Четверг, 23.11.2017, 10:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ДИАГНОСТИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННО

И.В.Абдрахманова, кандидат педагогических наук, доцент, И.В.Лущик, кандидат педагогических наук, доцент.
Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград

ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье описаны условия реализации индивидуальных образовательных траекторий при дистанционном обучении. Рассмотрены особенности отслеживания учебных достижений студентов на примере дисциплины «Биомеханика двигательной деятельности». Выявлены причины возникновения трудностей, осложняющих решение учебных задач. Определены методические условия, способствующие формированию самообразовательных навыков, обеспечивающих устранение указанных проблем.

Ключевые слова: диагностика; электронное обучение; компетенция; самообразование.

 

Тотальная технологизация сфер человеческой деятельности определяет актуальность непрерывного образования. Обилие форм обучения, предлагаемых на рынке образовательных услуг, обеспечивает соискателю возможность выполнения программ высшей школы или повышения уровня квалификации.

Доминирующие позиции в совокупности современных видов обучения принадлежат электронному образованию, представляющему систему обучения посредством использования электронных и информационных технологий. Методические особенности реализации такой формы обучения предполагают поиск, изучение и обработку информации с помощью персонального компьютера, мобильной связи, телевидения и других инструментов аналогичного характера. Позитивные стороны такого режима получения образования для субъектов образовательного пространства подробно описаны в научно-исследовательских работах:
• широкое освоение инновационных образовательных технологий студентами и профессорско-преподавательским составом вуза;
• популяризация информационных технологий в обучении;
• развитие открытых образовательных ресурсов;
• формирование и совершенствование информационной культуры в рабочих группах (как студенческих, так и кафедральных);
• доступность образования людям с ограниченными возможностями психофизического характера;
• возможность обучения без перерыва в профессиональной деятельности;
• финансовое преимущество в сравнении с другими формами обучения;
• получение актуальных знаний и востребованных умений, соответствующих новейшим стандартам и технологиям, рассматриваемым в непрерывно обновляющихся ресурсах;
• независимость качества подготовки от субъективных характеристик преподавания в высшем учебном заведении и так далее.

В результате создания социальных сетей пользователей, объединенных решением общих образовательных задач, достигается качественно новый уровень коммуникаций в учебном процессе. Традиционное непосредственное диалогическое взаимодействие в системе «преподаватель-студент» приобретает дистанционную форму и реализуется вне зависимости от географического и временного фактора. Экспертное оценивание, индивидуальное консультирование, самоконтроль осуществляются в удобное для участников образовательного процесса время. Эти факторы определяют выбор электронного образования студентами физкультурных вузов, которые не имеют возможности учиться в традиционном режиме при очной форме обучения в связи с частыми выездами на соревнования или спортивные сборы.

Дистанционное образование позволяет спортсменам освоить дисциплины, предусмотренные учебным планом соответствующего направления, в индивидуальном режиме. Построение и коррекция персональных образовательных траекторий в этих условиях может осуществляться как самим студентом, на основании рефлексии, так и в процессе взаимодействия с преподавателями указанных дисциплин или экспертами в соответствующей области. Перечисленные факторы определяют актуальность проблемы диагностирования степени подготовленности или уровня учебных достижений студентов в условиях электронного обучения.

Результаты отслеживания, интерпретируемые посредством использования балльно-рейтинговой диагностической системы, позволяют определить степень успешности реализации индивидуальных образовательных траекторий и являются основой стимулирования процесса самосовершенствования субъектов обучения. В трудах современных ученых в области дидактики приведена классификация рейтингов различного целеполагания: «индивидуальные рейтинги студентов; иерархия учебных достижений (как индивидуальная, учитывающая степень освоения различных учебных дисциплин с учетом степени их трудоемкости, так и уровневая, характеризующая компе- тентностный аспект освоения)» [2].

Действенность системы диагностирования учебных и профессиональных достижений в образовательной сфере определяется качеством педагогических измерителей и степенью совершенства организации взаимодействия.
Реализация диагностических возможностей электронного обучения осуществляется в ФГБОУ ВО «ВГАФК» при освоении учебных дисциплин в дистанционном режиме студентами второго курса направления подготовки 49.03.01 Физическая культура профилей подготовки Спортивная тренировка в избранном виде спорта и Физкультурное образование. Рассмотрим процесс мониторирования учебных достижений студентов при освоении дисциплины «Биомеханика двигательных действий». Учебно- методическое сопровождение данного курса разработано на основе рекомендаций основной профессиональной образовательной программы и соответствует требованиям ФГОС ВПО. Согласно учебному плану, рабочая программа дисциплины предусматривает 54 часа аудиторной работы под руководством преподавателя и 54 часа автономной самообразовательной деятельности, что определяет востребованность электронного варианта представления дидактических материалов данного курса.

Для отслеживания степени эффективности образовательной деятельности студента используется система управления обучением Moodle (Learning Management Systems - LMS). Данная система имеет интерфейс, отображающий список учебных дисциплин, подлежащих освоению, а также краткую информацию о преподавателях, взаимодействие с которыми позволяет решать проблемы, возникающие при решении учебных задач.

Скриншот фрагмента панели управления образовательными ресурсами представлен на рисунке 1.


Рис. 1. Страница образовательного портала ФГБОУ ВО «ВГАФК» в СДО Moodle

В центральной части главной страницы курса представлены краткие сведения о дисциплине, управляющие блоки и содержательные структурные элементы - модули. В левой части расположена панель навигации. Представленное на рисунке 2 структурирование обеспечивает функциональность и простоту использования системы.


Рис. 2. Страница ИЭУМК «Спортивная метрология» в СДО Moodle

Работа с электронными образовательными ресурсами осуществляется в двух режимах. Студенту обеспечены следующие возможности:
1. выбор информационных блоков, активизированных во времени;
2. предоставление отчетов в режиме удаленного доступа;
3. выполнение текущих тестовых заданий.

Преподаватель может управлять ресурсами, активируя их в заранее заявленные сроки, имеет возможность корректировать содержание блоков, изменять их количество, структуру или порядок освоения.

Информация об учебной активности студента непрерывно обновляется и отображается на панели управления в нескольких форматах:
1. сведения о последнем входе в систему, представленные на рисунке 3;
2. отчет об актуальных действиях, отображающий активность студента за текущий период, то есть с момента последнего входа в систему преподавателя;
3. краткий отчет, содержащий информацию обо всех действиях студента с момента его регистрации в системе в краткой форме;
4. полный отчет, включающий информацию обо всех действиях студента с момента его регистрации в системе в развернутом виде.

Рис. 3. Актуальная информация об активности студента в СДО Moodle

Отчеты обеспечивают преподавателю возможность мониторирования реализации студентом индивидуальной образовательной траектории, определения степени успешности освоения материала, подлежащего изучению, посредством анализа результатов тестирования в режиме on-line и оценки предоставляемых для внешнего контроля работ. В системе Moodle предусмотрено как персонифицированное, так и групповое обобщение результатов диагностирования; возможно отображение сведений об участниках группы, не проявляющих учебной активности в заявленные преподавателем сроки.

Основными принципами, реализуемыми при функционировании системы отслеживания процесса и результатов учебно-познавательной деятельности студентов ВГАФК, являются следующие:
• доступность учебных материалов теоретического и практического характера;
• динамичность системы, проявляющаяся в возможности совершенствования структуры и содержания предлагаемых для освоения материалов;
• коммуникативность и интерактивность, отраженные в наличии обратной связи в системе «преподаватель-студент»;
• вариабельность, проявляющаяся в возможности изменения состава учебных групп, их количества; задания критериев оценивания предлагаемых для проверки работ; установления сроков активации отдельных блоков курса и так далее;
• рефлексивность, реализуемая посредством ознакомления студентов с правилами предоставления отчетных материалов и критериями их оценки, обсуждения подходов к решению учебных задач или промежуточных результатов учебной деятельности на форуме или в режиме внешнего консультирования.

При включении электронного обучения в практику преподавания дисциплины «Биомеханика двигательной деятельности» были выявлены проблемы освоения основных положений, связанные с недостаточной подготовленностью студентов, проявляющейся следующим образом:
1. невладение основами самообразовательной деятельности;
2. низкий уровень информационной грамотности студентов;
3. неготовность студентов работать без пошагового контроля и непосредственной внешней методической поддержки.

Отсутствие навыков самоорганизации учебной деятельности является причиной несвоевременного выполнения учебных задач. Вследствие этого, находясь в состоянии цейтнота, студенты не соблюдают требования, предъявляемые к отчетным работам, допускают расчетные ошибки, нарушают правила оформления. У некоторых студентов возникают трудности при создании электронной версии отчетов в форматах Word, Excel, PowerPoint. Анализ результатов анкетирования студентов позволил заключить, что они испытывают затруднения при осознании получаемой информации, связанные с отсутствием опыта работы с научными текстами, несформированностью умения применять теоретические положения при решении практических задач, недостаточным уровнем развития рефлексивных навыков.

В качестве основных методических условий, позволяющих минимизировать негативное влияние перечисленных выше факторов в режиме электронного обучения, нами были использованы следующие:

1) определение последовательности освоения теоретических модулей, предусматривающее повторное обращение к блокам информации, рассмотренным ранее, но не допускающее переходов к новым блокам без подтверждения успешности изучения предыдущих;

2) установление графика выполнения учебных заданий, активация дидактических элементов и открытие доступа к тестовым материалам в соответствии с заданными временными ограничениями;

3) включение в содержание методических рекомендаций по выполнению отчетных работ образцов решения учебных заданий;

4) исключение из совокупности диагностических материалов, предназначенных для проверки базовых знаний и умений, недоопределенных задач, задач с избыточным условием, задач с нестандартным решением; задач креативного характера [1];

5) предоставление студентам информации о правилах формирования рейтинговой оценки учебно-познавательной деятельности, критериях оценивания для каждой диагностики;

6) ознакомление студентов с подробной инструкцией по использованию возможностей образовательного портала;

7) использование функциональных возможностей внешнего консультирования посредством текущего анализа недостатков проверенных работ с последующей коррекцией и повторным контролем выполненных заданий.

В указанных условиях студент позиционируется как субъект образовательного процесса, принимающий на себя роль активного участника, а не пассивного исполнителя. Хронологизация отчетности и последовательная активация учебных и контрольных материалов предполагает реализацию поэтапного изучения и распределение во времени диагностических процедур, исключая накопление «задолженностей по отчетам». Выполнение репродуктивных заданий снижает психологический барьер при освоении нового материала, стимулирует повышение уровня притязаний и способствует формированию адекватной самооценки на основе корректной рефлексии. Прогнозирование студентами промежуточных и итоговых рейтингов и сопоставление реальных результатов с желаемыми является катализатором процесса самосовершенствования.

Сравнение собственного представления о качестве выполнения контрольных заданий с комментариями преподавателя способствует развитию самообразовательных навыков.

Таким образом, используемая в ФГОУ ВО «ВГАФК» обучающая система, позволяет создать условия оптимальные для формирования объективной оценки текущей учебной активности студента и итогового уровня освоенности дисциплин, изучаемых в условиях электронного обучения.

Литература

1. Абдрахманова И.В. Методика использования учебно-познавательных задач для формирования логических операций у студентов колледжа в процессе обучения математике: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2004. - 201 c.
2. Абдрахманова И.В. Методологические особенности разработки компетентностно-ориентированных диагностических заданий в физкультурных вузах // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2017. - № 1 (19). - С. 156-161.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (20) - 2017

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (03.08.2017)
Просмотров: 33 | Теги: Компетенция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь