Среда, 22.08.2018, 09:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Профилактика вредных привычек и применения допинга в программах дополнительного общеразвивающего образования в области физической культуры и спорта

Е.В.Антипова, В.А.Антипов, Р.Н.Гаврилина

Профилактика вредных привычек и применения допинга в программах дополнительного общеразвивающего образования в области физической культуры и спорта

Аннотация. Тема «Профилактика вредных привычек и применения допинга» в программах дополнительного образования в области физической культуры и спорта является социально значимой в формировании физической культуры личности. Она содержит правовой, медицинский, политический, этический, экономический аспекты. Результаты педагогического эксперимента, проведенного в Санкт-Петербурге, свидетельствуют о целесообразности выделения темы в самостоятельный теоретический раздел типовых программ ДОСШ и СДЮШОР других регионов России.

Ключевые слова: профилактика вредных привычек, дополнительное образование детей, допинг, педагогический эксперимент

 

Основная многолетняя целенаправленная подготовка спортивного резерва в России осуществляется в государственных бюджетных образовательных учреждениях дополнительного образования детей — детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских специализированных школах олимпийского резерва (СДЮШОР) по видам спорта.

Программный материал общеразвивающего образования в области физической культуры и спорта разрабатывается учреждением дополнительного образования детей в соответствии с Федеральными законами «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» № 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями), нормативными документами, регламентирующими работу спортивных школ. Программы дополнительного общеразвивающего образования в области физической культуры и спорта содержат рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса юных спортсменов по видам спорта на различных этапах многолетней подготовки. Все этапы (этап начальной подготовки, учебно-тренировочный этап и этап совершенствования спортивного мастерства) включают, кроме практической подготовки (общей физической подготовки — ОФП, специальной физической подготовки — СФП, технической подготовки — ТП и участия в соревнованиях) и углубленного медицинского обследования, теоретическую подготовку. Начиная с учебно-тренировочного этапа, для юных спортсменов проводятся восстановительные мероприятия, а с третьего года учебно-тренировочного этапа — инструкторская практика. Вполне объяснимо, что основная доля учебных часов приходится на практическую часть, причем, на начальном этапе больше внимания уделяется ОФП, а с ростом спортивного мастерства основной упор делается на СФП. Объем часов теоретической подготовки с годами также увеличивается, но ее доля составляет чуть более 2% в общем объеме часов. Вместе с тем потребность в теоретических занятиях очевидна. Воспитательная работа со спортсменами предполагается в форме бесед, дискуссий, поручений, а также в ходе проведения практических мероприятий. Однако для формирования физической культуры личности требуется вооружить занимающихся знаниями в области здорового образа жизни (ЗОЖ), рисков здоровью, олимпийских идеалов и ценностей, правил честной игры — Фэйр Плэй. Таким образом, возникает противоречие между социальной потребностью формирования физической культуры личности и отсутствием целенаправленной теоретической подготовки юных спортсменов в этом направлении.

Вызовом современности являются факторы риска здоровья детей, подростков и молодежи, обусловленные в большей мере вредными привычками (табакокурение, употребление алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ). В частности, в Осло был проведен репрезентативный опрос среди 677 спортсменов в возрасте 16 лет и 421 их сверстника, не занимающихся спортом, который выявил отношение молодежи к вредным привычкам. Оказалось, что среди спортсменов курильщиков значительно меньше, чем среди их сверстников не спортсменов (0,8% против 17,2%). Жевательный табак популярен в неспортивной молодежной среде в два раза больше, чем среди спортивной (31,1% против 16,6%). 36,5% юных спортсменов признались в употреблении алкогольных напитков, причем показатель среди девушек оказался выше (46,3%), чем среди юношей (31,0%). Малым утешением является то, что употребление алкоголя указали 63,0% респондентов контрольной группы
[5].

Кроме того, в спортивной среде большую опасность представляет применение допинга, которое вредит не только здоровью спортсмена, но и всему спортивному движению, наносит вред имиджу отечественного спорта и ставит под угрозу участие национальных команд в крупнейших международных соревнованиях, в частности — Олимпийских играх.

Асоциальные явления, вызывающие негативные изменения, как самой личности, так и негативные процессы в социальной среде, в современном обществе принимают все более массовый характер и зачастую приобретают форму социальной активности [3]. Целый спектр асоциальных проявлений включает в себя молодежная субкультура, в которой такие вредные привычки (ВП) как табакокурение, употребление алкоголя и на- ркотизм расцениваются многими ее представителями, как норма. В последние два десятилетия разработаны и реализуются множество профилактических и реабилитационных программ, в т.ч. с широким использованием средств физической культуры. Однако чаще всего в первичной профилактике ВП акцент делается преимущественно на использование физических упражнений, пропаганду здорового образа жизни, и недооценивается в достаточной мере роль формирования физической культуры личности. Вредные привычки, как свидетельствует статистика, существуют и в спортивной среде, в том числе среди юных спортсменов. В связи с этим возникает проблемная ситуация, заключающаяся в противоречии между социальной потребностью первичной профилактики вредных привычек и отсутствием в данном процессе личностно-ориентированного подхода.

В настоящее время в педагогике применяются ан- тропные методы и обучающие технологии, что позволяет актуализировать способности и волю человека к продуктивной, креативной деятельности, а творчество — к утверждению, реализации себя в социуме и культуре. Т.е. суть антропных образовательных технологий заключается в совмещении двух основных функций — преобразования индивидуального сознания и расширенного воспроизводства культуры [2]. Основу современного процесса обучения составляет формирование культуры личности, которое невозможно без компетентностного подхода, представляющего собой совокупность общих принципов определения целей занятий; отбора содержания учебного материала; организации образовательного процесса и интегративной оценки сформированности ключевых компетенций в предметной области. В процессе обучения у индивидуума формируются такие основные компетенции как социальная, коммуникативная и предметная, выражающиеся в способности действовать в социуме с учётом позиций других людей; вступать в коммуникацию с целью быть понятым; анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры [4].

На основе результатов многолетних исследований в ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры» разработана программа «Первичная профилактика наркомании и применения допинга в спорте», которая была внедрена Комитетом по образованию Санкт-Петербурга в практику работы органов управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей (СДЮШОР), а также в практику работы учреждений, подведомственных Комитету по физической культуре и спорту и администрациям районов Санкт-Петербурга, осуществляющим подготовку спортивного резерва в Санкт-Петербурге. Внедрению программы предшествовал формирующий педагогический эксперимент, в котором приняли участие школьники 10-х спортивных классов. Как в экспериментальной группе (ЭГ), так и в фоновой (контрольной) группе (КГ) потенциально имелись подростки из группы риска, однако они не относились к числу учащихся с уже сформированными дезадаптивными формами поведения. В ЭГ было 15 юношей и 12 девушек, занимающихся в СДЮСШОР; КГ составляли учащиеся обычного 10 класса, в составе 14 юношей и 8 девушек. ЭГ занималась по вариативной образовательной программе, объем которой составил 68 часов, в том числе 22 — теоретических. Программа состоит из 3-х разделов: 1 — «Здоровье человека для личности и общества» (12 час.), 2 — «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека» (14 час.), 3 — «Физическая активность, физические упражнения и спорт» (42 час.). В разделе 3 учащимся даются знания об олимпийских идеалах и ценностях, социальной значимости физической культуры в становлении личности, о вреде применения допинга и др.

Таблица 1
Результаты педагогического эксперимента: юноши

Таблица 2
Результаты педагогического эксперимента: девушки

КГ получала знания о факторах риска для здоровья, вреде табакокурения, алкоголя, наркотиков и игрома- нии на уроках ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности»), по базовой учебной программе в объеме 17 теоретических часов занятий [1].

Критериями эффективности вариативной программы являлись:
— динамика приобретения учебно-образовательных компетенций учащихся «до» и «после» проведения эксперимента в сравнении с контрольной группой;
— оценка изменений информационных компетенций юных спортсменов экспериментальной группы «до» и «после» педагогического эксперимента;
— оценка изменений коммуникативных компетенций учащихся экспериментальной группы «до» и «после» проведения педагогического эксперимента;
— оценка общекультурных компетенций учащихся в области физической культуры и спорта в экспериментальной и контрольной группах «после» проведения педагогического эксперимента;
— оценка компетенций личностного самосовершенствования учащихся в экспериментальной и контрольной группах «до» и «после» проведения педагогического эксперимента;
— оценка ценностно-смысловых компетенций учащихся в экспериментальной и контрольной группах «до» и «после» проведения педагогического эксперимента.

После прохождения образовательной программы в ЭГ юношей получены достоверные изменения учебно-образовательных и общекультурных компетенций, компетенций личностного самосовершенствования по самооценке знаний о факторах риска здоровью, а также недостоверные показатели по умению противостоять вредным привычкам (табл. 1) .

Таблица 3

Таблица 4

У девушек в ЭГ произошли достоверные изменения общекультурных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования (табл. 2).
По употреблению алкоголя снижение показателей произошло в обеих группах девушек, но в ЭГ число лиц, употребляющих спиртные напитки стало в 2 раза меньше, чем в КГ. При сравнении показателей отношения к алкоголю у юношей и девушек ЭГ после проведения педагогического эксперимента получены достоверные изменения (табл. 3, 4).

Отношение учащихся 12-13 лет к вредным привычкам и усвоение полученной информации о факторах риска для здоровья изучалось с помощью проективных рисунков после проведения старшеклассниками- спортсменами ЭГ 9 занятий по ЗОЖ в 5-6 спортивных классах. В результате профилактических занятий с 34 школьниками были получены положительные результаты.

Заключение. Тема «Профилактика вредных привычек и применения допинга» в программах дополнительного общеразвивающего образования в области физической культуры и спорта является социально значимой в формировании физической культуры личности. Она содержит правовой, медицинский, политический, этический, экономический аспекты. Результаты педагогического эксперимента, проведенного в Санкт-Петербурге, свидетельствуют о целесообразности выделения темы в самостоятельный теоретический раздел типовых программ ДОСШ и СДЮШОР других регионов России.

Литература:

1. Антипов, В. А. Первичная профилактика распространения наркотизма и наркомании в молодежной среде: монография / В. А. Антипов, С. П. Евсеев, Д. В. Черкашин / под научной ред. канд. пед. наук, доц. Антиповой Е. В. - СПб.: ФГБУ СПбНИИФК, 2014.- 262 с.
2. Дмитриев, С. В. Антропно ориентированные образовательные технологии становления субъекта профессиональной деятельности / С. В. Дмитриев // Физическое воспитание студентов. — 2011.— № 3.— С. 30-36.
3. Ложкина, А. И. Типологизация и классификация асоциальных явлений современного общества / А. И. Ложкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2013.— № 4.— Ч. 2.— С. 108-113.
4. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос».— 2005.— 12 декабря. — URL: http: //www. eidos.ru/journal/2005/1212.htm.— Дата обращения 5.03.2016.
5. Martinsen M, Sundgot-Borgen J. Adolescent elite athletes' cigarette smoking, use of snus, and alcohol. Scand J Med Sci Sports. — 2012.— Jul 26. — URL: http://www.ostrc.no/ upload/Publication/Martinsen_2012_SJMSS_Adolescent elite athletes cigarette smoking use of snus and alcohol. pdf.— 6.05.2016.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (19.06.2018)
Просмотров: 25 | Теги: профилактика вредных привычек, допинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь