Суббота, 23.03.2019, 09:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Егоров П.Н.

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация: Необходимость сохранения здоровья и жнзнн детей определяет актуальность поиска новых ресурсов развития системы образования. Отсюда вытекает масштабная задача развития образования и обеспечения безопасности образовательного пространства - формирование массовой культуры безопасности.

 

В школьных учреждениях происходят различного рода травмы. Это касается не только урока физкультуры, где риск получения травмы велик, чем в других обстоятельствах. Различного рода травмы учащиеся могут получить и на переменах, где на коридорах могут толпиться огромное количество учащихся. Во многих случаях травмы обходятся лишь ссадинами и потертостями, но в некоторых случаях травмы опасны для жизни и здоровья учащегося. Поэтому всё более необходимой становится потребность в безопасности [3,4]

Безопасность образовательного процесса и теоретические основы культуры безопасности рассматривалась В.В. Анисимовым, В. В. Балясниковым, Е.В. Бурмистровой, С.И. Высоцкой, О.Г. Грохольской, А.Ф.Гусевым, Л.K. В.В.Ивановым, Марининой, Б.И. Мишиным, Н.Д. Никандровым, Л.Е. Пистуновой, Г.Ф. Садрисламовым, Ю.П. Скачковым, Скляновой, Л.C. Хорошиловой, Л.И. Шершневым и другими авторами [1]

Цель исследования: профилактика травматизма в учебных заведениях посредством формирования культуры безопасности.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной проблеме.

2. Проанализировать диагностику культуры безопасности учащихся в учебном заведении.

3. Выделить педагогические методики для формирования культуры безопасности.

Гипотеза исследования: профилактика травматизма в учебных заведениях посредством формирования культуры безопасности будет эффективной, если:

- применить в работе над формированием культуры безопасности имитационные технологии;

- развить коммуникативные и личностные качества в процессе работы;

- успешно организовать работу по времени и по содержанию при проведении работы по формированию культуры безопасности.

Ожидаемый результат: необходимо формировать у учащихся культуру безопасности через имитационные игры. Это позволит снизить риск возникновения травм в учебных учреждениях. Таким образом, происходит профилактика травматизма посредством формирования культуры безопасности.

Основными причинами травматизма во время проведения учебных занятий, тренировок и соревнований являются:

Недостатки в организации и методике проведения занятий по физической культуре и спорту:
• низкая педагогическая требовательность преподавателя к занимающимся во время проведения физической подготовки и соревнований;
• проведение обязательных и самостоятельных занятий без предварительной разминки;
• объединение в одну группу лиц с разной физической подготовленностью;
• проведение напряженной физической подготовки, участие в соревнованиях после практики (полетов), учебных занятий и т.д.

Недостатки материально-технического оснащения, неисправность спортивного инвентаря и оборудования, нарушение санитарногигиенических требований и норм, предъявляемых к спортивному оборудованию, инвентарю и местам занятий:
• отсутствие контроля за состоянием спортивного оборудования, инвентаря, снаряжения;
• низкое качество или неподготовленность к занятиям спортивного оборудования, инвентаря, снаряжения;
• несоответствие спортивного инвентаря, снаряжения и оборудования климатическим условиям.

Отсутствие или недостаточный медицинский и педагогический контроль за состоянием здоровья и физическим состоянием занимающихся: допуск к занятиям лиц, перенесших заболевания и травмы, без полного выздоровления и достаточного восстановления физического состояния; продолжение занятий по физической культуре и спортом в состоянии утомления, физического или умственного перенапряжения, перегревания, переохлаждения и т.д.
• Ошибки в самоконтроле занимающихся:
• переоценка своих физических возможностей и состояния здоровья;
• недостаточный уровень (или отсутствие) знаний, умений и навыков при самостоятельном занятии физическими упражнениями или спортом;
• неорганизованность;
• азарт;
• неосмотрительность;
• грубость.

В эксперименте участвовали старшеклассники общеобразовательной школы. Всего приняли участие 30 школьников.

Цель констатирующего этапа: выявить уровень культуры безопасности. В эксперименте были использованы анкета и ситуации.

Критерии оценки анкетирования:

3 балла - ставится как высшая оценка своих знаний, если школьник ответил на вопрос «да»;

2 балла - оценивается как недостаточное знание по вопросу, школьник отвечает на вопрос «да, но мало»;

О балл - оценивается как нулевое знание по вопросу, школьник отвечает на вопрос «нет».

Для того, чтобы исследование культуры безопасности в экспериментальной группе не сошлось только как самооценка своих знаний, мы использовали ситуации, где школьники из 3-х вариантов должны выбрать правильный ответ. Правильный ответ оценивается в 3 балла.

Анализ результатов анкеты и ситуаций интерпретируется следующим образом:

44-48 баллов - высокий уровень сформированности культуры безопасности;

29-43 баллов - средний уровень сформированности культуры безопасности;

0-28 баллов - низкий уровень уровеньсформированности культуры безопасности.

Низкий уровень сформированности культуры безопасности показал один школьник, что составляет 3 %. Средний уровень показали 18 школьников, что в процентном соотношении составляет 59%, высокий уровень показали 11 школьников, что составляет 36%.

Таким образом, больше половины участников эксперимента показывают средний уровень сформированности культуры безопасности, что является показателем недостаточных знаний и умений по данному направлению, что означает, что более половины учащихся уязвимы получить разные виды травм. Также видно, что низкий уровень сформированности культуры безопасности имеет 3%, что, по нашему мнению, недопустимо для человека, обучающего культуру безопасности с пятого класса на уроках ОБЖ.

Обработка данных констатирующего этапа выявила необходимость работы над формированием культуры безопасности, т.к. участники экспериментальной группы имеют недостаточные знания по данному направлению.

Цель формирующего этапа: понизить причины получения травм через повышение уровня культуры безопасности методами имитационных технологий.

Имитационные технологии ставят перед собой следующие задачи:
- формирование целостного представления изучаемой проблемы;
- приобретение опыта принятия индивидуальных и коллективных решений;
- развитие теоретического и практического мышления в проблемах безопасности жизнедеятельности [4]

На данном этапе нашего исследования мы использовали игровые имитационные методы, к которым относятся:

- «инсценировка» ситуации в ролях;

- ролевые игры;

- тренинг;

- деловые игры;

- креативные интерактивные технологии и др.

Всего в процессе работы над формированием культуры безопасности мы показали 1 видеоролик, провели 2 тренинга, 1 деловую игру, «инсценировали» 7 ситуаций, 1 ролевую игру, сделали агитационные листы по культуре безопасности. Вся программа по формированию культуры безопасности состояла из 9 занятий. Всего на занятиях сучащимися было проведено 570 минут: из них 240 минут теоретическое обучение, 330 минут -практическое. Примерные конспекты занятий представлены в приложении 2.

Имитационные игры, выбранные нами, сопровождались набором заданий, которые в значительной мере были похожи на реальные. Старшеклассники, участвовавшие в эксперименте, были полностью погружены в игровые ситуации. Чтобы они могли «прожить» ее и найти выход, мы использовали ролевые игры, которые носят обучающий характер.

Таким образом, играя, занимаясь творческой деятельностью, участники усваивают знания, правила безопасного поведения в повседневной жизни, вырабатывают особый взгляд на безопасность жизнедеятельности.

После проведенной работы профилактике травматизма через формирование культуры безопасности на формирующем этапе нами была проведена вторичное обследование по тем же методикам, что и на констатирующем этапе.

Цель контрольного этапа: определение динамики уровня сформированности культуры безопасности после проведения педагогической работы с применением имитационных технологий.

Задачи контрольного этапа:

1. Провести контрольную диагностику уровня сформированности культуры безопасности.

2. Сравнить результаты контрольного эксперимента с результатами констатирующего эксперимента.

3. Произвести анализ общих результатов исследований по изучаемой проблеме..

Повторное исследование формирования культуры безопасности по данным анкетирования выявила заметные улучшения.
На контрольном этапе низкий уровень не показал ни один участник. Высокий уровень показали 28 участников эксперимента, что в процентном соотношении составляет 93%. Средний уровень показали 2 участника эксперимента, что в процентном соотношении составляет 7%.

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов выявил следующее: на контрольном этапе участники на 57% повысили «высокий уровень», улучшив свои результаты. «Средний уровень» был понижен на 52% за счет повышения первого. Если на констатирующем этапе 3% показали низкий уровень, то на данном этапе таких участников нет.

Таким образом, результаты контрольного этапа исследования показали, что уровень сформированности культуры безопасности в школе заметно улучшилось, подтверждая этим эффективность предложенной работы.

В школах, как ни в какой другой, в процессе занятий физической культурой и спортом может возникнуть угроза для здоровья и жизни занимающихся. Ответственность за безопасность жизни студентов несут тренер, администрация и сами обучаемые.

Вина школы может быть, если не выполнены условия по технике безопасности. Это могут быть старые оборудования, небезопасные условия для тренировок и т.д. Тренер может быть виноват, если неправильно объяснил студентам, как выполнять упражнение. Виной самого школьника считается, если он не слышал тренера во время объяснений правил по выполнению упражнения, нарушение техники безопасности, нарушение культуры безопасности. К сожалению, большинство чрезвычайных ситуаций, ведущих к травматизму, происходят по вине самих школьников.

Поэтому для эффективной работы по формированию культуры безопасности, мы предлагаем использовать не только лекции, беседы, чтение литературы по данной теме и т.д., но и инсценировки, ролевые игры, тренинги, которые позволят учащимся попрактиковать себя в сложной ситуации. Такие виды занятий считаются интересными, не скучными, проявляют личностные качества, способствуют коммуникации, обсуждению, заставляют задуматься при выполнении заданий [2,4]

Литература

1. Воробьев Ю.Л., Пучков В.А., Дурнев Р.А.. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Под общ.ред. Ю.Л. Воробьева. - М., «Деловой экспресс», 2006. -303 с.
2. ДурневР.А. Культура безопасности - культура разума и просвещения // Основы безопасности жизни, № 5, 2006. - 13-19 с.
3. МишинБ.И.Необходимые организационно-педагогические условия для формирования личности безопасного типа в общеобразовательных учреждениях // Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность. Под ред. В.В. Анисимова, О.Г. Грохольской. -М., «УРАО», 2005. - 92-95 с
4. Цейко В. А. Сущность и структура культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников //Педагогические науки, №4, 2013. 17-23 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (18.02.2019)
Просмотров: 21 | Теги: профилактика, травматизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь