Вторник, 23.07.2019, 09:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

АГАРКОВА Т.К.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Уголовно-процессуальный закон, уголовное судопроизводство, предварительное расследование, профессиональная деятельность,
уголовное дело, молодой специалист, процессуальные документы, следователь, следственные ошибки, проверка сообщения о
преступлении.

В статье рассматриваются вопросы профессионального становления следователя. Поднимается проблема поиска путей и средств повышения качества профессионального образования следователя как должностного лица, действующего от имени государства и обладающего властными полномочиями в сфере уголовного судопроизводства. Анализируются трудности, с которыми сталкиваются молодые специалисты (выпускники образовательных организаций) на начальном этапе своей профессиональной деятельности. Предлагаются направления повышения эффективности процесса профессионального обучения следователей в образовательной организации.

 

Современный период развития следственных подразделений характеризуется реструктуризацией следственных органов, комплексностью задач, стоящих перед следственными подразделениями, развитием специализации в их деятельности. Существующие реалии диктуют необходимость решать задачи по расследованию преступлений с большей эффективностью, используя интенсивное внедрение в практику научных приемов и методов организации труда, чтобы обеспечить его высокое качество [7, с. 47].

Следователь - это должностное лицо, которое действует от имени государства и обладает властными полномочиями в сфере уголовного судопроизводства. Как и всякое лицо, представляющее государство, следователь своей эффективной профессиональной деятельностью способствует формированию уважения и доверия к государству в сознании граждан [7, с. 31]. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 38 УПК РФ осуществлять предварительное следствие по уголовному делу [1].

Функциональные обязанности следователя определяются УПК РФ. Они разнообразны и многоплановы по своему содержанию (в том числе с учетом существующей специализации следователей) [4, с. 4]. Исходя из положений УПК РФ, следователь - процессуально независимый участник уголовного судопроизводства. В то же время следователь - это сотрудник, подчиняющийся вышестоящим должностным лицам в сфере организации труда, дисциплины, распорядка рабочего времени, выполнения различных не процессуальных заданий (дежурства, организационная работа и пр.). При этом именно следователь отвечает за установление истины, за законность и обоснованность своих решений, он является главной фигурой в процессе доказывания на этапе предварительного расследования.

К личности и профессионализму следователя как центральной фигуры деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений всегда предъявлялись достаточно высокие требования. Вот что писал в свое время по этому поводу выдающийся австрийский ученый-криминалист Г. Гросс: «... деятельность его (судебного следователя - прим. авт.) весьма полезна и интересна, но редко оценивают все трудности, с какими сопряжена эта служба. От него требуется энергия молодости, выносливость, неустанная ревность к делу, весьма обширные юридические познания не только по уголовному, но и по гражданскому праву. Всякому криминалисту известно, что судебному следователю могут пригодиться в его деятельности все знания без исключения, какими удалось ему ранее запастись, и что каждый пробел может иной раз дать себя почувствовать. Недостаточно, однако, только приобретения знаний. Я требую от судебного следователя не только юридической специальной подготовки, общего образования и особых знаний. и их постоянного расширения, но я требую также, чтобы он умел отдать себя своему делу всецело, настолько, чтобы стремление его учиться и расширять познания никогда не покидало его, даже если бы он и не находился при исполнении обязанностей службы. Поздно учиться, когда приходится приступать к расследованию какого-либо важного преступления, надо было позаботиться об этом ранее» [5, с. 8-9].

На это же обращал внимание и один из основателей отечественной криминалистики В.И. Громов: «Следовательская работа требует от всякого, кто хочет серьезно ею заняться, прежде всего, усвоения ряда методов и технических приемов, без помощи которых нельзя обойтись в деле уголовного расследования... Эти методы и приемы мало, однако, знать, надо еще научиться применять их. Вторая отрасль знаний, которая необходима следователю, сводится к умению использовать богатую область технических, усовершенствованных приемов расследования, какие дает современное состояние науки. Наконец, третье требование, которое ставит следовательская работа каждому своему работнику, ... сводится к вырабатываемому навыком уменью во всяком деле найти надлежащую и сходную точку расследования и затем суметь так скомбинировать данные и найденный уликовый материал, чтобы воссоздать по возможности точно воспроизводящую действительность картину преступления. И, наконец, четвертое требование. при производстве расследования. необходимо понимать внутренний смысл этой работы» [6, с. 8-11].

Несмотря на прошедшие годы, требования к лицу, производящему расследование, остаются во многом теми же. Современному сотруднику органов внутренних дел необходимо уметь рационально распределять свои силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервно-психологического напряжения получать оптимальные результаты оперативно-служебной деятельности (найти, получить доказательства, грамотно их задокументировать, оформить процессуальные документы, отвечающие требованиям УПК РФ).

Особое значение в профессиональной подготовке следователя имеет его интеллектуальное развитие, поскольку аналитическая составляющая занимает одно из наиболее высоких ранговых мест в перечне требований к уровню профессиональной подготовленности специалиста. Причем интеллект этот должен быть практическим, направленным на решение конкретных аналитических задач в сжатые сроки, порой без возможности проверить свои выводы экспериментально.

Поиск путей и средств повышения качества профессионального образования следователя является важным направлением современных научных и педагогических исследований. Если качество профессионального образования определяется его соответствием современным требованиям к образовательному процессу, то эффективность профессиональной подготовки оценивается по уровню включенности выпускников в реальную практическую деятельность. В связи с этим в процессе обучения особенное внимание необходимо уделять усилению связи обучения с практикой, взаимодействию профессорско- преподавательского состава вузов и подразделений органов внутренних дел, повышению заинтересованности и активности будущих специалистов на занятиях, применению пракико-ориентированных методов в образовательном процессе (максимальному использованию в реальной практической деятельности типовых профессиональных задач и проблемных ситуаций), снижению периода профессиональной адаптации выпускников образовательных организаций высшего образования, а также преодолению затруднений, с которыми сталкиваются начинающие следователи.

Основы профессионализма следователя закладывают, прежде всего, юридические вузы системы МВД России. Образовательный процесс в ведомственной образовательной организации должен быть спланирован и организован таким образом, чтобы последовательно развивать у будущего следователя такие профессиональные качества, как гибкость ума и характера, острую наблюдательность и цепкую память, самообладание и выдержку, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность, чтобы в итоге, при включении в практическую работу, молодой специалист обладал способностью мыслить аналитически, видеть проблему и находить пути ее решения.

Результаты обобщения материалов следственной и судебной практики свидетельствуют, что при расследовании уголовных дел допускаются ошибки различных видов. Наиболее существенными являются:

1) неправильное применение норм уголовного и уголовно-процессуального законов [2, с. 12-13];

2) нарушение норм УПК РФ (признание недопустимыми доказательств, полученных с нарушениями требований кодекса). Например, нарушение разумных сроков расследования (ст. 6.1 УПК РФ) [2, с. 1-2]; нарушения, допущенные в процессе осмотра места происшествия, при изъятии вещественных доказательств (ст.ст. 176, 177, 180 УПК РФ), обыска и личного обыска (ст.ст. 182, 184 УПК РФ), при назначении судебных экспертиз (ст.ст. 195, 196, 198, 199 УПК РФ); нарушение правил хранения вещественных доказательств (ст. 82 УПК РФ); невыполнение требований ч. 2 ст. 209 УПК РФ (принятие мер по установлению лиц, подлежащих привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, и мест их нахождения, в случае если они скрылись, принимаются меры к розыску (ч. 1 ст. 208 УПК РФ));

3) односторонность и неполнота предварительного расследования.

Ошибки, допущенные в процессе предварительного расследования, как правило, препятствуют раскрытию преступления и в конечном счете могут привести к вынесению неправосудного приговора.

Проведя исследование проблематики, связанной со следственными ошибками и качеством предварительного следствия в целом, В.Н. Авдеев делает вывод о том, что всесторонне и полно исследованным дело может считаться только тогда, когда: 1) выяснены все обстоятельства, подлежащие доказыванию по данному делу (ст. 73 УПК РФ); 2) собраны и закреплены все необходимые для этого доказательства [3, с. 18].

Включаясь в профессиональную деятельность, молодые специалисты (выпускники образовательных организаций) сталкиваются с затруднениями в следующих случаях:

- при выполнении функциональных обязанностей;

- при выстраивании взаимоотношений с руководством, коллегами, прокурором, адвокатом, потерпевшими или подозреваемыми (адаптация к коллективу, который существенно отличается от учебного);

- при работе с документацией и ее процессуальном оформлении.

Кроме того, некоторые начинающие следователи считают, что руководство подразделения не оценивает в должной мере уровня их подготовленности и поручает решение второстепенных задач.

У начинающих следователей преобладают следующие затруднения в профессиональной деятельности:

1. Психологические трудности (проблем):

- наличие трудностей, связанных с личностными эмоционально-психическими особенностями молодого сотрудника;

- неадекватная оценка собственной деятельности, стремление обвинять в своих неудачах окружающих, руководство или коллег, что препятствует самосовершенствованию и самообразованию молодого специалиста. Существует необходимость изменения в сознании (оценках и самооценках) курсантов и преподавателей позиций, связанных со становлением профессионализма (профессионалом становятся только при наличии образования определенного уровня и опыта практической работы);
- трудности, связанные со спецификой служебной деятельности: слабое знание психологии иных участников уголовного судопроизводства (обвиняемых, свидетелей, подозреваемых и т.д.); неумение устанавливать психологический контакт с потерпевшими и подозреваемыми во время проведения допросов, бесед с гражданами (например, высокий интеллектуальный и профессионально-специальный уровень лиц, совершивших преступление, иных участников уголовного судопроизводства порождает неуверенность, стеснительность); выполнение следственных действий, которыми не достигается планируемый результат;

2. Недостатки профессиональных умений, отсутствие опыта работы (неграмотное документирование оперативной информации о преступлении; неполное использование и анализ информации, поступающей от экспертов, от граждан; трудности при разработке следственных версий, вычленении обстоятельств, требующих доказывания по конкретному уголовному делу и др.):

- неумение применять теоретические знания на практике; отсутствие профессионального мышления (видеть проблему и находить пути ее решения);

- недостаточные навыки руководства организацией процесса расследования, работой следственно-оперативной группы на месте совершения преступления;

- неумение следователя активизировать свою работу в составе следственно-оперативной группы, активизировать организацию раскрытия преступлений по «горячим следам» при эффективном проведении необходимых первоначальных следственных действий в течение первых трех суток со дня возбуждения уголовного дела (осмотр места происшествия, обысковые мероприятия, изъятие предметов и документов, назначение и производство судебных экспертиз, задержание подозреваемых лиц в порядке ст. 91 УПК РФ). Несвоевременность производства следственных действий приводит к утрате доказательствами доказательственного значения и уничтожению дополнительных доказательств;

- невыполнение требований о выезде следственно-оперативной группы в полном составе - с обязательным участием следователя (ограничить поручения органу дознания в порядке ч. 1 ст. 152 УПК РФ), о проведении полного комплекса неотложных следственных действий и оперативно- разыскных мероприятий в дежурные сутки;

- низкое качество осмотр места происшествия, осуществляемого с целью обнаружения, правильной фиксации и изъятия следов преступления, возможного установления лиц, совершивших противоправное деяние (отметки в протоколах об изъятых предметах, их соответствующей упаковке и опечатывании в присутствии понятых);

- применение шаблонных методов при осуществлении доказывания (в процессе сбора, проверки и оценки доказательств); невыполнение полного и всестороннего комплекса следственно-оперативных действий и мероприятий (незнание предмета и способов доказывания); выстраивание процесса доказывания только на признательных показаниях обвиняемого (забывая при этом, что признание - это его право), сведениях, полученных от потерпевшего);

- неполнота доследственной проверки по материалам (до возбуждения уголовного дела): не реализуются положения ст. 144 УПК РФ, согласно которым следователь вправе при проверке сообщения о преступлении получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий. Неполнота доследственной проверки приводит к нарушениям конституционных прав лиц, участвующих в производстве процессуальных действий в ходе проверки сообщения о преступлении, что справедливо отмечает, например, Д.Н. Стацюк [8];

- отсутствие взаимодействия с оперативными и экспертными подразделениями полиции по выявлению и раскрытию преступлений (направление отдельных поручений в орган дознания); упущения в процессуальном контроле за полнотой и качеством материалов проверки, поступающих в следственное подразделение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (протоколы задержания, личного обыска, досмотра; направление на освидетельствование и забор биологических сред для исследования и др.).

3. Несформированность навыков и умений составлять процессуальные документы: постановления, протоколы, обвинительные заключения, служебные запросы, требования и др. (не соблюдение требований ч. 4 ст. 7 УПК РФ); неумение вести служебную переписку (например, отсутствие в постановлении о продлении срока рассмотрения сообщения свыше 3-х суток мотивированных оснований, установленных ст. 144 УПК РФ, до 30- ти суток - мотивированных оснований, установленных ч. 3 ст. 144 УПК РФ, то есть конкретных фактических обстоятельств, послуживших основанием для такого продления (необходимость производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, проведения оперативно-разыскных мероприятий)); ненадлежащее оформление материалов, процессуальных решений и результатов следственных действий (несоблюдение требований ст. 166 УПК РФ и др.; оформление процессуальных документов по шаблону бланка, без учета индивидуальных особенностей конкретного дела и выполняемого следственного действия).

4. Неправильная организация и планирование своего рабочего времени, когда необходимо решать множество задач по уголовным делам, находящимся на разных стадиях производства. Проблемы планирования следственно-оперативных мероприятий в рамках предварительного следствия: от ежедневного, еженедельного, месячного до плана расследования конкретного уголовного дела, включая подготовку (планирование) проведения отдельных следственных действий: допросов, очных ставок и др.

Результаты проведенных нами исследований позволили сформулировать основные направления повышения эффективности процесса профессионального обучения следователей в образовательной организации:

- сближения теории и практики;

- осуществление преемственности теоретического материала и практических знаний на всем протяжении обучения в вузе с усилением профильной подготовки на старших курсах;

- активное использование практических методов обучения в процессе профессиональной подготовки и освоения специальности следователя;

- использование в процессе обучения типовых профессиональных задач (ситуаций), которые решает следователь разной квалификации в практической деятельности;

- взаимодействие профессорско-преподавательского состава со специалистами-практиками органов внутренних дел;

- привлечение к проведению занятий специалистов из следственных подразделений органов внутренних дел;

- организация обмена опытом преподавателей специализированных кафедр и кафедр общеобразовательных дисциплин по использованию и реализации практических методов в процессе освоения дисциплин;

- организация обмена опытом преподавателей специализированных кафедр со специалистами из следственных подразделений органов внутренних дел по эффективности используемых методов, приемов и способов обучения будущих следователей;

- направление на стажировку в следственные подразделения органов внутренних дел преподавателей, не имеющих практического опыта следственной работы;

- ориентация практических занятий и упражнений на формирование у будущих специалистов практических умений и практического мышления;

- подготовка курсантов к ознакомительной практике и стажировке в территориальных органах внутренних дел, максимальная конкретизация их задач (программы практики) с учетом служебных обязанностей следователей (на основе должностных инструкций следователей, их прав и обязанностей);

- изменение в оценках и самооценках курсантов и преподавателей позиций, связанных с формированием профессионализма (профессионалом становятся только при наличии образования определенного уровня и опыта практической работы);

- формирование в профессиональном сознании курсантов ответственности и дисциплинированности, ориентированных на соблюдение процессуальных норм следственной деятельности;

- усвоение обучающимся (выпускником) модели следственной работы на основе сопряжения предмета деятельности специалиста (выполнение требований законодательства (УК РФ, УПК РФ и др.), работа с документами, взаимодействие с людьми, работа с техникой) и этапов деятельности (ориентирование в ситуации, прогнозирование развития ситуации и планирование собственных действий в ней, выполнение определенных следственных действий, анализ результатов и коррекция запланированных действий).

При укомплектовании штатных единиц следователей территориальных органов внутренних дел наибольшую долю составляют выпускники ведомственных учебных заведений системы МВД России. Согласно статистическим данным в 2017 году из 85 выпускников очной формы обучения Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России практически половина - 42 молодых специалиста (49,4%) - были распределены в следственные подразделения территориальных органов внутренних дел. По информации на май 2018 года, все выпускники продолжали свою профессиональную деятельность по выбранной ими специальности, работая следователями. Из 70 выпускников филиала 2018 года 27 (38,5%) планируют работать в следственных аппаратах органов внутренних дел.

Основная задача образовательного процесса при подготовке следователей - научить молодых специалистов, овладевших теоретическим базовым курсом фундаментальных юридических наук, грамотно воспользоваться полученными знаниями при переходе к изучению прикладных наук, обеспечив преемственность овладения специальными профессиональными дисциплинами, составляющими основу профессиональной практической деятельности их будущей специальности, преодолев и максимально сократив существующий разрыв - пласт противоречия между теорией и практикой [4, с. 18-19].

Библиографический список:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с изменениями по состоянию на 20.02.2018 г. М.: Проспект, КноРус, 2018.
2. Приказ Генпрокуратуры Российской Федерации от 12.07.2010 № 276 (ред. от 22.04.2011) «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Авдеев В.Н. Обеспечение качества предварительного расследования: Учебно-практическое пособие. М.: ДГСК МВД России, 2015. 136 с.
4. Аджимуллаева Р.А. Практико-ориентированные методы обучения в профессиональной подготовке следователей в вузе МВД России: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. СПб, 2008.
5. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики / Новое изд., перепеч. с изд. 1908 г. М.: ЛексЭст, 2002.
6. Громов В.И. Дознание и предварительное следствие. Методика расследования преступлений. Осмотр места происшествия. М.: ЛексЭст, 2003.
7. Предварительное следствие: Учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Мешкова М.В., 2-е изд., перераб. и доп. М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. 783 с.
8. Стацюк Д.Н. Актуальные проблемы обеспечения прав лиц, участвующих в производстве процессуальных действий в ходе проверки сообщения о преступлении // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. №1 (51). С. 155-159.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. № 2 (52) 2018.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (25.04.2019)
Просмотров: 57 | Теги: следователь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь