Суббота, 03.12.2016, 03:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (В РУСЛЕ ЕВРОПЕИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

А.С.Шумкова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ (В РУСЛЕ ЕВРОПЕИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

В статье рассмотрено содержание профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», раскрывающего в рамках конкретного вида профессионально-педагогической деятельности предъявляемые к преподавателям требования относительно необходимых знаний, умений и трудовых действий.

Болонский процесс является естественным развитием тенденций интеграции европейского и мирового образования, затрагивая и систему подготовки педагогов для современных российских образовательных организаций. Однако такой дипломированный специалист оказывается невостребованным по причине неясности полученного им образования и присвоенной ему квалификации (либо степени). В такой же ситуации находятся и работодатели, которые желают иметь в качестве квалифицированного педагога специалиста с законченным высшим образованием.

Это объективное требование стало решающим для обогащения содержания профессионального образовательного стандарта существенно новыми для российских педагогов требованиями профессиональных знаний и умений.

Однако дискуссионным продолжает оставаться вопрос о возможности уложить личностные качества учителя в рамки общепринятых стандартов и требований.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, профессиональные компетенции, профессиональная квалификационная рамка педагога, профессиональные знания и умения.


Современная школа диктует новые требования к работе учителя. Общеизвестно, что в настоящее время Россия является страной-участницей процесса общемировой глобализации и интеграции. Очевидно, что процесс всемирной унификации не оставил без изменения и российскую систему образования. Одной из форм проявления глобализации в сфере образования является стандартизация образовательных систем, разработка профессиональных стандартов в системе квалификации педагогов.

Квалификационную характеристику, являющуюся основой для построения профессионального стандарта педагога также называют профессиональным портретом или моделью педагога. «Профессиональный портрет (модель) специалиста - это четко, детально, научно обоснованно прописанный комплекс минимума достоинств (свойств, качеств, способностей, знаний, навыков и умений, привычек и др.)» [5, с. 278]. Модель педагогического работника воплощает объективные требования к его подготовленности, а соответствие ей учителя - необходимое условие его успеха в профессиональной деятельности и жизни.

Россия, участвуя в Болонской конвенции, реализует способ реформирования отечественной системы образования, основной идеей которого является сближение с европейской при условии сохранения фундаментальных ценностей и особенностей, а также конкурентных преимуществ российской системы образования. Болонский процесс является естественным развитием тенденций интеграции европейского и мирового образования, способствует повышению качества предоставляемого высшего образования, соответственно улучшая качество профессиональной деятельности выпускников вузов. В нашем кратком исследовании содержится проблема, суть которой заключается в выяснении того, насколько современные стандарты, предъявляемые к профессиональной подготовке и деятельности педагога отечественной школы, соотносятся с требованиями, выдвигаемыми на европейском уровне и возможно ли говорить о сохранении в них своеобразия российского образования и менталитета? Отражается ли данный подход на подготовке новых специалистов для российских школ.

Сегодня открываются возможности создания современных квалификационных рамок, опирающихся на профессиональный портрет педагога и описание полного диапазона педагогических квалификаций. До начала процесса глобализации в нашей стране существовали квалификационные требования, однако с течением времени сформировалось представление о том, что квалификационная рамка должна задаваться уже не просто группой требований, а комплексным профессиональным стандартом. Можно привести цитату из проекта Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», подтверждающую указанное: «Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени. Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию» [4].

Общероссийский профессиональный стандарт представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида профессиональной деятельности требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту, системе социальных ценностей, личным качествам работника, необходимые для выполнения конкретной производственной функции (работы) [1]. Он предназначен для реформирования педагогического образования, установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) педагогического образования.

До утверждения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18.10.2013 г. требования к квалификации должности педагогического работника были определены приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н и внесены в единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Покажем некоторые общие аспекты компетенций и требований, предъявляемых к квалификации российских педагогов, учитывая, что они построены с опорой на опыт европейских коллег (в частности на компетентностный подход, в основе которого зарубежные концепции и подходы).

На основе выше указанного можно сделать вывод о том, что в системе требований к квалификации педагога встречаются нововведения, отражающие влияние процесса глобализации на российскую образовательную систему и профессиональный портрет современного российского педагога. В профессиональном стандарте в разделе «Знания», согласно новым требованиям, педагог должен ориентироваться на «принципы поликультурного образования», знать методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения [3, с. 6]. Отдельно прописывается требование знания основных закономерностей возрастного развития; современный российский педагог должен знать пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения. В разделе «Умения» прописывается требование умения учителем планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой. Каждому педагогу необходимо владеть ИКТ-компетентностями [там же, с. 5]. Также отмечается необходимость умения сотрудничать, вести переговоры, взаимодействовать с воспитанниками и коллегами в коллективе и вести сотрудничество с разнообразными структурами за пределами школьного пространства. В профессиональном стандарте добавляется требование к педагогу уметь управлять учебными группами в целях вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность [там же, с. 7]. Управлять - значит знать принципы педагогического менеджмента. Появление данного требования к педагогу также является результатом влияния процессов глобализации и коммерциализации на систему образования в России, в результате чего образование становится сферой услуг, также согласно одному из результатов вступления в мировое пространство, а именно процессу внедрения рынка во все сферы деятельности. Некоторые требования, такие как, например, требование обладать мобильностью, гибкостью, возможностями постоянного обучения и повышения квалификации, в т. ч. посредством ведения исследовательской деятельности, четко не выделяются в профессиональном стандарте, но уже подразумеваются необходимыми умениями современного педагога в России.

Все перечисленные выше знания, умения, компетенции формируются в процессе как непосредственной профессионально-педагогической деятельности, так и в процессе получения соответствующего образования. Выпускники российских педагогических университетов или академий, с учетом реализации Болонских соглашений, должны получать диплом бакалавра либо магистра, который может быть конвертирован в странах Европы, присоединившихся к Болонской декларации и реализующих ее идеи. В них степень бакалавра или магистра образования не является новшеством, не вызывает непонимание, выпускники трудоустраиваются по профессии, не испытывая серьезных затруднений. В российском обществе эта ситуация выглядит совершенно иначе. Традиция присвоения квалификаций бакалавра и магистра, отсутствующая ранее в России, представляет собой нововведение, работодатели и общественность плохо представляют себе в чем заключается специфика образования на этих уровнях, является ли вообще бакалавр лицом с законченным высшим образованием. На сегодняшний день у многих работодателей нет четкого представления о том, какого же специалиста они берут на рабочее место, квалификацию «бакалавр» либо «магистр», обычно не понимают. Часто возникают сомнения в том что дипломированный специалист - это лицо с законченным высшим образованием. Кроме этого, в нашей стране отсутствует установленный номенклатурный перечень, определяющий круг должностей, для занятия которых достаточна квалификация «бакалавр». Если учесть что при приеме на работу очень большое значение придается образованию, полученному соискателем соответствующей должности, что от этого зависит его конкурентоспособность, то становится ясным: путаница, недоразумения в данной области влекут за собой весьма болезненные последствия и оборачиваются очень важной профессиональной и социальной проблемой. Поэтому абсолютно необходимо достижение такой ситуации, когда по типу диплома об образовании, по записи в дипломе и в приложении к нему, можно было бы с максимальной ясностью судить о том, каково образование у обладателя диплома, а уже потом - соответствие его квалификационной рамке или профессиональному стандарту, предъявляемому к педагогической профессии.

Безусловно, новый профессиональный стандарт и существующая в России система требований к квалификации педагога обновляется и дополняется новыми пунктами в соответствии с условиями модернизации и глобализации, например, требованиями знания поликультурных аспектов образования; наличием умения педагога сотрудничать и взаимодействовать с воспитанниками, коллегами, родителями и разнообразными структурами; необходимостью знания иностранного языка и использования иноязычных источников информации, а также требованиями знания специфики педагогического менеджмента. Несмотря на существующие разногласия и полемику среди педагогических работников России в отношении нововведений в системе образования, происходящих в ходе вступления России в мировое образовательное пространство, важно отметить, что требования нового профессионального стандарта призывают российского педагога идти в ногу с современными мировыми технологиями, соответствуя тенденциям своей сферы деятельности, подразумевают необходимость обладать высокой мобильностью, гибкостью, указывают на необходимость наличия умения взаимодействовать и сотрудничать, ориентируясь на методы и технологии поликультурного обучения, обладать знаниями принципов педагогического управления и т. д. Однако стоит отметить, что учителям отечественной системы образования при осуществлении профессиональной деятельности следует опираться на традиции российской школы и системы образования.

Профессиональный образовательный стандарт упорядочивает требования к квалификации педагогических работников современной российской школы, обеспечивает четкую фиксацию компетенций учителя, что облегчает процедуру оценивания при помощи измеримых показателей. Профессиональный стандарт педагога призван давать представление о мастерстве педагога, однако не все личностные качества талантливого учителя можно уложить в четкие рамки стандартов и требований. Талантливый учитель нестандартен. Он - уникален. Поэтому опираясь на обязательную часть стандарта, описывающую общие для всех педагогов компетенции, необходимо помнить о личностных качествах, свойствах, умениях каждого педагога в отдельности, наличие которых по своему влиянию на ученика и его достижения может быть намного весомее и важнее.

Библиографический список

1. Балыков В. Г. Трансформация системы квалификаций на основе создании профессиональных стандартов / В. Г. Балыков // Известия Иркут. гос. экон. акад. - 2014. - № 1. - С. 67-73.
2. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» : приказ М-ва здравоохранения и социал. развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н : зарегистрирован в Минюсте РФ 06.10.2010 г. № 18638 : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html - 28.03.2015.
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ М-ва труда и социал. защиты РФ от 18.10.2013 г № 544н : зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550 : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553 - 28.03.2015.
4. Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя // Официальный ресурс М-ва образования и науки Рос. Федерации (27 февраля 2013 года) : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.минобрнауки.рф/документы/3071 - 30.03.2015.
5. Столяренко A.M. Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов / М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 423 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2015. Выпуск 24

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (24.03.2016)
Просмотров: 237 | Теги: Компетенция, педагог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016