Воскресенье, 11.12.2016, 16:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: АКТУАЛЬНОСТЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

И.А.Аправнова, В.В.Гржибовская, Вестник СВГУ. - 2013. - Вып. 19. - С. 8

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: АКТУАЛЬНОСТЬ, РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Представлены результаты исследования процесса профессионального самоопределения первокурсников Северо-Восточного государственного университета (СВГУ), проведенного сотрудниками психологической службы СВГУ. На основе исследования сформулированы рекомендации для сотрудников университета и перспективы профориентационной работы психологической службы СВГУ.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение.

 

Профориентационная работа для психологических служб высших учебных заведений, как правило, не входит в число приоритетных направлений, так как основная деятельность психологических служб вузов направлена на помощь студентам, то есть уже сделавшим свой профессиональный выбор бывшим школьникам. А первая актуальная задача работы со студентами-первокурсниками - социально-психологическая адаптация их к новым условиям. Но, на наш взгляд, работа с потенциальными студентами высших учебных заведений может начинаться раньше - в период их обучения в старших классах школы. Ведь от того, насколько осознанно и верно будет сделан профессиональный выбор, зависит и психологическое благополучие студентов. Если выбор профессии сделан неверно, то первоначально могут возникнуть проблемы с обучением (отсутствие интереса, академическая неуспеваемость), а затем и ряд психологических проблем: психологическая дисгармония, проблемы с самооценкой и взаимоотношениями с самим собой, нарушение профессиональной идентичности и др. [3; 5].

Актуальность этого направления работы определяется и тем, что 17 % обращений студентов в психологическую службу СВГУ за 2011 и 2012 года связаны с проблемой профессионального самоопределения и желанием сменить направление обучения.
Кроме того, в данный момент демографическая ситуация в России, относительно выпускников школ и абитуриентов, обозначена как «демографическая яма», что говорит о низкой численности населения этого возрастного периода. Вместе с тем, в нашем регионе наблюдается миграционный отток населения, в том числе и потенциальных абитуриентов, которые зачастую ориентированы не на получение высшего образования в других городах, а на отъезд из Магадана, что не является мотивом выбора профессии. На первом месте стоит не желание стать специалистом в определенной профессиональной области, а желание покинуть настоящее место жительства.

Профориентационная работа психологической службы СВГУ включает в себя тестирование, консультации и семинары-тренинги. Кроме того, в этом году было проведено исследование процесса профессионального самоопределения первокурсников СВГУ.

Цель исследования: определить основные проблемы и на их основе разработать рекомендации и мероприятия, направленные на предупреждение и решение ситуаций неверного профессионального выбора.

Исследование включало в себя анкетирование и проводилось сотрудниками психологической службы СВГУ в декабре 2012 года. В нем приняли участие 109 студентов- первокурсников очного отделения всех факультетов СВГУ (включая студентов политехнического института). Среди них 64 студента женского пола (58,7 %) и 45 - мужского (41,3 %). Была предложена анкета, на вопросы которой один испытуемый мог указывать несколько ориентиров выбора профессии. Кратко представим результаты.

Анализ ответов на вопрос анкеты «На что вы ориентировались при выборе профессии?» показал, что наиболее частыми «ориентирами» при выборе профессии становятся личные интересы (31,1 %), заработная плата (16,5 %) и востребованность профессии (13,8 %), а личные способности и качества (7,3 %) учитываются реже. Такая тенденция говорит о том, что классическая схема выбора профессии «хочу» + «<могу» + «надо» нарушается. И если личные интересы («хочу») и востребованность («надо») являются более распространенными причинами выбора, то способности и личные качества («могу») реже осознаются или не учитываются. Такое «отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах» является «ошибкой» при выборе профессии и говорит о том, что у человека очень приблизительные представления о важных основаниях выбора профессии, а это исключает возможность осознанного решения [2, с. 109]. Это же не позволяет школьникам оценить, подходит ли им определенная профессия или нет.

Способности личности тесно связаны с такой характеристикой, как профессиональная пригодность, то есть интеллектуальные, психологические и физиологические параметры человека, уровень функционирования которых обеспечивает эффективную профессиональную деятельность. Если способности субъекта и требования к его способностям существенно отличаются, то учеба и работа в этой сфере будут отнимать больше ресурсов, что может способствовать быстрому утомлению и появлению синдрома эмоционального выгорания [1].

Ориентир главным образом на заработную плату и престиж профессии также можно считать «ошибкой»: школьники выбирают образ жизни, а не профессию и не учитывают изменений в рядах хорошо оплачиваемых профессий в будущем [2].
Получается, что школьники ориентируются только на относительно ближайшее будущее после университета, а не выстраивают далеко идущих профессиональных планов - не планируют свою жизнь, хотя профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения. Возможно, это связано с тем, что школьники еще не обладают «навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстраполяции этой картины в будущее» и еще не готовы к такой сложной деятельности [5, с. 59].

Из рис. 1 видно, что 20 человек (18,3 %) определились с профессией при подаче заявления о поступлении, а 10 человек (9,2 %) осознают неуверенность в профессиональном выборе. Выбор профессии для них был скорее необходимостью поступления в университет, то есть обусловлен внешними причинами.


Рис. 1. Распределение студентов-первокурсников по периодам выбора будущей профессии

Анкетирование показало, что интересовались профессией, которой сейчас обучаются (читали, спрашивали о ней и др.) 60 человек (55 %), не интересовались - 46 человек (42,2 %). В тоже время, на вопрос «Имели ли вы представления о профессии, которой сейчас обучаетесь в момент поступления?» утвердительно ответили 90 человек (82,6 %). То есть 30 человек имеют представление о профессии, которой обучаются, но на вопрос о том, интересовались ли они ею, ответили отрицательно. Можно предположить, что данные студенты не могут отрефлексировать свой опыт профессионального самоопределения, так как этот процесс был хаотичен, неорганизован или вовсе не осуществлялся активно - они не читали и не спрашивали о профессии. Соответственно, их представления о профессиях обыденны и не выходят за рамки общекультурных и, возможно, стереотипных.

На рис. 2 представлены источники, из которых студенты получали информацию о профессиях, которым обучаются. Каждый испытуемый мог указать несколько вариантов ответа.

Хотя Интернет является популярным и легкодоступным источником информации, лишь 11 человек (10,1 %) опрошенных использовали его. Интересно, что Ярмарку профессий, ежегодно проводимую в городе и области, только один человек назвал в качестве источника информации о выбранной профессии, хотя данное мероприятие посетили 69 человек (63,2 %) из опрошенных. Возможно, это мероприятие воспринимается школьниками как знакомство с учебными учреждениями, а не профессиями, которым там можно обучиться. Или к времени проведения ярмарки школьники еще не определились с профессией, чтобы интересоваться конкретной информацией о ней.

Согласно результатам анкетирования, 87 человек (79,8 %) обучаются по желаемому профессиональному направлению, 21 человек (19,3 %) обучается не по желаемому направлению и 1 человек не может ответить на этот вопрос (0,9 %).
Среди студентов, обучающихся не по желаемому направлению (21 человек), 7 человек (33,3 %) планируют сменить направление обучения, 9 человек (42,9 %) сменили бы его, если им представилась такая возможность. Но сами этого делать они не планируют, так как «уже освоились» или «все устраивает, кроме специальности». Получается, что студенты не хотят или боятся менять направление обучения и, соответственно, ориентируются не на основополагающие критерии выбора профессии, а на второстепенные. Таким образом, обучение идет по так называемой «линейной схеме», описанной Е.А. Климовым [4], согласно которой, выбирая профессиональное направление обучения, субъект обязан выучиться по этому направлению, а потом и работать. Автор связывает эти стереотипы с идеями о преданности избранным идеалам и целеустремленности. Такой стереотип отвергает возможность смены учебного направления в процессе обучения или после окончания, даже если она целесообразна по психологическим параметрам.

 

Рис. 2. Источники, из которых студенты-первокурсники получали информацию о профессии и их встречаемость

Учитывая результаты анкетирования студентов, можно сформулировать ряд рекомендаций для сотрудников деканатов и кафедр СВГУ:

1) по возможности способствовать переводу студентов, обучающихся не по желаемому направлению, с одного направления обучения на другое внутри университета - это позволит «не терять» студентов в ситуации «демографической ямы» и возросшей в связи с этим конкуренции между учебными заведениями: студенты не будут отчислены, например, за академическую неуспеваемость, а продолжат обучение, но на желаемом направлении;

2) направлять эту категорию студентов в психологическую службу СВГУ для профориентационной консультации.
Анализ результатов анкетирования позволил наметить изменения в профориентационной работе психологической службы СВГУ.

Профориентационные консультации с абитуриентами в период работы Приемной комиссии СВГУ.

Цель: помощь абитуриентам, не определившимся с будущей профессией в принятии решения о выборе направления обучения. Основное содержание данных консультаций - экспресс- диагностика профессиональной направленности абитуриента и информирование об основах выбора профессии.

В 2013 году планируются изменения в данной форме работы: расширение арсенала психодиагностических методик; знакомство абитуриентов с психологическим содержанием профессий с помощью профессио- грамм и ориентирование абитуриентов не просто на поступление, а на применение своих способностей и личных качеств более эффективно для себя и общества. Это позволит изменить подход к выбору профессии с избеганием неправильного выбора на подбор именно той профессии, которая отвечает интересам и способностям школьника.

Профориентационные семинары-тренинги для школьников 9-11-х классов.

За 2012 год в семинарах-тренингах приняли участие 170 учащихся старших классов школ города и области. За январь 2013 года в семинарах-тренингах уже приняли участие около 160 старшеклассников. Цель: активизация процесса профессионального самоопределения школьников и информирование о возможностях получения высшего образования в СВГУ.

В рамках данного направления планируется разработка второй части семинара- тренинга для школьников, уже участвовавших в первой части. Его цель: углубленное знакомство школьников с проблемой соответствия человека и выбираемой им профессии.

Это позволит, во-первых, устранить дисгармонию между сформированным образом профессий в сознании школьников и ее подлинным содержанием (ведь зачастую общедоступная информация о профессиях имеет искаженный вид и не отражает истинной сути профессиональной деятельности). Во-вторых, школьники смогут оценить, насколько соответствует выбранная ими профессия их личностным качествам и способностям, какие качества, важные для избранной профессии, можно развивать.
Кроме перечисленных мероприятий, для развития навыка построения картины своего будущего (о важности которого в процессе профессионального самоопределения говорилось ранее), можно рекомендовать старшеклассникам использовать программу анализа и проектирования жизненного пути «Life Line®» (данная программа есть в базе методик психологической службы СВГУ). Прохождение программы является средством оптимизации процесса профессионального самоопределения, что доказывает исследование Д. А. Леонтьева и Е.В. Шелобановой [5]. Программа позволяет приобрести опыт самопознания и последовательного анализа своей жизни.

 

Библиографический список

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М. : ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
2. Зотова Н.Н. Происхождение ошибок старшеклассников при выборе профессии и возможности их профилактики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2010. - № 2. - С. 102-110.
3. Иванова Н.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях // Вопр. психологии. - 2008. - № 1. - С. 89-100.
4. Климов Е.А. О нелинейности процесса профессионального становления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2007. - № 3. - С. 102-108.
5. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопр. психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-66.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2013. Выпуск 19

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (09.09.2016)
Просмотров: 76 | Теги: самоопределение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016