Вторник, 11.12.2018, 16:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Фёдорова Г.В., Ясъко Г.В., Аматуни Н.А., Шаповалова О.В.

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. Дефицит двигательной активности, общения в культурной среде, потеря интереса к познанию мира вызывают дискомфорт в растущем организме подростка, стремление к выходу «за рамки дозволенного», что влечет за собой опасность попадания его «в группу риска». С этих позиций представляется очевидным, что приобщить подростка к систематическим физкультурно-спортивным занятиям - значит предупредить возможность развития у него девиантного поведения.

Ключевые слова. Асоциальное поведение, физическое воспитание, профилактика.

 

В настоящее время практически отсутствуют исследования по использованию средств физической культуры как профилактики наркомании в подростковой среде: научно не обоснованы принципы использования физической активности в системе профилактики и распространения наркомании в обществе, не разработаны педагогические технологии со школьниками асоциального поведения. Нерешенность многих проблем профилактической антинаркотической социальной активности средствами физической культуры и спорта, противоречивость взглядов специалистов определяют необходимость проведения дальнейших научных исследований в данном проблемном поле.

Цель исследования. Теоретически обосновать физическое воспитание как профилактику асоциального поведения подростков, склонных к употреблению наркотиков. Разработать теоретическую концепцию физического воспитания в системе профилактики асоциального поведения подростков, склонных к употреблению наркотиков.

Задачи исследования. Выявить перспективные направления профилактики наркомании средствами физической культуры, определить двигательные предпочтения «трудных» подростков и эффективные организационные формы работы. Разработать теоретическую концепцию физического воспитания школьников в системе социальных антинаркотических воздействий.

Результаты исследования. Под профилактикой наркомании следует понимать комплекс мер, направленных на выявление, ограничение или устранение факторов, способствующих развитию наркотической зависимости у подростков.[] Осуществление этих мер будет способствовать максимальному привлечению детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, в первую очередь в системе образования; развитию спортивно-оздоровительной работы с детьми по месту жительства, во внеурочное время; формированию привлекательного имиджа здорового образа жизни и валеологической культуры среди населения;

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к значительному росту потребления наркотических и токсических веществ, с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. В сложившихся условиях роль физической культуры и спорта (ФКС) как эффективного средства профилактики наркомании постоянно возрастает. [1]К основным причинам, сдерживающим использование ФКС в профилактике наркомании, следует отнести: отсутствие должного финансирования; нехватку спортивных баз; недооценивание возможностей спортивной деятельности со стороны госструктур вне сферы ФКС; недостаток информации и пропаганды здорового образа жизни; снижение вклада научных и образовательных учреждений в развитие спорта и переподготовку специалистов; недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень их материального обеспечения.

Возможными предпосылками начала потребления наркотиков могут быть как социальные причины: неблагополучная семья, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних, так и индивидуально-психологические факторы: подражание старшим или авторитетным сверстникам, попытка нейтрализовать отрицательные эмоции, аномальные черты личности, любопытство, подчинение давлению и угрозам.

Программа профилактики наркомании должна состоять из трех взаимосвязанных блоков: психолого-педагогической диагностики особенностей личности; средств и методов формирования интереса к систематическим занятиям ФКС; дифференцированного применения ФКС для коррекции психоэмоционального состояния, повышения уровня двигательных способностей
и функционального состояния организма. [2]

Изучение личностных особенностей требует подбора методик, позволяющих не только изучить личностные особенности индивида, но и установить причины девиантного, асоциального поведения. Подбор диагностических методик должен предусматривать изучение: особенностей поведения подростков, их способностей, самочувствия, отношения к учебе, взаимоотношений в семье, потребностей и интересов (в том числе и негативных), физического развития и физической подготовленности, отношения к физкультурно-спортивной деятельности и приоритетным видам этой деятельности.

Методика физического воспитания с педагогически запущенными подростками и склонными к употреблению психоактивных веществ имеет свои специфические особенности, так как, наряду с задачами оздоровления организма и повышения моторного потенциала, решаются задачи коррекции психоэмоционального состояния и нравственной сферы личности.[5]

Важным этапом профилактической работы следует считать вовлечение детей и подростков в занятия спортом, учитывая мотивы начала занятий в секции, ведущие и лимитирующие звенья в структуре различных сторон подготовленности. [3]

В ходе учебно-воспитательного и учебно-тренировочного процессов подбор средств и методов тренировок необходимо осуществлять исходя из интересов и потребностей подростков, применяя дифференцированный подход при формировании группы занимающихся:

1. Учебный материал должен быть понятен и доступен подросткам, но осваивать его они должны с определенным усилием, поскольку в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность;

2. Усложнение упражнений, увеличение нагрузки осуществляются постепенно, по мере формирования интереса к занятиям и повышения уровня подготовленности;

3. Своевременно применять методы принуждения, наказания, поощрения;

4. В процессе занятий необходимо осуществлять контроль за выполнением заданий тренера, следить за дисциплиной, внешним видом, посещаемостью уроков.

Важное значение в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессе, направленном на профилактику приема наркотических веществ, отводится коррекции психоэмоционального состояния детей и подростков, при использовании следующих методических приемов:

1. Создание педагогических условий, в которых трудные подростки могли бы действовать уверенно, без лишнего напряжения и страха (облегченные условия выполнения упражнений);

2. При неуверенности учащегося иметь несколько вариантов выполнения задания, поощряя их за трудолюбие, самостоятельность и т.п.;

3. Предоставление агрессивным подросткам ведущих ролей при проведении эстафет, сдаче нормативов, показе упражнения, тестировании;

4. Извлечение максимальной пользы из неудачного выполнения упражнения агрессивными подростками;

5. Проведение групповых бесед, акцентирующих внимание на положительных сторонах деятельности учащихся; поддерживать инициативу, самостоятельность и взаимопомощь при освоении новых двигательных навыков.

Основными средствами вовлечения детей и подростков в физкультурно- спортивную деятельность являются:

1. На начальном (побуждающем) этапе - беседы, убеждения, просмотр видеофильмов, соревнований, ознакомление с особенностями и характеристиками
видов спорта;

2. На этапе формирования устойчивого интереса к ФКС - беседы, убеждения, контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью в школе, дисциплиной, выполнением поручений тренера-учителя, участие в соревнованиях и их судействе;

3. На этапе стойко сформировавшегося интереса к занятиям физической культурой или виду спорта -контроль тренера и педагогов за деятельностью подростков, поощрения, награждения, участие в соревнованиях.

Любые задачи профилактики наркомании средствами ФКС решаются тренером-педагогом совместно с психологами, учителями, работниками социальных служб и правоохранительных органов, руководством учреждений.

Среди первоочередных задач профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта следует рассматривать:

1. Повышение ответственности родителей за здоровье детей и уровня их образования в области ФКС;

2. Наделение должным статусом системы физического воспитания в детских садах и яслях;

3. Физическая культура как образовательная область и учебный предмет должна быть включена в план всех образовательных учреждений;

4. Объем двигательной активности на всех возрастных этапах должен составлять не менее 6-8 часов в неделю.

Механизм реализации физического воспитания и спорта должен осуществляться через:

1. Урочные формы занятий в образовательных учреждениях, начиная с яслей и заканчивая вузами;

2. Дополнительные, внеурочные формы занятий в секциях, спортивных клубах;

3. Занятия физической культурой в специальных медицинских клубах;

4. Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (туризм, спартанские игры, спартакиады школьников).[2]

Следует развивать систему пропаганды ФКС через средства массовой информации, Интернет, социальные сети. Поскольку для большинства подростков именно Интернет является основным источником информации. Целесообразно увеличить время, отводимое на демонстрацию уроков по развитию силы, выносливости, ловкости, которые должны проводить известные спортсмены и тренеры. Именно такой путь будет способствовать массовому вовлечению подростков в занятия ФКС.

Многолетними исследованиями профессора В.И. Бальсевича и его учеников показано преимущество занятий физической культурой, построенных по принципам системы спортивной тренировки. Важно указать, что при интенсивных физических нагрузках увеличивается производство эндогенных остатков в организме, что, в конечном счете, продуктивно способствует предупреждению приема психоактивных веществ.[4]

Выводы. Реализация концепции должна способствовать значительному увеличению числа детей, подростков и молодежи, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, как эффективными средствами пресечения дальнейшего роста наркомании и преступности среди данной категории населения.

Литература

1. Анашкина А.П. Подходы к формированию знаний об основах здорового образа жизни // Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. -Краснодар, 2002. С. 203-204.
2. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. - № 1. — С. 23-25.
3. Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры магистральный путь формирования ее теории //Теория и практика физической культуры.-1996.-№ 5-С.59-62.
4. Маркосян А.А. Вопросы возрастной психологии и физиологии. М.: Просвещение, 1974. - 271 с.
5. Рожков А.А., Федотов В.А., Корыткин А.С. Здоровый образ жизни - главный ресурс общества// Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2002. - С. 56-58.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (23.04.2018)
Просмотров: 179 | Теги: физическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь