Понедельник, 18.11.2019, 22:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАНОВОЧНЫХ ФЛЕШМОБОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

А.М.Козлова

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТАНОВОЧНЫХ ФЛЕШМОБОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Городские улицы в современных условиях являются привлекательным пространством для молодёжи в качестве места проведения досуга. Флешмобы на городских улицах - практически не изученная форма спонтанного, т. е. самоорганизованного досуга молодёжи. Однако сегодня также появились организованные, постановочные их формы. В последнее время в городе Барнаул часто организуются флешмобы с целями рекламы либо коммерческого продвижения. Более того, они организуются людьми-непрофессионалами, отсюда страдает качество их проведения. Подобные акции являются не досугом, а в лучшем случае дополнительным заработком молодёжи. Таким образом, изучение новой досуговой формы молодёжи «флешмоб» - актуальная проблема для города. Проведённые исследования смогут помочь организовывать флешмобы именно такими, какими они задумывались: красочными, увлекательными, необычными, чтобы организовывая их или принимая участие в них молодёжь, в свою очередь, повышала качество своего досуга и могла самореализовываться.

Флешмоб - это явление характерное для городской толпы, возникшее в эпоху информационного общества, где с помощью электронных устройств и сети Интернет желающие участвовать во флешмобе могут о нём узнать, собраться в назначенном месте, произвести определённые по сценарию действия и быстро разойтись [1, 2]. Постановочный флешмоб, который в последнее время пользуется большой популярностью, обычно оформляется как проект. Возникает вопрос: каким образом необходимо использовать проектный подход, чтобы квалифицированно организовывать постановочные флешмобы? Такова проблема моего исследования.

Перейдём к созданию проекта постановочного флешмоба. Прежде всего следует дать социокультурную характеристику города Барнаул, где планируется реализация проекта. Барнаул является крупным сибирским городом, столицей Алтайского края, население которого составляет 696,7 тысяч человек (по состоянию на 01.01.2018). Барнаул 21-й по численности населения город в России, занимает 4 место по численности населения среди городов Западной Сибири [3]. В исследовании О. В. Ромах «Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодёжи» по отношению к столичным городам Барнаул относится к сибирской провинции [4].

Город имеет свою историю: датой основания Барнаула историки считают 1730 год. В городской застройке выделяется исторический центр, где некоторые здания были построены ещё в XIX веке, есть здания, построенные после Великой Отечественной войны в стиле «сталинского ампира». В архитектуре города также явно наблюдаются здания, площади, скверы современной застройки и планировки - это тор- гово-развлекательные центры, кинокомплексы, деловые офисы. В административно-территориальном плане город поделён на пять районов: Железнодорожный, Ленинский, Октябрьский, Индустриальный,

Центральный. В новых микрорайонах города строительство и благоустройство ведётся таким образом, что не возникает ощущения скученности и тесноты, молодёжи есть где проявить себя в публичных акциях на площадях, в парках, скверах как в центральной части города, так и в «спальных районах».

Средний возраст жителей города составляет 38,9 лет. В Барнауле проживает значительное количество молодёжи в возрасте от 14 до 30 лет (188,5 тысяч человек). Молодёжь старшего возраста (51,7 тысяч человек) обучается в 8 государственных и негосударственных вузах, а также в филиалах и представительствах вузов из других городов страны. Специалистов со средним специальным образованием готовят 14 образовательных организаций профессионального образования. В 83 муниципальных общеобразовательных организациях обучается 73,8 тысяч учащихся, среди которых старшеклассники составляют по возрасту нижнюю границу возрастного диапазона молодёжи [3].

Культурные инициативы, досуговые практики молодёжи провинциального города копируют некоторые тенденции развития культуры и досуга молодёжи российских мегаполисов. В частности, это разнообразные субкультуры и социокультурные движения молодёжи, хобби и некоторые виды досуговых практик. Такие данные были выявлены в 2015 году социологами Алтайского государственного института культуры, которые проводили исследование в рамках реализации муниципального грантово- го проекта «Тенденции духовно-нравственного развития современной молодёжи».

Как показал социологический опрос молодёжи г. Барнаул, проведённый автором работы в 2018 году, флешмоб как форма досуга привлекателен для большинства. Всего было опрошено 62 человека (39 старшеклассников, 13 студентов, 10 человек работающей молодёжи в возрасте до 30 лет). По результатам опроса, знакомство респондентов с новой формой досуга городской молодёжи составило 98,4 %, т. е. практически максимум опрошенной молодёжи знаком с подобного рода акциями, что позволяет сделать вывод о популярности флешмобов в городской среде.

Самым действенным источником информации о флешмобах стало само проведение акций, т. е. самая большая часть респондентов (48,4 %) о новой форме досуга узнала, непосредственно участвуя в подобного рода акциях, также большая часть респондентов (40,3 %) о данном явлении узнала случайно, присутствуя на месте проведения акции. Популярным источником информации остаётся Интернет: 43,5 % опрошенных узнали о флешмобах через Всемирную сеть. По результатам опроса информация о флешмобах в молодёжной среде меньше всего передаётся знакомыми в устной форме - 8 %.

Большинство опрошенных относится к этой новой форме городской молодёжной культуры и досуга положительно - 79 %. Все остальные респонденты (21 %) не интересуются подобным видом проведения досуга и способом самовыражения, т. е. относятся безразлично. Данная часть опрошенных полностью относится к категории старшеклассников 16-17 лет, что позволяет сделать вывод о возможности существования других более популярных форм досуга и способов самовыражения среди учащихся школ.

Достаточно большой процент зафиксирован по вопросу о желании участвовать в подобного рода мероприятиях. Нужно отметить, что участие во флешмобе привлекательно большей части опрошенной молодёжи - 91,9 %. Из желающих быть участниками флешмобов отмечены как те, кто хотел бы участвовать в самоорганизованном молодёжью, т. е. стихийном флешмобе (53,2 %), так и те, кто не против участвовать в организованном специалистами мероприятии (43,5 %). Среди респондентов существуют и те, кто одинаково готов участвовать как в самоорганизованных, так и организованных специалистами флешмобах. Эта категория опрошенных относится к студентам. Среди сторонников организованных специалистами флешмобов (43,5 %) отмечены желающие обучиться организации специально спланированной акции, т. е. стать специалистом, организующим флешмобы (38,7 % из всех опрошенных). Из желающих обучиться организации флешмобов все выбрали формой обучения бесплатный мастер-класс (38,7 %), и всего три человека также готовы обучаться самостоятельно через Интернет (4,8 %). Обучение в ходе платного мастер-класса не выбрал никто.

Нежелание участвовать во флешмобах зафиксировано у 8,1 %, и большинство из них относится к категории старшеклассников, что ещё раз подтверждает вероятность существования других популярных форм проведения досуга и способов самовыражения среди молодёжи этого возраста.

Подводя итоги опроса, можно отметить, что представители молодёжи города Барнаул положительно относятся к флешмобам и хотят самостоятельно их организовывать.

По мнению автора данного исследования, наиболее результативным при организации постановочного флешмоба может являться проектный подход, т. е. разработка проекта постановки данного мероприятия. Проектные технологии в социально-культурной деятельности выделены в отдельную разновидность социально-культурных технологий Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильниковым [5], теория и методология социально- культурного проектирования изложена в монографии Г. В. Олениной [6] и т. д.

Эти исследователи выделяют масштабные проекты, включающие в свою структуру несколько планируемых мероприятий, и проекты одной акции. В данном случае мы будем разрабатывать проект одной акции, с учётом, что социально-культурный проект постановочного флешмоба - это мероприятие «по целенаправленному изменению проблемной ситуации в течение короткого периода времени на основе ресурсного обеспечения (план проведения; смета, если это необходимо), с конкретными результатами, качество которых можно диагностировать». Исходное определение понятия «социально-культурный проект» разработано Г. В. Олениной [6, с. 122]. Ею также предложена классификация видов социально-культурных проектов [6, с. 123], на основе которой наш проект относится к культуротворческим проектам.

Опираясь на определение социально-культурного проекта, можно выделить в его структуре следующие элементы: 1) проблема; 2) цель; 3) идея - она нужна для культуротворческого проекта; 4) целевая группа и партнеры проекта; 5) субъект(-ы) - это тот (те), кто организует проект; 6) место и время проведения проекта; 7) ресурсы: а) план (сценарий) акции; б) смета (если она необходима); 8) результаты проекта, их диагностика и возможные риски (трудности) реализации проекта.

В ходе проведения исследования автором данной работы разработан пример проекта постановочного флешмоба. Предполагаемую акцию можно провести с молодёжью от школьного до студенческого возраста накануне Дня Победы или в день самого праздника в любом городе. Авторский пробный проект организации постановочного флешмоба включает следующие компоненты:

Проблема флешмоба: как эстетически и эмоционально оживить предпраздничную атмосферу в городе Барнаул накануне Дня Победы? Как сделать это для пассажиров общественного транспорта?

Наблюдение показывает, что молодые пассажиры и люди среднего возраста во время поездки в транспорте заняты своими телефонами, а пожилые молча смотрят в окно, в редких случаях заняты короткими телефонными переговорами.

Тема флешмоба - вспомним песню военных лет.

Идея мероприятия: смотрите на нас и пойте вместе с нами песню военных лет; почему бы не сделать это в автобусе, троллейбусе, трамвае?

