Среда, 22.01.2020, 10:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Г.С.Земскова, Г.Б.Рачина

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛОВЗ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной статье представлен опыт практической работы по социально- психологическому сопровождению инвалидов и ЛОВЗ на этапах их профессионального самоопределения и обучения. Отражены основные циклы дисциплин при обучении на реаби- литационно-подготовительных курсах. Рассмотрены направления социально-психологического сопровождения образовательного процесса и его значение в профессиональной реабилитации.

Ключевые слова: инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, социально-психологическое сопровождение, профессиональное самоопределение, комплексный подход, профессиональная ориентация, профессиональная реабилитация.


Реабилитация инвалидов является основной и ведущей проблемой в процессе восстановления социального статуса инвалида и интеграции его в общество. Сформулированная еще в 1903 году концепция де Буса предусматривала разноплановый аспект реабилитационного процесса: медицинская, профессиональная и социальная реабилитация. Основной целью мероприятий по социальной адаптации является успешное включение инвалидов в систему социальных отношений, частью которой можно считать и профессиональную деятельность. Таким образом, большое внимание должно уделяться профессиональному образованию людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ЛОВЗ).

Требования, предъявляемые к среднему профессиональному образованию, достаточно высоки, что предопределяет необходимость анализа возможности освоения поступающими образовательных программ разного уровня и выявление тех, кто недостаточно подготовлен к обучению вследствие следующих причин:

  •  длительность перерыва после окончания общеобразовательной школы;
  •  низкая мотивация к обучению и переобучению;
  •  получение общеобразовательной подготовки в форме индивидуального обучения;
  •  потребность в социально-средовой адаптации;
  •  другие причины, затрудняющие получение профессиональных знаний по выбранной профессии или специальности.

Задачей сотрудников СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» является оказание помощи инвалиду и ЛОВЗ в подборе оптимального для него направления будущей профессиональной деятельности, с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей. Проведение мероприятий по социальной адаптации должны быть направлены на включение его в жизнь общества, развитие социальных качеств, формирование активной жизненной позиции, ориентацию на позитивное отношение к жизни, приобщение к культуре, духовным ценностям, общению друг с другом и внешним миром, на принятие себя как полноценной и значимой личности.

Социальная адаптация в нашем учреждении начинается с первичного приема. Затем специалисты отдела профотбора и профпробы работают с инвалидами по специально разработанной программе. В программу входит проф- ориентационное и психологическое тестирование, проводится беседа с социальным педагогом.

Эта программа приближает поступающих к учебному процессу и способствует выбору будущей специальности. По результатам профессионального тестирования на каждого поступающего оформляется реабилитационное дело, включающее в себя заключения специалистов и рекомендации по социально- психологической и медицинской поддержке поступающих для успешного достижения целей профессиональной реабилитации.

Полученные результаты показывают, что среди обратившихся в ПРЦ есть те, кому нужен подготовительный этап, который позволит им адаптироваться к процессу обучения. Таким этапом являются курсы по подготовке к поступлению в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр», реабилитаци- онно-подготовительные курсы (далее - РПК).

Задачей РПК является создание условий для успешного профессионального обучения и переобучения, а именно: выравнивание уровня общеобразовательной подготовки; социально-психологическая адаптация; помощь в профессиональном самоопределении; адаптация к учебному процессу; повышение мотивации к обучению и дальнейшей работе по выбранной специальности или профессии; помощь в развитии общих и профессиональных компетенции, профессионально важных качеств и формирование необходимых навыков для успешного овладения выбранной профессией; ориентация на успешную трудовую деятельность; раскрытие потенциальных возможностей учащегося; способствование формированию активной жизненной позиции; повышение социокультурного уровня. За истекший период на РПК прошли обучение около 1000 слушателей. Можно выделить три группы людей, которым необходимы такие занятия. Это инвалиды с детства, не имеющие навыков общения в коллективе, взрослые люди, имеющие трудовой опыт, которым необходимо восполнить пробелы в знаниях, и инвалиды, еще не определившиеся в выборе будущей специальности.

Программа занятий на РПК учитывает следующие критерии: уровень базовых знаний, способность к обучению, концентрации внимания, логическому мышлению, мотивацию к обучению или переобучению, способность переносить нагрузки, возникающие в процессе обучения, социальное поведение, коммуникативные способности, мотивацию к будущей работе по выбранной специальности.

Программа РПК содержит 3 раздела:

1. Общеобразовательный цикл. Содержание занятий направлено на систематизацию, обобщение и активизацию знаний, более углубленному изучению разделов общеобразовательных дисциплин, необходимых при дальнейшем обучении по выбранной абитуриентом специальности.

2. Общеразвивающий (адаптационный) цикл включает следующие дисциплины: «Психология общения», «Профессиональное самоопределение».

Учебный план по этим дисциплинам предусматривает психологические тренинги, ролевые игры, упражнения, направленные на создание рабочей обстановки, что способствуют развитию социальной компетенции абитуриента. На занятиях, направленных на профессиональное самоопределение рассматриваются следующие вопросы: психология профессиональной деятельности, сущность профессионального самоопределения, основные классификации профессий, технология и проблемы выбора профессии.

3. Цикл «Профессиональная ориентация» (введение в специальность, профессию). Введение в профессии и специальности различных укрупненных групп позволяет слушателям курсов ознакомиться с областью профессиональной деятельности, объектами и видами профессиональной деятельности, квалификационными характеристиками, определить основные профессиональные качества будущего специалиста, технологией трудоустройства и возможностями адаптации на рабочем месте. При знакомстве с основными видами профессиональной деятельности проводятся не только теоретические, но и практические занятия, позволяющие попробовать себя при выполнении разных работ.

Ведение дневника прохождения реабилитационно-подготовительных курсов позволяет более успешно построить работу со слушателем, учесть особенности каждого и дать наиболее полные рекомендации специалистам отдела социально-психологической реабилитации и медицинского сопровождения для дальнейшей работы на протяжении всего курса обучения.

Опыт работы курсов по подготовке к поступлению в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» дает возможность проанализировать их необходимость и эффективность, исходя из практического опыта и на основании данных регулярно проводимых мониторингов. За 3 последних учебных года 83% слушателей, закончивших РПК, поступило на обучение в СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр.

Таким образом, программа РПК, помимо образовательной, несет в себе и реабилитационную составляющую. Подготовлены методические разработки «Программа социально-психологического сопровождения», «Индивидуальный маршрут реабилитации».

Цель программы: создание оптимальных условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие потенциала инвалида, создание оптимальной воспитывающей среды, обеспечивающей гармоничное развитие личности будущего специалиста и социально-психологическое сопровождение в период проведения мероприятий по профориентации и обучения.

Задачи программы: создание условий для эффективного проведения профессиональной ориентации, для успешного профессионального обучения, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру, содействия профессионально-личностному развитию инвалидов и ЛОВЗ, успешной адаптации к учебному процессу, раннего выявления и поддержки социально незащищенных категорий поступающих и обучающихся; оказание психологической помощи, социально- психологическая адаптация, повышение мотивации к профессиональному обучению и дальнейшему трудоустройству, повышение социокультурного уровня.

Проведение промежуточной и итоговой аттестации позволяет отслеживать динамику реабилитационного процесса на основании результатов обучения, показателей социально-психологической и средовой адаптации, мотивации. На основании полученных данных, рекомендаций преподавателей и специалистов, работающих с учебной группой, проводятся собеседования и обсуждаются план работы с обучающимся на дальнейший период, что отражается в индивидуальном маршруте реабилитации. Аналогичная работа ведется во время всего процесса обучения.

Профессиональная реабилитация - это комплекс мероприятий, содержащий профессиональное обучение и переобучение в совокупности с психологической, социальной и медицинской поддержкой, который реализуется специалистами различных областей. Одной из форм работы с обучающимися в СПБ ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» является работа реабилитационных команд.

Работа реакоманды, координатором которой является социальный педагог, построена на основе постоянной взаимосвязи специалистов (педагогов- психологов, социальных педагогов, медицинских работников) и преподавателей и ведется по плану, который может корректироваться по мере необходимости. Реабилитационная команда на внутреннем заседании обсуждает итоги проведенных мероприятий, промежуточной аттестации, определяет способы решения возникших проблем. В случае необходимости, решения принимаются совместно с учебной частью или администрацией СПб ГБУ «Профессионально- реабилитационный центр».

Работа в реакоманде позволяет:

  •  осуществить комплексный подход к процессу профессиональной реабилитации;
  •  обеспечить оперативное взаимодействие всех служб, вследствие чего ни один из слушателей не остается без внимания со стороны специалистов;
  •  осуществляет совершенствование форм и методов реабилитационной деятельности на основе индивидуального подхода;
  •  способствует полноценному профессиональному и личностному росту обучающихся.

Результаты реализации программы:

  •  адаптация к процессу обучения;
  •  повышение уровня социальных компетенций;
  •  осознанный выбор направления и программы профессионального обучения, повышение успеваемости;
  •  уменьшение «группы риска»;
  •  повышение мотивации к профессиональному обучению и дальнейшему трудоустройству;
  •  снижение уровня тревожности;
  •  повышение социальной и творческой активности;
  •  стабильный процент трудоустройства выпускников.

Список литературы

  1.  Образование на протяжении всей жизни: разнообразие идей, концепций, форм, методов, технологий. В 10 т. Том 7. Обучение лиц со специальными потребностями: Международная монография по итогам акций ЮНЕСКО «Неделя образования взрослых» 2012-2013 гг./ Под ред. С.С.Лебедевой, Г.Г.Иванова. СПб: Политехника-сервис, 2013. 252 с.
  2.  Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья / Е.М. Старобина, Е.О. Гордиевская, И.Е. Кузьмина. 2-е изд. Москва: Форум: ИНФРА-М, 2016. 351 с.
  3.  Письмо Минобрнауки РФ от 03.18.2014 г. №06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса». 15 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (10.12.2019)
Просмотров: 33 | Теги: реабилитация инвалидов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь