Понедельник, 18.11.2019, 21:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В КОЛЛЕДЖЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Е.А.Шатина

ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В КОЛЛЕДЖЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Коренные преобразования в стране конца XX - начала XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества, сознании её граждан [1]. В настоящее время государство предпринимает эффективные меры, направленные на консолидацию усилий различных учреждений, ведомств и организаций по модернизации системы патриотического воспитания в форме федеральных, региональных, муниципальных и ведомственных целевых молодёжных программ. Современные методологические подходы к организации патриотического воспитания студенческой молодёжи в образовательных учреждениях различной ведомственной принадлежности представлены в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, одобренной на заседании Правительственной комиссии в мае 2003 г. [2] и ряде научных исследований. Социальный и государственный заказ на совершенствование системы патриотического воспитания молодёжи, механизмы и средства его реализации представлены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020» [2]. Данной программой определено, что основой патриотического воспитания должна стать государственная система патриотического воспитания граждан. Стратегия патриотического воспитания в большинстве регионов строится на межведомственном взаимодействии, реализации целевых комплексных программ, сотрудничестве широких слоёв общественности.

В средне профессиональном образовании сосредоточена в количественном отношении небольшая часть всего контингента обучающихся и работающих в системе образования страны. Однако роль и значение этой системы никак не могут быть соотнесены с количественными параметрами её деятельности - они неизмеримо выше. Особенностью учебно- воспитательного процесса в колледжах является то, что обучающиеся в колледже продолжают образование, овладевая конкретной профессией.
Мышление молодых людей за период обучения становится более зрелым, приобретает системность, способность к глубоким обобщениям. Усиливаются и мировоззренческие поиски, стремление выработать своё видение мира и своё отношение к нему. Юноши и девушки испытывают потребность активного участия в жизни не только своего коллектива, но и общества в целом. По мнению А. С. Макаренко, они становятся «гражданами мира», стремятся найти своё место в жизни, дать самооценку своей социальной значимости» [3]. Учебно-воспитательная деятельность в БПОУ РА «Колледж культуры и искусства имени Г. И. Чорос-Гуркина» осуществляется на основе разработанной «Концепции воспитательной работы», представляющей единство интеллектуального, патриотического, эстетического и трудового воспитания. Целью концепции является реализация основных направлений воспитания обучающихся. В ходе реализации программы по патриотическому воспитанию, входящей в концепцию, полученные результаты должны обеспечить становление российской гражданской идентичности, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию обучающихся, их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение. В программе определены основные направления: «Связь поколений», «Растим патриота», «Мы за мир!». У каждого направления определены цель, задачи и формы проведения мероприятий. Основные мероприятия, предусмотренные в программе, реализованы с органами государственных, республиканских и муниципальных учреждений. Патриотическое воспитание, в основном, сводится к факту проведения запланированных мероприятий со студенческой молодёжью.

Рассматривая понятие «патриотизм», его воспитание, развитие патриотических качеств, необходимо помнить, что подлинный смысл этих явлений можно познать, только поняв, как относится к нему целевая аудитория - студенческая молодёжь [4, с. 45]. С целью определения уровня и сознания понятия патриотизма в колледже был проведён социологический опрос в сентябре 2018 г. среди студентов первого, второго, третьего и четвёртого курсов. Респондентам была предложена анкета «Патриотизм и как я его понимаю», а также выполнение проективной методики «Нарисуй страну, в которой ты живёшь» Е. В. Панченко. В ходе исследования было опрошено 98 студентов (84,5 % от всех студентов, обучающихся на первом, втором, третьем и четвёртом курсах) очной формы обучения. Среди опрошенных респондентов 36,7 % составили юноши, 63,3 % - девушки. Анкета состояла из 9 вопросов (открытых и закрытых). Респонденты должны были дать определение понятию «патриот», ответить, знают ли они государственную символику, указать, чем можно гордиться в нашей стране, как должен выражаться патриотизм, какими качествами должен обладать патриот, какие качества присущи жителям Республики Алтай (положительные и отрицательные), что они предпринимают для укрепления своей патриотической позиции. Полученные результаты исследования показали, что студенты колледжа культуры и искусства имени Г. И. Чорос-Гуркина вкладывают совершенно разные значения в слово «патриотизм», поэтому очень важно в учебно-воспитательном процессе педагогам не только объяснять студентам, что такое патриотизм, но и включать студентов в мероприятия историко-краеведческого направления, касающихся малой Родины - Республики Алтай. Студенты показали тревожную картину: большинство молодых людей не видят себя потомками великого народа, не ощущают себя гражданами великого государства. Результаты анкетирования указывают на неэффективные формы работы действующей программы патриотического воспитания в колледже. Проективная методика «Нарисуй страну, в которой ты живёшь» Панченко Е. В. проводилась среди студентов в условиях учебного занятия. Респонденты при выполнении задания не ограничивались ни временем, ни средствами (карандаши, фломастеры, клей, вырезки из журналов и т. д.). Работа выполнялась индивидуально. Полученные рисунки имели разные сюжеты: схематичное изображение границ государства и государственной символики; групповое изображение людей, занятых единым делом; изображение природных богатств и разнообразия страны; изображение домов, кремлёвской стены и т. д. Во многих рисунках затрагиваются актуальные темы, такие как: повышение пенсионного возраста, безработица и т. д., в рисунках есть и религиозные темы, отражающие православные традиции. Абсолютное большинство своей страной выбрало Россию. Данная методика позволила диагностировать переживаемые проявления патриотизма. Наибольшее количество студентов считают страну, в которой они живут, местом, где гармонично существуют люди и природа, страна богата культурными достояниями, архитектурой, людьми, армией и флотом. Одновременно указывают на проблемы страны: деградация населения, безработица, военные события, коррупция, проблемы экономики и экологии.

С учётом перечисленных недостатков в действующей программе по патриотическому воспитанию в колледже культуры и искусства имени Г. И. Чорос-Гуркина мы предлагаем авторскую программу «Моя республика - души моей частичка», в которой чётко определены цели, целевая аудитория, этапы реализации программы, методики замера эффективности реализации программы и формы проведения мероприятий). В разработанной программе автор использует традиционные и инновационные формы проведения мероприятий, в соответствии с социально-культурными технологиями: 1) рекреационно-развлекательные (фотоконкурс Селфи «Моя Республика Алтай»); 2) информационно-просветительные («Летопись родов студентов колледжа» живая (электронная книга), «Улала. Ойрот-Тура. Горно-Алтайск» классный час, «Родня» интерактивная игра (викторина), а также празднично-обрядовые технологии («Сббктердын байрамы» праздник родов студентов колледжа). Рассмотренные формы способствуют актуализации и накоплению опыта в процессе социально-культурной (культур- но-досуговой) деятельности, формируя у студенческой молодёжи патриотические качества на историко-краеведческом материале, к которому студенты проявляли интерес в ходе социологического опроса.

Бесспорно, что эффективное патриотическое воспитание возможно лишь в результате соединения усилий преподавательского состава, студенческой молодёжи. А также необходимо постоянно анализировать накопленный опыт, искать и находить новые формы работы по патриотическому воспитанию современных поколений студенческой молодёжи [5, с. 23]. Авторская программа «Моя республика - души моей частичка» является частью системы патриотического воспитания, формы запланированных мероприятий распределены с учётом современных подходов к воспитанию: когнитивного, эмоционального отношения к историко- краеведческим событиям и творческого проявления активной жизненной позиции, а также мотивационного, формирующего из студента патриота своей малой Родины - Республики Алтай и России в целом.

Список литературы

1. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» : постановление Правительства РФ от 30 дек. 2015 г., № 1493 // Вестник образования. 2016. № 4. С. 7- 77.
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации: одоб. на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам от 21 мая 2003 г. протокол № 2(12) - П4, URL: https://minobr.government-nnov.ru/ (15.09.2018 г.).
3. Макаренко А. С. Воспитание гражданина : сборник. Москва, 1988. 301 с.
4. Акулич М. М. Патриотическое воспитание современной студенческой молодёжи в вузе / М. М. Акулич, Г. З. Ефимова, М. В. Худякова, М. В. Косицына // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические исследования. 2015. Т. 1 № 1. С. 42- 53.
5. Авилова Н. Л. Современные формы патриотического воспитания студенческой молодёжи // Вестник Воронежского государственного университета. 2016. № 1. С. 21- 23.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (02.11.2019)
Просмотров: 22 | Теги: патриотическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь