числе установление государственного надзора за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств, создание правовых и технических основ привлечения к ответственности за нарушения правил дорожного движения на основе видеоматериалов участников дорожного движения, установление обязательных требований к обустройству мест производства работ на проезжей части техническими средствами организации дорожного движения.

Необходимо совершенствование деятельности по повышению дорожно-транспортной культуры населения.

Представляется, что в процессе воспитания и образования, информирования как можно более широких слоев населения необходимо:
- обеспечить глубокое осознание каждым человеком объективно существующей опасности в дорожном движении, целенаправленно разрушить часто встречающиеся иллюзии безопасности и вседозволенности, мешающие формированию правильного поведения людей на дорогах;
- добиться сознательного понимания каждым участником дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, и прежде всего зависящих от него самого;
- обеспечить достижение твердой уверенности в том, что при рациональном, грамотном поведении можно избежать или свести к минимуму вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий;
- формировать правосознание участников дорожного движения в процессе проведения пропагандистских кампаний, направленных на закрепление положительных стереотипов их поведения в сфере дорожного движения.

Библиографическое описание: Кобак, В. М. Программно-целевой подход к обеспечению безопасности участников дорожного движения / В. М. Кобак // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 2. — С. 95-98.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (16.08.2018)
Просмотров: 22 | Теги: безопасность дорожного движения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь