Суббота, 03.12.2016, 03:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

О.В.Люсова

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена описанию программы оптимизации психологического здоровья людей пожилого возраста.

Определены методы работы с пожилыми людьми, тематический план и блоки развивающей программы. Приведены результаты апробации программы. Рассмотрена роль приведенных методов работы в формировании компонентов психологического здоровья.

Ключевые слова: пожилой возраст, психологическое здоровье, удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие, ценности.

 

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом взаимосвязанных факторов:

Во-первых, современное социально-демографическое состояние России таково, что общество стареет, потому именно сейчас необходимо преодолевать стереотип пассивной и несчастной старости, как у всего общества, так и в умах самих пожилых людей. Образ жизни пожилых, их ценностные установки, опыт и мудрость составляют важную основу современной российской культуры. Для процесса социальной адаптации пожилых людей в нашей стране характерны: социальная нестабильность, конфликты нормативных представлений об отношении личности и общества, рост социальных рисков и социальной напряженности, усиление социальной стратификации, кризис механизмов социальной регуляции. Все это затрудняет приспособление пожилых людей к своим возрастным изменениям, к возрасту «социальных потерь» (статуса, работы, ролей и т.д.), к социальной ситуации в стране в целом. Все вышеназванные факторы влияют и часто снижают уровень психологического здоровья пожилых людей [2].

Во-вторых, в современной научной литературе не достаточно отражено видение пожилого человека как обладателя психологического здоровья, а не объекта социальной защиты, не раскрыты в полной мере методы, средства, пути, направления, способы оптимизации психологического здоровья пожилого человека.

В-третьих, неоднозначность, противоречивость в оценке ресурсов представителей третьего возраста для развития у них психологического здоровья объясняется отсутствием механизмов раскрытия и реализации потенциала старшего поколения, перевода ресурсов пожилых людей в качество жизни [1].

Термин «психологическое здоровье» употребляется в психологии синонимично таким понятиям как: «самоактуализация» личности (А. Маслоу); овладение смыслом собственной жизни (Ш. Бюллер); адекватность жизненных реалий экзистенциональным потребностям (В. Франкл); появление возрастных новообразований (Л.С. Выготский) и удовлетворение базовых потребностей возраста (Э. Эриксон) [3, 4, 5, 7, 8].

Анализ литературы позволяет утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребност- но-мотивационный компоненты.

При помощи теоретического анализа мы очертили круг факторов, влияющих на психологическое здоровье человека «третьего возраста» [2]: состояние здоровья; уровень материального благополучия, потребность в самореализации и удовлетворение этой потребности, мотивация достижения, потребность в общении; стремление к само- оактуализации, позитивная самооценка, внутренний локус контроля.

В результате проведенного констатирующего эксперимента [2] была разработана и проведена программа по оптимизации психологического здоровья пожилых людей «Счастливое долголетие».

Целевая группа. Программа рассчитана на пожилых людей пенсионного возраста от 56 до 70 лет.

Цель программы - повышение уровня удовлетворенности жизнью пожилых людей.

Задачи:
- содействовать формированию навыков саморегуляции;
- информировать о психологических особенностях пожилого возраста;
- повысить самооценку;
- снизить уровень тревожности;
- обучить технологии психологической поддержки;
- содействовать преодолению коммуникативных барьеров.

Ожидаемые результаты: участники повысят уровень удовлетворенности жизнью, т.к. получат знания о психологических особенностях пожилого возраста; повысят самооценку; познакомятся с новыми приемами саморегуляции; повысят уровень развития рефлексии; научатся технологии психологической поддержки, что, в конечном счете, приведет к снижению тревожности.

К сожалению, кладовая современной психотерапии небогата методами, разработанными специально для людей пожилого возраста. Более известны и распространены методы, адресованные к более ранним возрастам [6], но адаптированные к психологическим особенностям возрастов поздних. В настоящее время в отечественной психологии незаслуженно мало внимания уделяется разработке методов психотерапии пожилых.

Содержание программы. На основе проекта Е.В. Морозовой нами была составлена развивающая программа с элементами тренинга в количестве 20 часов.

Ведущему при проведении развивающих занятий важно учитывать следующие моменты:
• Краткость. Оправдали себя в тренингах так называемые «инпуты» - емкие по содержанию и лаконичные по форме сообщения ведущего, не превышающие по времени 10-15 минут.
• Простота. Обратная связь участников тренингов показала их высокую удовлетворенность тем, что сложный материал был преподнесен доступным, выразительным языком.
• Наглядность. Желательно использовать рисунки, схемы, слайды и т.д.
• Актуальность. Информационный материал, предлагаемый вниманию группы, должен иметь прямое или косвенное отношение к затрагиваемой теме и обогащать картину в целом, делая более объемными и основательными те знания и умения, которые участники «уносят с собой» с тренинга.
• Доступность. Все ключевые моменты содержательных блоков тренинга должны быть распечатаны и вручены каждому частнику для дальнейшего изучения.
• Метафоричность. Умелое встраивание в сообщение притч, метафор, юмора, различных сюрпризов оживляет процесс, делает его более увлекательным, запоминающимся.
• Экзистенциальные факторы. Опыт автора показывает, что в тренинговых группах пожилых людей можно и нужно в информационном блоке затрагивать экзистенциальные вопросы, если сам ведущий достаточно готов к этому. Люди постоянно сталкиваются с основными экзистенциальными данностями: смертью, одиночеством, свободой, бессмысленностью. Обсуждение этой темы помогает понять, что поддержка и опека со стороны других людей и ведущего имеет границы, что существует то, что выполнить могут только сами участники, что каждый человек является автором и хозяином своего внутреннего мира, то есть ответственен за свое поведение. Только при осознании ответственности становятся возможными какие-либо изменения, так как менять что-либо может только сам творец.

Структура каждого занятия включает в себя:

I. Вводную часть, в которую входят обязательные элементы:
1. Приветствие и разминка, цель - выровнять функциональное состояние группы, ввести участников в тренинговую атмосферу, поднять общий тонус группы.
2. Правила групповой работы, которые вводятся на первом занятии и актуализируются на последующих.
3. Рефлексию предыдущего занятия.
4. Сбор ожиданий участников, который позволяет уточнить задачи каждого участника на занятие.
5. Вербальное и невербальное выражение настроения участников.

II. Основную часть, в которой можно выделить следующие блоки:
1. Информационный (теоретический) блок (мини-лекции, информирование).
2. Развивающий блок: формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия, развитие рефлексии, дает возможность участникам на опыте собственных переживаний понять психологический смысл изучаемого навыка, предоставляет возможности активного самопознания.

III. Заключительную часть, включающую в себя: рефлексию занятия, вербальное и невербальное выражение настроения участников, домашние задания.

Таблица 1

Тематический план занятий по программе «Счастливое долголетие»

Структура программы имеет в своем составе следующие блоки.

Таблица 2
Блоки программы «Счастливое долголетие»

В предложенных занятиях приняли участие 20 мужчин и женщин, работающих в одной организации - организационно это также не представляло сложностей. До и после проведения развивающей программы нами были проведены психодиагностические методики (методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина (тест на тревожность Спилбергера Ханина); диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (ДА. Леонтьев); методика «Индекс жизненной удовлетворённости» (Н.В. Панина); методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова).

Таблица 3
Оценка достоверности различий ситуативной и личностной тревожности с помощью методики Спилбергера-Ханина «Шкала ситуативной и личностной тревожности» испытуемых контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе

Анализируя результаты показателей ситуативной и личностной тревожности по методике Спилбергера-Ханина на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, можно отметить, что показатели тревожности (и ситуативной, и личностной) снизились, статистический анализ по Т-критерию Вилкоксона обнаруживает сдвиг на уровне значимости 0,01. Т.е. с вероятностью 99% можно предположить, что обнаруженные изменения показателей тревожности возникли не случайно, а являются результатом целенаправленных изменений, произошедших в развивающей программе с элементами тренинга.

По методике «Индекс жизненной удовлетворённости» (Н.В. Панина) нами были получены следующие результаты (представлены на рисунке 1):

Рис. 1. Средние значения удовлетворенности по выборке на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

В группе произошли следующие изменения: показатели «последовательность в достижении целей», «согласованность между поставленными и достигнутыми целями», (по этим показателям сдвиги по Т-критерию Вилкоксона значимы на уровне 0,01)» положительная оценка себя и своих результатов», «общий фон настроения» (различия значимы на уровне 0,05). Необходимо отметить, что по общему индексу удовлетворенности также обнаружен сдвиг на уровне 0,01.
Полученные результаты свидетельствуют, что в экспериментальной группе в результате воздействия развивающей программы с элементами тренинга, направленной на снижение тревожности, повышения самооценки, формирование навыков саморегуляции (эмоциональный компонент трудовой активности), способности к самореализации (смысловой компонент трудовой активности), произошли значимые изменения, которые по образному выражении Л.И. Анцыферовой можно назвать увеличение поведения по типу «теплой осени» в активности пожилых людей.

Согласно методике СЖО Д.А. Лентьева (результаты представлены в гистограмме на рисунке 2), проведенной в экспериментальной группе выборки, существуют значимые сдвиги по показателям смысложизненных ориентаций: цели в жизни стали более осмысленны после участия в развивающей программе для четырех человек по сравнению с констатирующим этапом эксперимента (по Вилкоксону Т=2,682), по показателю «Ориентация на процесс» также произошли значимые изменения: у двух человек результаты изменились с низкого на средний уровень, шесть человек со среднего уровня перешли на высокий (Т=2,913), что говорит о возрастающей роли мотивации процесса (Диси, Райян), некой увлеченности делом.

В ориентации на результат также произошли изменения: у двух человек повысился уровень (со среднего на высокий) (Т=2,825). В результатах по шкале «Локус контроля - я» у двух человек повысился уровень с низкого на средний, у четырех человек - со среднего на высокий (Т=2,506). Этот результат свидетельствует о внутреннем локусе контроля, умении брать ответственность за ситуацию и результаты на себя. По шкале «локус контроля - жизнь» изменения следующие: у четырех человек уровень изменился со среднего на высокий (Т=2,536), что говорит об осмысленном и экзистенциальном отношении к собственной жизни, признании права на целостность жизни и себя. В целом осмысленность жизни повысилась у четырех человек (Т=2,833). Эти результаты говорят о более осмысленном отношении к собственной жизни у испытуемых экспериментальной группы после участия в развивающей программе, о принятии ответственности за происходящие в ней события, об ориентации на процессе, об осознании собственных ценностей, об обретении смысла жизни. Нужно добавить, что все сдвиги, подсчитанные при помощи Т-критерия Вилкоксона значимы на уровне р<0,01, т.е изменения не случайны, а вызваны целенаправленным воздействием.


 

Рис. 2. Распределение испытуемых экспериментальной группы по уровням выраженности шкал СЖО Д.А. Лентьева

Методика «Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан) (результаты представлены в гистограмме на рисунке 3) показывает: испытуемые экспериментальной группы в результате проведенных занятий повысили уровень мотивации аффилиации: стремление быть принятыми выросло у четырех человек, а страх быть отвергнутыми снизился у двух человек. Изменения, показанные на гистограмме на рисунке 3, говорят о положительных изменениях, связанных с развитием коммуникативных навыков общения и положительным принятием себя. И хотя продемонстрированные сдвиги, согласно статистическому анализу, незначимы, однако они обнаруживают вышеназванную тенденцию. Для того чтобы значимо повлиять на показатели мотивации аффилиации, необходимо большее количество занятий или, возможно, изменение мотивации аффилиации имеет латентное течение.


 

Рис. 3. Представленность мотивации аффилиации в экспериментальной группе

Результаты опросника EPQ (методика Г. Айзенка) и методики «Склонность к одиночеству» (А.Е. Личко) показали, что изменений по шкалам опросника не обнаружено.

Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова) позволила проанализировать расхождения между значимостью ценностей для пожилых мужчин и женщин и их доступностью, мы отметили, что в группе испытуемых изменилось соотношение испытуемых, испытывающих внутриличностный конфликт и без внутриличностного конфликта (результаты представлены в таблице 4).

Таблица 4
Соотношение испытуемых экспериментальной группы по наличию внутриличностного конфликта по результатам методики Е.Б. Фанталова на констатирующем и контрольном этапе исследования   
 

Как можно заметить, что хотя изменения статистически не значимы (у двух женщин внутриличностный конфликт разрешился), однако они существуют, что говорит о результативности проведенной развивающей программы «Счастливое долголетие». Более значимые различия в экспериментальной группе можно получить, продолжая проводить развивающие занятия с представителями выборки, т.к. сфера ценностей и мотивационных ориентаций требует более глубокого и долгого воздействия. Эти результаты говорят о том, что проведенные занятия с элементами тренинга способствовали осознанию собственных ценностей и, возможно, перестраиванию иерархии ценностей, а также гармоничному отношению между «желаемым» и «имеемым», что в конечном итоге приводит к общей гармонизации внутреннего мира испытуемых экспериментальной группы, особенно в сферах здоровья, интересной работы, активной деятельной жизни, материального благополучия.

Анализируя результаты проведенного эксперимента, мы приходим к выводу, что показатели изменились следующим образом: снизилась тревожность, повысилась позитивная самооценка, повысился уровень стремления к самоактуализации, ценностная сфера стала более гармоничной, что привело к повышению уровня удовлетворенности жизнью.

Литература

1. Клюева, Н.В. Влияние представлений о будущем на жизненную удовлетворенность пожилых людей / Н.В. Клюева // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2014. - № 3 (29). - С. 53-58.
2. Люсова, О.В. Особенности формирования психологического здоровья женщин «третьего возраста» / О.В. Люсова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - Волгоград: ВГАФК. - 2014. - № 4 (10). - С. 54-59
3. Малкина-Пых, И.Г. Кризисы пожилого возраста. / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 368 с.
4. Методы арт-терапии в комплексной психосоциальной поддержке лиц пожилого и старческого возраста URL: http://www.treko.ru/show_mer_52173 (дата обращения 30.10.2014)
5. Морозова, Е.В. Комплексная программа психологической реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов «Активное долголетие» URL: / http://psy.su/psyche/ http://psy.su/psyche/projects/ (дата обращения 30.10.2014)
6. Терелянская, И.В. Психологический анализ феномена креативности как характеристики личности / И.В. Терелянская // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 4 (25). - Ч. 2. - С. 103-107.
7. Франкл, В. Человек в поисках смысла. / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
8.Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Летний сад, 2000. - 416 с.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (12) - 2015

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (17.06.2016)
Просмотров: 214 | Теги: долголетие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016