Вторник, 06.12.2016, 08:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕТРА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Т.Ю.Рубцова

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕТРА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Проблема организации профориентационной деятельности Центра довузовской подготовки вуза имеет большое значение в самоопределении старшеклассников. В рамках проблемы представлена попытка систематизировать и обосновать основные подходы к профориентационной деятельности вуза с учётом накопленного опыта работы в данном направлении.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональное определение, профориентация.

 

Различные аспекты проблемы профессионального самоопределения личности изучались учёными на протяжении всех этапов развития педагогической науки. Сущность и содержание понятия профессионального самоопределения раскрываются в трудах А.Г. Асмолова, Е.И. Головахи, Е.А. Климова, И.С. Кона, А.К. Марковой, Д. Сьюпера, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой и др., профессиональной ориентации - B.C. Аванесова, Л.М. Митиной, Н.Н. Захарова, Т.М. Чурековой и др. Профессиональное самоопределение как процесс усвоения социальных ролей в процессе социализации рассматривали также Н.Э. Касаткина, Т.В. Рогачёва, И.В. Мерзлякова.

Главная цель самоопределения - сформировать у старшеклассника внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать перспективы своего будущего и развития (профессионального, жизненного и личностного). Эффективно управлять профессиональным самоопределением старшеклассников можно только на основании определённых показателей, характеризующих его как процесс, который предполагает развитие индивида как субъекта своей будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное определение - длительный процесс, который осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются определённые задачи. В табл. 1 представлены основные этапы профориентации школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе.

Таблица 1
Этапы профориентации школьников

 

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по
оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И профориентация, и профконсультация - это «ориентирование» старшеклассника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» старшеклассника, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е.А. Климову) [6].

Профессиональное и личностное самоопределения имеют много общего. Если же попытаться развести их, можно выделить два принципиальных отличия:
- профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие;
- профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека; более того, часто именно плохие условия позволяют проявить себя по-настоящему.

Понятие «карьера» широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто, вообще, называется психологией карьеры). В России существует своя традиция употребления слова «карьера». Это успех в какой- либо деятельности. В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) - это «определённая последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни» (ребёнок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель и т.д.). Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции.

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального определения (по Е.И. Головахи), - «это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника», которое может быть осуществлено «как с учётом, так и без учёта отдалённых последствий принятого решения», и «в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдалёнными жизненными целями» [1]. Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы») [2].

Совокупный характер субъекта самоопределения определяется тем, что, кроме самого человека, на его важные жизненные выборы оказывают сильное влияние родители, сверстники, специалисты. Тогда какова же доля участия в жизненном выборе самого человека?

Главный смысл профориентационной помощи сводится к формированию субъекта профессионального самоопределения. Сложная многоуровневая организация субъекта самоопределения определяется тем, что выбор обычно растянут во времени (он должен ещё как бы созреть). Кроме того, существует определённая, постоянно меняющаяся иерархия факторов, определяющих принятие решения (родители, сверстники, школа, интеллектуальный потенциал старшеклассника).

Противоречивый характер субъекта самоопределения определяется тем, что сам выбор - это всегда отказ от чего-то, от каких-то имеющихся равнозначных альтернатив. Между этими альтернативами всегда существуют определённые противоречия, которые должен разрешить субъект, поэтому процессу профессионального самоопределения требуется активное управление, осуществляемое педагогами, психологами. Н.С. Пряжников в своих исследованиях предлагает следующие концептуальные уровни помощи старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении [6, с. 17-18] (табл. 2).

Таблица 2

Уровни помощи старшекласснику в профессиональном и личностном самоопределении

В идеале центры довузовской подготовки и профессиональной ориентации вузов сегодня, а этого требует время, должны осуществлять комплекс подходов к профориентационной работе. Обобщённо представим эти подходы в табл. 3.

Профессиональное самоопределение - процесс интеграции старшеклассника (субъекта выбора профессии) в социально-профессиональную структуру общества, осуществляемый в результате анализа им своих внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии.

Когда родители оглядываются на свой более чем 10-20-летний профессиональный опыт, то неизменно вспоминают тот момент выбора профессии, который они совершили, заканчивая школу. Кто-то сделал этот выбор легко, кто-то был в совершенной растерянности, кто-то последовал советам родителей, учителей или пошел поступать «за компанию» с друзьями, «поступил не туда», «работает не по специальности», «стоило ли учиться пять лет». В сегодняшней ситуации добавляется «стоило ли платить за учёбу такие деньги».

Действительно, ошибки в выборе профессии сейчас обходятся в прямом смысле дорого.

Не все старшеклассники готовы ответить на вопрос, в каких профессиональных областях они смогут себя реализовать и добиться успехов; порой бывает трудно понять, какие интересы являются приоритетными, на какие способности можно сделать ставку. Сложно сориентироваться в многообразии профессий и выбрать подходящее учебное заведение. Кроме того, существует объективная ситуация: ежегодные изменения в условиях тестировании и поступления, реформа системы образования, которую переживают и дети, и родители.

Конечно, каждый выпускник сделает свой выбор. Задача родителей и преподавателей - помочь ему определиться и дать при этом максимальную информацию о его способностях и тех возможностях, которые представляют многообразие профессиональных путей.

Задача выбора кажется сложной, но выход есть, причём не один. Можно поискать в интернете информацию о профориентации, востребованных профессиях и перспективах развития рынка труда. Можно проконсультироваться у школьного психолога либо обратиться за помощью в Республиканский центр профориентации молодежи. Кроме того, можно воспользоваться современными тестовыми методиками по профориентации. Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ является региональным представителем Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» МГУ им. М.В. Ломоносова. Теперь Центр довузовского обучения и профессиональной ориентации в рамках «Школьного экономического университета» имеет возможность проводить для старшеклассников тестирование и консультирование по уникальной и эффективной методике «Профориентатор», которая позволяет диагностировать в комплексе интересы, интеллектуальные способности и личностные качества старшеклассника и определить, в каких профессиональных областях можно ожидать максимальной реализации его способностей. Тестирование не выдаёт готового рецепта, а предоставляет хорошо структурированную информацию о наиболее подходящих профессиях, в которых с высокой степенью вероятности можно достичь профессиональных успехов. Обладая такой информацией, гораздо проще сделать верный выбор.

Таблица 3
Основные подходы к профориентационной деятельности вуза

 

«Профориентатор» - это комплекс компьютерного профориентационного тестирования, который был разработай более 10-ти лет назад в МГУ им. М.В. Ломоносова лабораторией «Гуманитарные технологии». Над совершенствованием методики постоянно работает исследовательская группа на базе факультета психологии МГУ под руководством доктора психологических наук, профессора А.Г. Шмелева. Тестирование по методике «Профориентатор» позволяет отвлечься от внешних факторов, которые влияют на выбор профессии, а именно: мнение родителей, друзей; финансовые возможности, и сконцентрироваться на психологических особенностях самого человека.

Уникальность этой методики в том, что она позволяет комплексно подойти к оценке предпочтений (интересов), интеллектуальных способностей и личных качеств тестируемого и получить список рекомендованных профессий с учётом его индивидуальности. С технической стороны процедура представляет собой компьютерное тестирование, состоящее из 3-х блоков: «Интересы», «Структура интеллекта» и «Личность», продолжительностью от 45-ти до 60-ти минут в зависимости от скорости ответа на вопросы. Тестирование можно проводить одновременно для группы учеников, ограничение накладывает только количество мест в компьютерном классе. А вот последующее 30-минутное консультирование всегда проходит индивидуально, и это совершенно правильно, поскольку идёт обсуждение уникальных результатов, значимых исключительно для этого испытуемого. Присутствие родителей на консультации приветствуется, и, как правило, родители приходят и принимают активное участие в обсуждении результатов.

Для того чтобы понять, какую информацию можно извлечь из прохождения тестов, стоит рассмотреть то, что можно получить в результате. В распечатку результатов тестирования входит: индивидуальный графический профиль с результатами по каждому измеряемому тестом качеству; диаграмма, показывающая наиболее подходящие для учащегося направления профильного обучения в старшей школе; списки профессий, максимально соответствующих личностным особенностям, интересам и способностям учащегося; развёрнутые текстовые интерпретации результатов по всем показателям теста.

Полученный профиль является, по сути, индивидуальным психологическим портретом испытуемого, где наглядно отображается степень выраженности определённых интересов или способностей. Диагностический профиль сравнивается с «идеальными» профилями эффективных специалистов из различных профессиональных сфер. Результаты подобного сравнения представляются в виде списка наиболее подходящих профессий с соответствующими коэффициентами сходства. Причём такие таблицы формируются сначала по каждому блоку, затем программа формирует интегральный список профессий, комплексно оценивая результаты по всем 3-м тестовым блокам. Список профессий, который соответствует блоку «Интересы» - самый значимый, это то, что испытуемый ХОЧЕТ делать, то, что ему НРАВИТСЯ. В блоке «Структура интеллекта» представлены профессии, которыми человек МОЖЕТ заниматься, способности есть, но не обязательно все профессии из них ему понравятся. Блоку «Личность» соответствуют профессии, которые не вызывают внутренних конфликтов. Предложенные профессии легко группируются в более общие профессиональные направления: инженерно-технические, экономические, дизайнерские и прочее. Это позволяет подобрать подходящее общее профессиональное направление и в рамках его искать иные варианты профессий, возможно, не попавшие в список. Вслед за этим в результатах имеются ещё несколько страниц текста, где подробно расшифровываются все показатели теста.

Разработчики рекомендуют проводить профориентационное тестирование с 14-ти лет. Опыт показывает, что более эффективно проходит тестирование со школьниками от 15-ти лет, наиболее мотивированы учащиеся выпускных классов (основной и средней школы). Верхней границы по возрасту нет. Этот тест может пройти и взрослый человек, который планирует получить второе высшее образование или сменить профессию.

Использование подобного комплексного подхода к решению задачи выбора профессии помогает учащемуся разобраться с присущими ему склонностями, интересами, способностями и определить те профессиональные направления, в которых он с высокой долей вероятности достигнет успеха в будущем. Однако нужно понимать, что тестирование - это всего лишь инструмент, позволяющий получить больше информации, а выбор всегда остаётся за человеком. При этом в наших силах помочь ребенку сделать выбор профессии более осознанно, опираясь на максимум доступной информации.

Список литературы

1. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Науковадумка, 1988. - 143 с.
2. Гриншпун С.С. Профориентация в США // Педагогика. - 2005. - № 9. С.65-72.
3. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2002. - 207 с.
4. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988. - 270 с.
5. Мудрик А.В. Социализация человека: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - 624 с.
6. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(10). 2013

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (08.08.2016)
Просмотров: 44 | Теги: профориентация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016