Цель: удивить пассажиров действиями участников флешмоба, пригласить их к совместному исполнению одной из песен военных лет.

Целевая аудитория: пассажиры любого вида городского общественного транспорта.

Место проведения: конкретный автобус и т. д., выбранный моберами случайно.

Время проведения: его надо продумать особо, чтобы это не был «час пик», а если это 9 мая, моберы не должны мешать прохождению «Бессмертного полка».

Субъекты и партнёры проекта. Субъекты: 1) организатор постановочного флешмоба, который найдёт возможность собрать группу мобе- ров и заручиться поддержкой партнёров, т. е. тех учреждений образования или культуры, которые посещают участники планируемого арт-моба; 2) группа моберов, умеющих петь и имитировать музыкальные инструменты, сопровождающие песню. Это 10-15 человек (учащиеся школы искусств по классу хора, исполнители направления «битбокс» (искусство имитирования звуков музыкальных инструментов, используя только рот, губы, язык и голос) для усиления эффекта; возраст от 18 лет и старше).

Ресурсы проекта: 1) план (ход мероприятия); 2) смета (при необходимости).

В качестве плана проекта мы предлагаем его сценарий: моберы собираются к определённому времени на определённой автобусной остановке (об этом необходимо договориться во время репетиций заранее). Заходят в первый подъехавший автобус, равномерно распределяются по салону. Все делают вид, что друг друга не знают. «Маяк» неожиданно начинает петь любую известную песню военного времени (например, «Катюшу»), которая заранее будет отрепетирована и разложена по голосам. После сигнала «маяка» остальные моберы подключаются к исполнению песни (как репетировали). В автобусе создаётся атмосфера праздника, случайные присутствующие наслаждаются красивым исполнением, настроение поднимается, в воображении каждого «проносятся» картины военных лет. Через одну-две остановки участники акции неожиданно прерывают песню и выходят из транспорта, оставляя после себя немного недоумевающую публику.

Смета проекта будет ясна, когда проект начнёт реализовываться.

Предполагаемые результаты: 1) внешний - пассажиры удивились, оживились, некоторые начали подпевать; 2) внутренний - моберы учатся противостоять общественным стереотипам, производят положительное впечатление на окружающих, получают удовольствие от действия.

Особенности акции (действительно ли это флешмоб, причём постановочный): предложенный флешмоб относится к виду постановочных, организованных профессионалом, конкретнее, к виду art-mob, так как акция имеет некую художественную ценность и, как следствие, сложность в реализации. Как правило, такие флешмобы выполняются небольшим количеством участников (запланировано не более 15 моберов). Акция нацелена на создание эстетического восприятия песен военных лет, предполагает репетиции, имеет команду, состоящую из сценариста и педагогов по вокалу. Безусловно, данная акция, относится к форме «флешмоб», потому как все основные правила во время её проведения имеют силу (соблюдается небольшая длительность во времени; создаётся ощущение «незнакомства» участников; вызывает у присутствующих недоумение; бесплатна и безопасна для окружающих и т. д.).

Следует отметить предполагаемые трудности (риски) акции: реальная организация происходит не через Интернет и социальные сети; организатору необходимо обратиться в школу искусств, получить одобрение от руководства и педагогов, получить помощь педагогов (на репетициях); найти исполнителей направления «битбокс», заинтересовать их, провести совместную репетицию (общая репетиция с хором).

Таким образом, предполагаемый проект постановочного флешмоба сохраняет все особенности флешмоба спонтанного и может быть проведён с эффективным результатом, так как технологично продумана его организация как культуротворческого проекта.

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: в процессе организации постановочного флешмоба его субъекту следует опираться на проектный подход, системно определяющий «пошаговые действия» постановщика флешмоба, координировать цель и результаты акции, детально продумывать ход и риски (трудности) проектируемой акции; проект акции также позволяет не упускать специфику флешмобов как акций коротких по времени, вызывающих у горожан удивление эффектом своей неожиданности, сохранением ощущения, что моберы не знакомы друг с другом, хотя их действия на самом деле были заранее отрепетированы.

Список литературы

1. Разумова М. Флешмоб, что такое эффект «мгновенной толпы»?, 2013. URL: http://fb.ru/article/101028/flesh-mob-chto-takoe-effekt-mgnoven- noy-tolpyi (19.03.2018)
2. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Rein/_(19.03.2018).
3. Основные итоги работы администрации города Барнаула за 2017 год URL: http://barnaul.org/strategy/devindicator/ (05.02.2019).
4. Ромах О. В. Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодёжи : дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01. Москва, 1997. 380 с.
5. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность. Москва, 2004. 539 с.
6. Оленина Г. В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодёжи: история, теория, методология, практика. Барнаул, 2012. 311 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (25.10.2019)
Просмотров: 14 | Теги: Флешмоб | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь