Вторник, 22.10.2019, 19:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И ТРАВМАТИЗМА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Букатин А.В., Шептикин С.А.

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И ТРАВМАТИЗМА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

В статье рассматриваются причины высокого уровня заболеваемости в молодежной среде. Обозначена роль среднего специального учебного заведения в решении этой проблемы, как со стороны администрации учреждения, так и преподавательского состава. Определены основные направления деятельности преподавателей по физической культуре и дана характеристика их основных умений, необходимых для решения оздоровительных задач в ходе физического воспитания студентов среднего специального учреждения медицинского профиля.

Ключевые слова: здоровье, причины нездоровья, физическое воспитание, подготовленность преподавателей физического воспитания


Введение. Исследования состояния здоровья студенческой молодежи последних лет [3; 4; 5; 7] свидетельствуют о существенном росте числа заболеваний и травм в молодежной среде. Так, четверть выпускников общеобразовательной школы страдают патологиями сердечнососудистой системы, у трети отмечаются нарушение зрения и осанки, 33% девушек и 16% юношей имеют психосоматические заболевания [7]. По различным статистическим данным от 38% и более выпускников медицинских колледжей имеют показатели здоровья низкие и ниже средних.

Причины этому следует искать в школьные годы. Установлено [2; 6; 7], что основными причинами нездоровья студентов являются:

- низкий уровень жизни основной массы населения страны (здоровье сейчас стоит дороже, чем нездоровье);

- значительная психоэмоциональная напряженность учебного труда;

- ухудшение условий для занятий студентов популярными видами физической культуры и спорта.

Такое положение представляет собой значительное препятствие на пути социально-экономических реформ общества и возрождения сильного Российского государства. Именно этим обусловлено усиление направленности реформ отечественного здравоохранения на профилактику болезней и здоровьесбережение у молодежи в последнее десятилетие.

Результаты исследования. Работа педагогического коллектива колледжа, в том числе и преподавателей физической культуры, напрямую связана с реализацией в стенах среднего профессионального учебного заведения профилактической нацеленности образовательного процесса, что проявляется во всех основных направлениях их работы:

1. Организация здоровьесберегающего пространства для студентов колледжа. Ключевыми её составляющими являются: создание санитарно-гигиенических условий, снижающих стрессовые воздействия образовательного пространства на организм студентов и материально-техническое оснащение образовательного процесса, способствующее снижению нервно-психических затрат на учебную деятельность [5].

2. Совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в колледже, который обеспечивает формирование у студентов знаний, умений и навыков здорового образа жизни, умений и навыков самостоятельной работы по развитию физических качеств и способностей, как основных показателей здоровья и умений и навыков самоконтроля за физическим развитием и здоровьем. Все это в комплексе позволяет своевременно предотвращать нарушения в организме и, в случае их появления, устранять.

3. Воспитание у студентов направленности на ведение здорового образа жизни и понимания его значимости для успешности профессиональной деятельности и достижения личного счастья.

Работа в первом направлении является преимущественно прерогативой администрации учебного заведения. Роль преподавателей физической культуры в реализации этого направления заключается в:

- контроле уборки в спортивном зале и раздевалках;

- регулировании интенсивности выполняемых упражнений на занятиях в соответствии с закономерностями их нормирования по показателям ЧСС занимающихся и их внешнего вида;

- осуществлении помощи и страховки при освоении сложных и травмоопасных упражнений и т.д.

Обеспечение второго направления по формированию системы знаний из области физической культуры, важных для профилактики заболеваемости и укрепления здоровья студентов, осуществляется в ходе подготовки и выполнения ими заданий раздела «Самостоятельная работа»: при сообщении информации о правилах безопасного выполнения физических упражнений и в ходе индивидуальных консультаций по ведению здорового образа жизни. Последняя форма работы особенно значима для студентов, имеющих существенные отклонения в состоянии здоровья (отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и инвалидов).

Совершенствование учебного процесса по физической культуре в колледже направлено не только на создание у студентов системы специальных знаний из области сбережения здоровья и предотвращения его нарушений, но, главным образом, на формирование у них умений, навыков и желания использовать ценности физической культуры для оздоровления организма и повышения его устойчивости к негативным факторам окружающей среды: переохлаждению, перегреванию, болезнетворным инфекциям и даже бытовому травматизму [5]. Достижение этой комплексной цели возможно через формирование ряда умений: управлять и контролировать текущее функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений; выполнять закаливающие процедуры; применять приемы самомассажа; проводить реабилитационные мероприятия при травмах и заболеваниях. Всему этому студенты обучаются на практических занятиях, закрепляют полученные навыки при выполнении заданий раздела «Самостоятельная работа» и используют в повседневной жизни.

Работа в третьем направлении предполагает мотивацию студентов к ведению здорового образа жизни. Мотивация студентов к ведению здорового образа жизни обеспечивается комплексом мер преподавателя при подготовке и проведении занятий [1]. Каждое практическое занятие начинается с мотивации студентов к предстоящей деятельности. Созданию положительных мотивов служит и система заданий на дом, которые включают в себя приобретение методических знаний и практического опыта по составлению комплексов физических упражнений и по контролю за своим здоровьем. А ведь не существует более сильного мотива к какой-либо деятельности, чем полученные в ее результате положительные изменения. Мотивация студентов осуществляется и в процессе внеаудиторной работы: в ходе физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в стенах колледжа и за их пределами. Стимулирует студентов к ведению здорового образа жизни и использование в учебном процессе новых видов физических упражнений. В частности, преподавателями колледжа включаются в учебные занятия такие нетрадиционные виды упражнений как гимнастика Кегеля, скрытая гимнастика Воробьева, утренняя гимнастика тибетских лам, гимнастика для шеи доктора Шишонина и др., позволяющие разнообразить их содержание и, как следствие, повышать интерес студентов к ним.

Побуждает студентов к ведению здорового образа жизни и личный пример преподавателей физической культуры, их подтянутость, организованность, более высокий уровень физической подготовленности, чем у основной массы студентов.

Реализация заявленного комплекса мероприятий по профилактике заболеваемости и травматизма у студентов может быть достигнута при использовании следующих практических рекомендаций и применена в других учебных заведениях среднего специального образования:

- в учебном процессе применять современные средства и методы физического воспитания, что обеспечит формирование у студентов более сильной мотивации к занятиям;

- на учебных занятиях при проведении физкультурно-оздоровительных и воспитательных мероприятий, при проведении самостоятельной работы студентов содействовать формированию у них системы теоретических и методических знаний в области укрепления здоровья и профилактики заболеваемости;

- на учебных занятиях и в ходе самостоятельной работы формировать у студентов навыки контроля за здоровьем и физическим развитием, навыки составления и реализации оздоровительных программ;

- с целью профилактики заболеваемости и травматизма студентов добиваться реализации в их самостоятельной работе методических принципов волнообразности нагрузок и постепенного повышения требований.

Заключение. Внедрение предложенного комплекса мероприятий по профилактике заболеваемости и травмоопасности студентов медицинского колледжа способствовало повышению устойчивости организма студентов к воздействию неблагоприятных факторов среды и условиям учебно-профессиональной деятельности: количество пропусков занятий по физической культуре по медицинским основаниям снизилось на 14%.

Литература

1. Вильгаук О.А. Воспитание мотивации к учебной деятельности учащихся колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2006. - 21с.
2. Колесников А.Ю., Лебединский В.Ю., Сухинина К.В. Особенности формирования у студентов мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни / / Теория и практика физической культуры. - 2016. - №1. - С. 60-62.
3. Лисов В. Довузовское профессиональное образование в России: Нынешнее состояние и вопросы модернизации // Российский экономический журнал. - 2008. - №7-8. - С.35-55.
4. Лукьяненко В.П. Стратегия формирования социального и физического здоровья российской молодежи // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №1.- С.75-77.
5. Салько С.В. Формирование умений здорового образа жизни у студентов медицинского колледжа в индивидуальной и профессиональной деятельности: автореф. дис. ... пед. наук. - Омск, 2006. - 24 с.
6. Старкова Е.В. Оценка физической подготовленности студентов к выполнению нормативов ВФСК ГТО // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №12. - С.84-86.
7. Узянбаева, Р.Г. Комплексный подход к формированию культуры здоровья студентов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №5. - С.49-51.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3 (25) - 2018


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (03.10.2019)
Просмотров: 20 | Теги: Здоровье, физическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь