Вторник, 22.10.2019, 19:17
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Т. В. Христидис, Е. Н. Федорова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Статья посвящена актуальным проблемам разработки Национальной системы квалификаций в сфере образования Российской Федерации. Анализируются основные тенденции по разработке Национальной рамки квалификаций в сфере образования. Профессиональный стандарт педагога рассматривается в качестве базового инструмента формирования Национальной системы профессионального роста и развития педагога. Необходимость формирования Национальной системы профессионального роста и развития педагога определяется системными изменениями, происходящими в настоящее время в системе образования, а также повышением роли учителя в инновационных процессах, ориентированных на достижение нового качества образования. В соответствии с концепцией формирования Национальной системы профессионального роста учителя предлагается разработать процедуры и критерии единой федеральной оценки на категорию и соответствие должности, а также формы проведения оценки и аттестации.

Ключевые слова: профессиональная педагогическая деятельность, квалификация, трудовая функция, компетенция, профессиональный стандарт, Национальная рамка квалификаций, Национальная система профессионального роста и развития учителя.
 
Динамика современной жизни, обусловленная глобальными сдвигами и системными изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека и общества, включая образование как важнейший социокультурный институт, масштабность задач, стоящих перед современной школой, инновационные стратегии развития образования являются определяющими факторами существенного возрастания роли учителя как носителя педагогической культуры, новых образовательных и педагогических ценностей и смыслов.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [3], Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы [5], Федеральной целевой программе развития образования на 2016—2020 годы [4] ставится задача существенного повышения качества образовательной и педагогической деятельности. Их результативность во многом определяет условия повышения инновационной способности общества и перспективы успешного транзита Российской Федерации к цифровому обществу и экономике, основанной на знаниях.
Сказанное выше определяет особую актуальность введения профессиональных стандартов «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [7], «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [8] и формируемой в настоящее время по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина Национальной системы учительского роста (НСУР) [6].

Необходимость формирования Национальной системы профессионального роста и развития педагога определяется изменениями, происходящими в настоящее время в образовании, и повышением роли учителя в инновационных процессах, ориентированных на достижение нового качества образования.

Среди глобальных сдвигов в современном образовании, существенно детерминирующих ценностно-смысловые ориентации, характер и содержание образовательной и педагогической деятельности в первой четверти XXI века, учёные особо выделяют:

• изменение культурного, социального и педагогического смыслов образования, ценностей образовательной деятельности на пересечении двух векторов развития: глобального образовательного пространства и историко-культурного пласта образовательных и педагогических традиций;

• трансформацию ценностно-смыслового содержания детства и, как следствие, изменение его жизненного пространства (не «оградительное детство», на «достойное детство», «детство ради детства», «цифровое детство» и т.д.), развитие принципиально иных способов проживания ребёнком, подростком собственного детства;

• поддержку разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности, уважение личности ребёнка, подростка как основные смыслы образовательной и педагогической деятельности;

• расширение границы образовательного пространства (не только формальное, но и информальное и неформальное образование, ИКТ-технологии, виртуализация образования);

• смену парадигмы целей парадигмой ролей в образовании, что обеспечивает развивающейся личности включение в социокультурное пространство и формирование её социальной мобильности ресурсами образовательной деятельности - так называемый социальный лифт;

• рассмотрение качества образования как важнейшего компонента качества жизни человека и условие успешности личности в современном и будущем мире;

• ориентацию на принципиально иной тип педагогической культуры - содействие в развитии сущностных сил личности ученика как доминирующий принцип в современной теории и практике образования.

Не вызывает сомнение то, что данные системные изменения, происходящие в образовании, формируют принципиально иной контекст профессиональной деятельности учителя, призванного выступить ключевой фигурой в инновационных процессах, определяющих вектор развития от «школы для всех» к «школе для каждого», «школе ответственного будущего».

Данные изменения предполагают необходимость поиска иного содержания и способов профессиональной реализации социокультурной и профессиональной миссии педагога, его профессиональных функций (педагогическое понимание, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, педагогическое содействие), его профессиональных ролей («тьютор», «модератор», «фасили- татор»). С другой стороны, это обусловливает и качественные изменения в образовательно-педагогическом дискурсе (ценности, смыслы, стратегии взаимодействия субъектов образовательной деятельности).

В какой степени педагог готов ответить на эти новые вызовы в современном образовании?

К большому сожалению, приходится констатировать тот факт, что, несмотря на принятие учительством новых ценностей и смыслов образования, по-прежнему они не стали для педагогов личным достоянием, побудительной силой к эффективной организации образовательной деятельности в изменившихся условиях. Налицо обострившееся противоречие между социальными ожиданиями в отношении школы, личности и профессионализма учителя, с одной стороны, и, с другой, недостаточным потенциалом и низкой инновационной способностью педагога к решению профессиональных задач на новом уровне и в новых условиях.

В связи с этим решение проблемы профессионального роста и развития учителя является одним из стратегических направлений Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы и Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы.

Проблема формирования Национальной системы профессионального роста учителя тесно увязывается с другой проблемой — введением Профессионального стандарта педагога в рамках Национального плана развития профессиональных стандартов, что определено майскими (2012) указами Президента Российской Федерации.

Как отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин: «На самом деле это очень важный вопрос для развития экономики, для рынка труда и практически для каждого работника. Профстан- дарты должны задать чёткие и ясные требования к компетенции специалистов, служить ориентиром для людей, какими знаниями, навыками они должны обладать, чтобы быть востребованными на современном рынке труда. В руках государства система профессиональных стандартов призвана стать одним из главных инструментов модернизации экономики, обеспечения высокого качества жизни людей через достойно оплачиваемый, высокопродуктивный производительный труд. Многие существующие требования к профессиям безнадёжно устарели [1]».

Выступая на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 года, Президент Российской Федерации В. В. Путин особо подчеркнул: «Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования. В этой связи предлагаю создать общенациональную систему профессионального роста учителей [2]».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 года № 703 был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по формированию и введению Национальной системы учительского роста (далее - дорожная карта).

7 июля 2017 года по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации и рабочей группы Ассоциации «Педагог XXI века» стартовало общественное обсуждение нового проекта уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста.

По словам Е. А. Ямбурга, руководителя группы разработки профессионального стандарта, академика РАО, «мировой опыт показывает, что профессиональные стандарты внедряются, когда люди информированы о его содержании. Они именно тогда воспринимаются профессиональным сообществом, когда само сообщество принимает участие в их формировании [9]».

Как считают эксперты Ассоциации «Педагог XXI века», профессиональный стандарт призван повысить престиж учительской профессии, стимулировать качественную подготовку педагогов, обеспечив им новые возможности для профессионального роста, а Национальная система учительского роста предусматривает создание единых подходов к аттестации педагогов и внедрению новых дифференцируемых должностей в зависимости от сложности выполняемых задач и степени ответственности. Оба проекта тесно связаны друг с другом.

С 1 сентября 2017 года модель Национальной системы учительского роста апробируется в тринадцати российских регионах (Республика Адыгея, Республика Кабардино-Балкария, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Татарстан, Хабаровский край, Волгоградская, Курганская, Ленинградская, Московская, Рязанская, Томская, Ярославская области).

Нормативно-правовую базу для разработки Национальной системы учительского роста и Профессионального стандарта педагога составляют:

• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2013 года № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;

• Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки профессиональных стандартов»;

• Приказ Министерства труда и социальной защиты России от 29 апреля 2013 года № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»;

• Приказ Минтруда России от 24 мая 2013 года № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта»;

• Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2015 года № 122 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» (вступил в силу с 1 декабря 2016 года);

• Приказ Министерства образования и науки России от 26 июля 2017 года № 703 «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") по формированию и введению Национальной системы учительского роста».

Важно отметить, что рассмотрение проблемы разработки и введения профессиональных стандартов и формирования Национальной системы квалификаций в Российской Федерации следует рассматривать и с позиций аналогичных процессов, происходящих за рубежом.

Так, например, основными тенденциями государств Европейского Союза в решении аналогичных задач являются:

• переход к единым интегрированным национальным системам профессиональных стандартов и квалификаций;

• разработка образовательных стандартов на основе профессиональных стандартов;

• разработка европейской (Европейская рамка квалификаций) и национальных рамок квалификаций (НРК);

• соотнесение национальных квалификаций с зарубежными;

• использование результатов обучения в качестве связующего звена между образованием и трудовой деятельностью;

• стирание границ между формальным, неформальным и информальным образованием в условиях новой парадигмы общества, основанного на знаниях, и «обучение в течение всей жизни».

Такие международные организации, как Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD), Международная организация труда, МОТ (International Labour Organization, ILO), Европейский союз) используют следующие подходы к определению квалификаций:

• официальное признание о достижении результатов обучения и профессиональной деятельности в соответствии с установленными профессиональными стандартами;

• определение квалификации через результаты обучения и профессиональной деятельности, что способствует формированию различных траекторий профессионального образования, как формального, так и неформального, в рамках которых признаётся и поощряется обучение в течение всей жизни.

В настоящее время в процесс реформирования системы квалификаций вовлечено свыше 155 стран мира. Важно также отметить, что в данном процессе очень активную позицию занимают профессиональные союзы.

Например, данные направления находят своё отражение в документах Европейского Союза, подготовленных при активном участии и по инициативе профсоюза работников образования и определяющих стратегии педагогического образования для XXI века:

• "Green Paper on Teacher Education in Europe: High Quality Teacher Education for High Quality Education and Training";

• "Common European Principles for Teacher Competences and Qualifications";

• "Teacher Education in Europe";

• "Education and Training in Europe 2020" и в других.

В этих документах отражены основные требования к профессиональной подготовке учителя для современной школы Европы:

• высокий профессионализм;

• обучение и профессиональное развитие в течение всей жизни;

• профессиональная мобильность;

• вовлечённость в социальное и профессиональное партнёрство.

Также приводятся конкретные рекомендации по разработке профессиональных стандартов для учителей и руководителей образовательных организаций и оценке их труда.

В соответствии с концепцией формирования Национальной системы профессионального роста учителя предлагается также разработать процедуры и критерии единой федеральной оценки на категорию и соответствие должности, а также формы проведения оценки и аттестации.

Таким образом, российская система образования вступила в сложный и противоречивый процесс формирования Национальной системы профессионального роста учителя. Перед учительством и образовательными организациями страны в ближайшей перспективе стоят задачи введения в сферу образования профессиональных стандартов. В конечном счёте все мероприятия направлены на достижение нового качества образования в Российской Федерации.

Примечания

1. Владимир Путин: «Профстандарты должны стать подлинным ориентиром для системы профессионального образования» [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив : [веб-сайт]. Электрон. дан. 10.12.2013. URL: http://asi.ru/news/14290 (дата обращения: 20.09.2017).
2. Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации : [веб-сайт]. Электрон. дан. 23.12.2015. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001 (дата обращения: 20.09.2017).
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 10.02.2017) [Электронный ресурс] // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/194365/cc6bbc9dc074e334501deca17e478cb8/
4. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016—2020 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 [Электронный ресурс] // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/71044750/
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 [Электронный ресурс] // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/70643472/
6. Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста : приказ Минобрнауки России от 26 июля 2017 г. № 703 [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации : [веб-сайт]. Электрон. дан. 10.08.2017. URL: https://минобрнауки.рф/документы/l0651
7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы, нормативные и судебные акты : [веб-сайт]. Электрон. дан. 9.04.2018. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda- rossii-ot-18102013-n-544n/
8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» : приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н // СКБ Контур : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1&documentId=260191
9. Ямбург: профессиональный стандарт даст учителям подход к каждому ученику [Электронный ресурс] // Россия сегодня : [веб-сайт]. Электрон. дан. 12.12.2016. URL: https://ria.ru/sn_edu/20161212/1483372325.html (дата обращения: 20.09.2017).

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 2 (82)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (27.09.2019)
Просмотров: 31 | Теги: квалификация, Компетенция, трудовая функция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь