Четверг, 19.10.2017, 23:06
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Р. А. Кобылкин

Профессиональная этика ¾ основа духовно-нравственного воспитания

Особенности профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов определяются основной сущностью их деятельности. Так, например, в ст. 2 Конституции РФ указывается на то, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина — обязанность государства». Именно выполнение этой обязанности и осуществляется в первую очередь правоохрани­тельными органами, что и определяется директивными государст­венными и ведомственными документами. В качестве примера приведем извлечение из ст. 1 Закона РСФСР «О милиции»: «Милиция в РСФСР — система государственных органов, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим законом и другими федеральными законами». Нравственные и гуманистические аспекты деятельности милиции определены также и в ст. 3 и 5 этого закона.

В этом контексте следует отметить: уже сегодня наше обще­ство достигло такого уровня демократичности и цивилизованно­сти, что и в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, гуманизм, нравственность и культу­ра сотрудников приобрели огромную значимость. Как показывают социологические исследования, и это отмечается в целом ряде документов руководства, соблюдение законности     и служебной дисциплины определяется, прежде всего, не только и, может быть, не столько требовательностью руководите­лей, сколько нравственными установками и культурной воспи­танностью сотрудников.

Во многих случаях эти качества оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие и играют даже бóльшую роль, чем профессиональная компетентность. Не случайно сегодня настоятельно выдвигается требование проводить подробный анализ нравствен­ных качеств и культуры сотрудников при их переаттестации или при их выдвижении на более высокую должность. Иными словами, нравственность и культура сотрудника рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готов­ность к обеспечению любых служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение  с наибольшим результативным эффектом.

В этой связи необходимо отметить, что важнейшей целью современного высшего образования провозглашается формирование открытого, свободного, системного мышления, обеспечивающего единство знаний, ценностей и способности человека действовать. Ценностными основаниями такого сознания выступают свобода, приоритет жизни в ее  многообразии, достоинство личности, самодисциплина, долг перед самим собой, творчество, терпимость, конструктивность и т. д. Огромное значение формированию ценностных оснований отводится двум важнейшим составляющим высшего образования ¾ обучению и воспитанию.

Свободное самоопределение предполагает осознанный выбор между добром и злом, общественным благом и эгоистическими устремлениями, достоинством и раболепием, насилием     и терпимостью, созиданием и разрушением, смыслом и бессмыслицей. Помочь в этом сознательном выборе будущему молодому специалисту должна продуманная гуманитаризация образования. Следует, конечно, иметь в виду, что гуманитаризация отнюдь не сводится только лишь к задаче расширения информационного содержания гуманитарных дисциплин по сравнению с профессиональным блоком, но в принципе должна отвечать более высоким целям: приобщению молодых людей к гуманистическим ценностям.

Выбор аксиологических приоритетов является выбором объектов потребностей личности, которые должны войти в его сознание и душу, стать внутренним «я» в процессе интериоризации. В условиях высшей школы осуществление духовно-нравственного воспитания возможно на основе интериоризации гуманистических ценностей содержания образования.

Содержание духовно-нравственного воспитания является отражением важнейших измерений бытия человека, его отношений и деятельности в социуме, культуре, природе. Содержание процесса духовно-нравственного воспитания в условиях высшей школы должно быть заложено в содержании образования. Помимо знаний и способов деятельности, оно включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Целостность картины мира и определение места человека      в нем достигается комплексом базового и дополнительного образования на основе единства целей и ценностей. Открытость процесса духовно-нравственного воспитания обеспечивает гармоническое сочетание обязательного и дополнительного компонентов при опоре на учебные предметы гуманитарно-культурологического профиля.

При воспитании курсантов Волгоградской академии МВД России большое значение отводится профессиональной этике. Именно этот предмет имеет большое теоретическое и практическое значение при подготовке будущих сотрудников ОВД. Один из самых значительных разделов профессиональной этики посвящен аксиологическому компоненту. В нем выделены ценности, на которые должны ориентироваться курсанты, ¾ это верность Родине, присяге и избранной профессии, нравственная цельность (единство слова и дела, убеждений и поступков), соблюдение чести и чувства достоинства, неподкупность и взаимовыручка. Для того чтобы эти ценности стали жизненными ориентирами будущих сотрудников правоохранительных органов, необходимо, чтобы Волгоградская академия МВД стала не просто «кузницей кадров», а центром культуры, источником гуманистических знаний и нравственного воспитания. В настоящий момент существует острая необходимость организации глубокого и всестороннего взаимодействия культуры и образования, иными словами, переориентации образования с модели научной на культурную.

Культурно-творческая миссия вуза выдвигается на первый план и предполагает создание условий для свободного и творческого развития личности каждого курсанта. Образ мышления, восприятие действительности и сам психологический тип современного человека таков, что творческий элемент становится необходимым условием его практической деятельности. Культурный уровень значительной, если не подавляющей, части студентов российских вузов требует «пропитывания» студентов культурой, вовлечение их в культурный процесс, и прежде всего пробуждение у них потребности в культурных ценностям. А это, по нашему мнению, достигается при условии существования определенной культурной обстановки в вузе ¾ гуманитарной среды.

До сегодняшнего дня главной задачей высшей школы является «формирование кадров»,  а надо, чтобы целью ее было воспитание интеллигентных людей. При получении высшего образования необходимо построить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы подготовить человека интеллигентного, а не просто знающего основы науки.

Изменились и требования, предъявляемые      к сотрудникам правоохранительных органов, причем не только в нашей стране, но и в других наиболее цивилизованных странах. Расширяющаяся демократия, соединенная с растущим всевластием рыночных от­ношений, постепенно превращает полицию в своеобразную службу сервиса, где результативность служебной деятельности начинает определяться экономическими категориями, и в первую очередь соотношением «цена — эффект». И если прежде главным достоинством сотрудника считалось четкое и точное исполнение приказов вышестоящего руководства, то в настоящее время делается упор на наибольшую эффективность, на результат служебной деятельности, на получение наивысшего качества при наименьших затратах. Следствием этого подхода является вытеснение «исправного служаки» специалистом       с развитыми творческими способностями, умеющим в необходимых случаях ломать устаревшие служебные стереотипы, способным к деловой, целесообразной самоорганизации своего труда. Поэтому совершенно не случайно такие прежде сравнительно «малозначительные» качества, как культура и нравственная воспитанность, т. е. умение самостоятельно решать служебные задачи и способность «брать на себя», вышли на одно из первых мест и получили статус «важнейших профессиональных качеств» сотрудника правоохра­нительных органов.

Изменение концепции высшего образования в индустриальную эпоху привело к трансформации роли человека в мире. Система высшего образования свелась к обеспечению специалистами различных сторон деятельности, так или иначе укладывающейся в рамки цивилизационной глобализации. На рубеже XXI в. происходят значительные трансформации общественного сознания по вопросам сущности и предназначения человека, позволяющие говорить о формировании новой культурно-антропологической парадигмы homo universalis, основанной на свободе духа и творчестве.

Следовательно, задача высшего образования остается по-прежнему неизменной: не просто формировать удачного деятеля на рынке труда, но и воспитывать социально-ответственную личность, цели и задачи которой могут быть осмысленно встроены в механизм функционирования современного общества.

Образование определяет будущее страны, потому что будущее ¾ это, прежде всего, высокие технологии, это новейшие достижения фундаментальных наук, это новые открытия в микромире, в макромире, в космосе, в природе живой материи. Эти открытия, технологии могут сделать только специалисты с фундаментальными знаниями, подготовленные в современных научных школах, в инновационной среде, получившие не только высокую квалификацию, но и соответствующее воспитание.

 

© Р. А. Кобылкин, 2009

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (27.12.2012)
Просмотров: 829 | Теги: духовно-нравственное воспитание, нравственность, профессиональная этика, гуманизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь