Четверг, 24.05.2018, 16:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Профессиональное самоопределение старшеклассников

С.П.Охлопков, А.П.Аргунова

Профессиональное самоопределение старшеклассников (на примере деятельности довузовской школы «Маарыкчаан»)

Актуальность темы. К профессиональному самоопределению относятся потребность и стремление соответствовать профессиональным требованиям и субъективному профессиональному идеалу, реализовать свои возможности и достигнуть определенных результатов в учебной и трудовой деятельности, общении, получить признание окружающих, утвердить свой профессиональный образ «Я» и себя в своем мнении. Динамика профессионального самоутверждения личности отражает изменения профессионального самосознания, переход от дифференцированного осознания в себе отдельных профессионально значимых качеств к интегральному, целостному осознанию себя в роли субъекта профессиональной деятельности.

В настоящее время проблема профессионального самоопределения старшеклассников актуальна как никогда, т.к. учащиеся совершают свой выбор часто интуитивно, под влиянием случайных факторов (исходя из общественного престижа, в зависимости от материального обеспечения профессии или из-за поверхностного интереса, навеянного литературой, фильмом, телепередачей). Исследование последних лет показывает, что около 40% молодых людей в нашей стране осуществляют выбор профессии неосознанно.

Анализ современного состояния проблемы позволяет сделать вывод о том, что профориентация учащихся осуществляется в основном образовательными учреждениями. Участие родителей в профориентации обычно рассматривается как дополнительная мера.

С учетом с этой потребности был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформирована следующим образом: какова уровень готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Таким образом темой нашего исследования является Профессиональное самоопределение старшеклассников

Объект исследования - профессиональное самоопределение старшеклассников. Предмет исследования - условия организации эффективного профессионального самоопределения старшеклассников.

Цель исследования - изучить особенности процесса организации профессионального самоопределения старшеклассников.

В качестве гипотезы исследования мы предположили, что профессиональное самоопределение будет эффективным при условии:
- организация и проведение многоаспектной диагностики старшеклассников, направленных на изучение интересов, склонностей и способностей;
- выявления профессионально-педагогической направленности профориентационной работы вуза.

Цель, гипотеза исследования определили следующие задачи: Изучить теоретические аспекты изучения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.

Выявить особенности профессионального самоопределения старшеклассников. Определить эффективность работы по организации профессионального самоопределения старшеклассников.

Постановка цели и задач исследования определила использование следующих методов исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- анкетирование по изучению профессиональных намерений;
- анализ документации профориентационной работы.
- Методы математической статистики

Базой экспериментальной работы является «ФГБОУ» ВО ЧГИФКиС и довузовская школа «Маарыкчаан» «Я - будущий студент физкультурного вуза, нравственно и духовно здоровая личность».

Миссия Школа «Маарыкчаан» - создания устойчивой мотивации учащихся к выбору будущей профессии учителя физической культуры и тренера по видом спорта на основе:
- Обеспечения качественной подготовки к ЕГЭ
- Содействие в формировании личностных качеств будущего спортсмена, учителя физической культуры и тренера по видам спорта.
- Укрепления здоровья и духовно - нравственного благополучия.
- Формирование навыков ЗОЖ.

В ходе исследование мы проанализировали данные за 2013-2016г работы школы «Маарыкчаан», представленные в виде диаграммы поступление в ЧГИФКиС ребят которые посещали довузовскую школу «Маарыкчаан». Всего 364 учащихся из 21 улусов и 3 городов Республики Саха (Якутия).

2013г - всего 198 учащихся из 18 улусов и 3 городов. Проявили желания поступить, 152 учащихся поступило в институт 25 учащихся. Это 12,5%.

2014г - всего 70 учащихся из 18 улусов и 3 городов. Проявили желания поступить, 30 учащихся поступило в институт 5учащихся. Это 7,14%.

2015г - всего 52 учащихся из 10 улусов. Проявили желание поступить, 34 учащихся поступило 4 учащихся. Это 7,6%.

2016г - всего 44 учащихся из 7 улусов. Проявили желание поступить, 20 учащихся поступило 4 учащихся. Это 9,09%.
 

 На вопрос, надумал ли ты поступать ЧГИФКиС? Ответы по годам показаны на диаграмме с 2013-2016 г.


Таким образом, организация исследования деятельности анализа данных позволил выделить нам следующие основные аспекты школы «Маарыкчаан».

Организация и проведение многоаспектной подготовки старшеклассников через различные виды деятельности: организация и методическое обеспечения подготовки к ЕГЭ по основным предметам; формирование преставления о
будущей профессии учителя физической культуры и тренера; проведения Дней института с целью отбора участников; организация культурного образовательного, спортивного досуга учащихся.

Профориентационная работа вуза направлена на создание оптимальных условий будущим студентом ЧГИФКиС для качественного завершения среднего образования, подготовки к поступлению в институт и адаптации к последующему обучению.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (18.12.2017)
Просмотров: 105 | Теги: Профессиональное, самоопределение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь