Вторник, 23.07.2019, 10:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА) СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ ИЛИ УСЛОВИЕ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СЛУЖБЫ В ОРГА

В.И.Селезнев
В.П.Крамаренко, кандидат юридических наук

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА) СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ ИЛИ УСЛОВИЕ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ?

Профессиональное обучение, профессиональная подготовка, полицейский, компетентность.

В статье исследуются актуальные проблемы совершенствования профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел. Особое внимание уделяется результатам обучения сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел. Предлагается структура распределения учебных дисциплин по этапам обучения.

 
Занимая одну из ключевых позиций в системе правоохранительных органов государственной власти, органы внутренних дел выполняют задачи по противодействию преступности, терроризму и экстремизму, обеспечению общественного порядка, защите имущественных, социальных и иных прав граждан и др. Своеобразие определенных государством органам внутренних дел направлений деятельности, важнейшим из которых является борьба с преступностью, определяет требования к сотруднику этих органов и, как следствие, цели, формы и содержание профессиональной подготовки в системе МВД России [1, с. 190].

Если сотруднику, впервые принятому на службу в органы внутренних дел и направленному на профессиональное обучение (профессиональную подготовку) в образовательную организацию МВД России, задать вопрос: «Для чего ему нужно обучение?», то в 90% случаев можно получить ответ, что это необходимое условие для дальнейшей службы, поскольку без документа о прохождении обучения (подготовки) он не сможет выполнять обязанности по своей должности.

В 2013-2014 гг. образовательная система МВД России претерпела реорганизацию. Некоторая часть учреждений, осуществлявших профессиональное обучение (профессиональную подготовку) сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел (центры профессиональной подготовки), была ликвидирована, а оставшиеся присоединены к образовательным организациям (университетам, академиям, институтам). Сделано это было с целью улучшения качества подготовки сотрудников и изменения системы профессионального обучения в целом. Постараемся проанализировать текущую ситуацию с профессиональным обучением (профессиональной подготовкой) сотрудников в образовательных организациях МВД России, складывающуюся в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования по профессии полицейский.

На наш взгляд, в первую очередь следует остановиться на требованиях к результатам, и в частности на компетенциях, которыми должен обладать сотрудник, впервые принятый на службу в органы внутренних дел и завершивший профессиональное обучение (профессиональную подготовку) в образовательной организации МВД России.

С момента вступления в силу Федерального закона «О полиции» было введено понятие «сотрудник полиции» (полицейский - авт.). Спустя два с половиной года профессию «полицейский» Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки) внесло в перечень профессий, по которым осуществляется профессиональное обучение. В том же году коллектив Московского университета МВД России разработал проект федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) по профессии полицейский. Проект был направлен на рассмотрение и утверждение в Минобрнауки, однако до настоящего времени вопрос так и остается нерешенным.

В проекте ФГОС НПО по профессии полицейский указано, что «.выпускник, освоивший программы обучения, должен обладать общими и профессиональными компетенциями...» [2]. Далее рассматривается перечень конкретных компетенций, которыми необходимо обладать сотруднику- выпускнику, окончившему обучение (подготовку).

На основе данного проекта разработана, а затем утверждена Департаментом государственной службы и кадров МВД России (далее - ДГСК) примерная программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии полицейский. В образовательных организациях МВД России в настоящий момент реализуются рабочие программы обучения (подготовки) указанных категорий сотрудников органов внутренних дел, содержащие тот же перечень компетенций.

Кроме того, в 2014-2015 гг. ДГСК утверждает, а в образовательных организациях МВД России реализуют на основе примерных программ рабочие программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) других категорий сотрудников. Например, программы профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности:

- участкового уполномоченного полиции, инспектора по делам несовершеннолетних, инспектора по исполнению административного законодательства, инспектора по лицензионно-разреши- тельной работы (на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образования) по профессии полицейский;

- сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения (на базе среднего юридического образования или высшего неюридического образования) по профессии полицейский;

- оперуполномоченных уголовного розыска (на базе высшего юридического образования) по профессии полицейский;

- сотрудников подразделений предварительного следствия, дознания и экспертно-криминалисти- ческих подразделений (на базе высшего юридического образования) по профессии полицейский.

Кроме того, в соответствии с разработанной и утвержденной ДГСК примерной программой в настоящее время реализуется рабочая программа профессионального обучения (профессиональной многопрофильной подготовки) лиц среднего и старшего начальствующих составов органов внутренних дел, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел.

Во исполнение распоряжения ДГСК от 3 марта 2017 г. № 733 в образовательные организации МВД России поступили для реализации примерные программы профессионального обучения (профессиональной подготовки):

- сотрудников вневедомственной охраны и ли- цензионно-разрешительной работы, впервые принимаемых на службу в территориальные органы Росгвардии;

- лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности сотрудников экспер- тно-криминалистических подразделений (на базе среднего профессионального или высшего образования) по должности полицейский;

- сотрудников, ранее проходивших службу в Федеральной службе по контролю за оборотом нар - котиков и принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом нар - котических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», по должности полицейский (заочная форма обучения).

Во всех вышеперечисленных программах обучения (подготовки) содержится перечень профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Кроме того, для сотрудников, ранее проходивших службу в Федеральной службе по контролю за оборотом нар - котиков и принятых на службу в органы внутренних дел, в программе отражен также перечень общекультурных компетенций.

Таким образом, анализируя требования к результатам освоения различных программ профессионального обучения (профессиональной подготовки), можно сделать вывод о том, что реализация данных программ из-за отсутствия единой системы требований довольно затруднительна и объективная оценка способности и готовности сотрудника к выполнению должностных обязанностей не может быть полной и всесторонней.

Области и виды профессиональной деятельности сотрудника могут быть различны, однако, по нашему мнению, целью профессионального обучения (профессиональной подготовки) любого сотрудника, впервые принимаемого на службу, если мы говорим о профессиональном обучении как о начальном профессиональном образовании, должно стать обладание им совокупностью компетенций: универсальных (не зависящих от конкретного направления подготовки), общепрофессиональных (определяемых обучением (подготовкой) по профессии полицейский) и профессиональных или профессионально-специализированных (определяемых конкретным направление будущей профессиональной деятельности) начальных компетенций.

Универсальные, общепрофессиональные и профессиональные или профессионально-специализированные начальные компетенции как единые требования должны быть отражены в едином для всех ФГОС НПО именно по профессии полицейский или сотрудник органов внутренних дел, а не по должности полицейский, если профессиональное обучение (профессиональную подготовку) мы отождествляем с начальным профессиональным образованием сотрудника. В противном случае, как результат, мы можем получить сотрудников-выпускников, которые по сути своей полицейскими (сотрудниками органов внутренних дел) быть не могут, так как они не подготовлены к выполнению служебных обязанностей в качестве полицейских и полицейских функций.

Для освоения вышеуказанных компетенций продолжительность всего периода профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудника по профессии полицейский (или сотрудник органов внутренних дел) должна составлять не менее 4-6 месяцев (в зависимости от образовательного уровня обучающегося, но не от занимаемых должностей).

Кроме того, само обучение, как нам представляется, целесообразно разделить на два этапа (периода):

- первый (около двух или двух с половиной месяцев), направленный на освоение требований универсальных и общепрофессиональных начальных компетенций;

- второй (около двух с половиной или трех месяцев), направленный на освоение требований профессиональных или профессионально-специализированных начальных компетенций.

Нами разработана и предлагается для рассмотрения структура распределения дисциплин, курсов, предметов и т.п. в рамках всего процесса профессионального обучения (профессиональной подготовки) с учетом разделения обучения (подготовки) на два периода (этапа).

На первом этапе в рамках формирования универсальных начальных компетенций сотрудник должен освоить:

- основные положения федеральных законов «О полиции», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», «О социальных гарантиях сотруднику органов внутренних дел»;

- Дисциплинарный устав органов внутренних дел;

- основы обеспечения прав человека;

- нравственно-этические основы службы в органах внутренних дел;

- русский язык в деловой документации;

- основы делопроизводства и режима секретности;

- иностранный язык (факультативно);

- строевую подготовку.

В рамках формирования общепрофессиональных начальных компетенций сотрудник должен освоить:

- правовую подготовку;

- огневую подготовку;

- физическую подготовку;

- психологическую подготовку;

- первую помощь;

- основы применения специальной техники;

- основы криминалистики;

- основы информационных технологий;

- тактико-специальную подготовку;

- основы личной безопасности сотрудника органов внутренних дел.

Результатом освоения первого этапа обучения должна стать обязательная промежуточная аттестация сотрудника, по результатам которой осуществлялся бы его допуск ко второму этапу обучения.

На втором этапе в рамках формирования профессиональных или профессионально-специализированных компетенций сотрудник в зависимости от занимаемой им должности должен освоить:

- основы административной деятельности;

- основы уголовного права и процесса;

- основы судебной медицины и психиатрии;

- основы оперативно-разыскной деятельности;

- основы деятельности участкового уполномоченного полиции и инспектора по делам несовершеннолетних;

- основы деятельности сотрудников по обеспечению безопасности дорожного движения;

- основы деятельности экспертно-криминали- стических подразделений;

- основы деятельности следственных подразделений и органов дознания;

- основы деятельности в миграционной сфере;

- основы деятельности подразделений по контролю за оборотом нар - котиков;

- профессиональные или профессионально- специализированные модули в зависимости от направления профессиональной деятельности сотрудника.

Второй этап (период) обучения, по нашему мнению, должен завершаться итоговой аттестацией - комплексным экзаменом. По своей сути он может рассматриваться в качестве результата освоения обучающимся совокупности компетенций как требований к сотруднику органов внутренних дел, имеющему возможность, способному и готовому осуществлять свою профессиональную деятельность и выполнять различные оперативно-служебные задачи.

В завершение еще раз подчеркнем, что профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудника, впервые принимаемого на службу в органы внутренних дел, будет эффективно, если в ФГОС НПО по профессии полицейский (или сотрудник органов внутренних дел) будут четко определены требования (в форме соответствующих компетенций), которым должен удовлетворять сотрудник, успешно окончивший обучение (прошедший подготовку). В дальнейшем в процессе профессионально-служебной деятельности сотрудник-выпускник, развивая в себе сформированные профессиональные и личностные качества полицейского (сотрудника органов внутренних дел), будет способен успешно выполнять обязанности на любых должностях в системе МВД России. Как представляется, практическая реализация рассмотренных предложений позволит существенно повысить качество образовательного процесса в ведомственных учебных заведениях и обеспечит достижение его конечной цели, которой является подготовка специалиста органов внутренних дел, отвечающего современным требованиям и способного успешно решать задачи, стоящие перед правоохранительными органами [3, с. 140].

 
Библиографический список:

1. Григорьев А.Н. Методологические аспекты разработки педагогических технологий практико- ориентированного обучения специалистов органов внутренних дел // Социально-экономическое развитие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы (посвящается 70-летию колледжа Западного филиала РАНХиГС): материалы I Международной научно-практической конференции (5 июля
- 9 июля 2016 г.) / Сост. Маркулис С.Р. Калининград, 2016. С. 190-193.
2. Общественное обсуждение проектов федеральных государственных образовательных стандартов // Официальный интернет-сайт Министертсва образования и науки Российской Федерации. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/3082.
3. Григорьев А.Н. Совершенствование процесса подготовки специалистов в образовательных учреждениях МВД России: проблемы и перспективы // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2010. № 6 (10). С. 134-140.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 2 (48) 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (09.07.2019)
Просмотров: 10 | Теги: профессиональная подготовка, полицейский, профессиональное обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь