Среда, 22.08.2018, 09:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ЭТАПЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИ

А.В.Калинин, Н.В.Власова

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ЭТАПЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

АННОТАЦИЯ. В статье изложено обоснование педагогического проектирования как формы, и способа оценивания степени сфоржированности профессиональных компетенций выпускников на междисциплинарном государственном экзамене.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: результат образования, компетенции, компетентность, педагогический проект, методическая система.

 

Реализация компетентностной модели образования предполагает необходимость перестройки не только содержания и технологий обучения, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов, но и разработку средств и процедур оценки этих результатов на всех этапах контроля успеваемости - текущем, промежуточном и итоговом.

Цель данной статьи поделиться некоторым опытом разработки и использования контрольно- оценочных средств на государственном экзамене.

При разработке компетентностно-ориетированных оценочных средств мы исходили из установки, что содержание и форма экзамена должны учитывать особенности подготовки выпускников- бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство». Эти особенности характеризуются синтезом художественного, профессионально-педагогического и методического творчества. Поэтому внимание на экзамене должно уделяться не только оценке умения студентов устанавливать связь теоретических знаний с педагогической практикой, но и выявлению их творческого потенциала.

Опыт показывает, что в традиционной вопросно-ответной форме проведения экзамена достаточно эффективно решаются проблемы диагностики и оценки теоретико-методологических знаний, приобретенных студентами за годы обучения в вузе. Однако в современных условиях этого оказывается не достаточно для профессиональной характеристики выпускника вуза. Остается невыясненным вопрос о готовности и способности студента применять знания в процессе решения общепрофессиональных и специальных задач в современных образовательных учреждениях. По убеждению авторов современного учебника по педагогике, формирование знаний не является самоцелью профессиональной подготовки студента, «знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему, остаются никому не нужным достоянием» [1]. Устранение этого противоречия, по мнению многих специалистов в области высшего профессионального образования, возможно в рамках компетентностного подхода.

Анализ литературы, посвященной компетентностной проблематике, позволил сформулировать ряд выводов:

- под компетенцией мы понимаем круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность в определенной области - это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обосновывать и эффективно действовать в рамках данной области [2];

- в отличие от традиционных характеристик профессионализма компетентность не является суммой знаний, умений и навыков, так как включает в себя еще и мотивационную, социальную и поведенческую составляющие. Она характеризует интегрированные качества выпускников вуза, т.е. результат обучения;

- компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью художественного образования (знания, умения, опыт художественотворческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений).

Такое понимание сущности компетентностного подхода и профессиональной характеристики выпускника стало отправной точкой в поиске соответствущих формы и содержания междисциплинарного экзамена.

Мы пришли к выводу, что применительно к итоговому государственному экзамену оптимальной формой определения теоретической готовности выпускника является педагогическое проектирование. Суть его состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности учащихся и педагогов и прогнозировать ее результат. В проективном обучении обучающийся не только усваивает готовые представления и понятия, но и сам добывает информацию и с ее помощью строит свой проект (замысел решения проблемы, имеющей для обучающегося профессионально и личностно важное значение). Таким образом, в процессе проектирования осуществляется переход от передачи «абсолютных истин» к ценностям и способам добывания студентом личностных знаний, выражающихся в создании собственного образа мира и реализации жизненного проекта. Стремление найти лучшее, свое решение определяет основную мотивацию обучения.

Далее нам необходимо было ответить на вопрос: проектирование какого объекта в большей степени соответствует цели экзамена?

На наш взгляд, таким объектом является методическая система обучения. Основываясь на результатах исследований ряда ученых [3; 4], можно заключить, что под методической системой в педагогике следует понимать совокупность взаимосвязанных компонентов, необходимых для проектирования целенаправленного, продуктивного и строго определенного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами и на реализацию учебно-воспитательного процесса. В качестве таких компонентов рассматриваются: цели, содержание, методы, формы обучения, средства обучения, ожидаемые результаты бучения, критерии оценивания результатов обучения.

Деятельность по проектированию методической системы предполагает наличие у выпускника обобщенного умения педагогически мыслить, которое в свою очередь проявляется в основных видах учебно- профессиональной деятельности (проектировочной, конструктивной, организаторской, коммуникативной, гностической, ценностно-смысловой, художественно-творческой) и совершается как ряд последовательно идущих друг за другом действий, приближая разработку проекта от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.

Пошаговая логика педагогического проектирования, по нашему мнению, может быть прописана в программе междисциплинарного государственного экзамена следующим образом:

1. Выбор темы проекта.

Тему проекта выпускники выбирают за 3 месяца до итогового государственного экзамена в присутствии членов ГЭК (по типу экзаменационных билетов). Методическая тема, как правило, базируется на каком-либо виде художественной деятельности школьников: рисовании с натуры, тематическом или декоративном рисовании, беседах об искусстве и др. Общим началом в формулировании тем проектов является выраженная педагогическая направленность. Приведем в качестве примера формулировки отдельных тем проектов: «Музейная среда как средство приобщения учащихся к художественным ценностям региональной культуры»; «Воспитание национального самосознания учащихся в процессе изучения народного декоративно-прикладного искусства»; «Развитие экологической культуры младших школьников средствами изобразительного искусства» и др.

Каждая из тем ориентирована на поиск эффективных решений конкретных педагогических задач средствами изобразительного искусства. В этом случае учебный процесс осмысливается как некая системная целостность, а каждый урок становится необходимым звеном единой цели обучения и воспитания.

2. Обоснование актуальности темы.

Приведите доводы и аргументы, свидетельствующие в пользу научной и прикладной значимости темы.

3. Изучение теории вопроса.

На основе теоретического анализа психолого- педагогической, философской, искусствоведческой литературы и передового педагогического опыта определите:

- сущность ключевых понятий, отражающих содержание темы;

- ведущие положения педагогики, психологии, искусствознания, эстетики, на которые опирался автор проекта при его разработке;

- «болевые точки» (противоречия), существующие в теории и практике современного школьного/дополнительного образования и возможные подходы к их устранению (применительно к рассматриваемой теме).

4. Цель проекта.

Сформулируйте цель проекта в виде представления о том, каким в конечном итоге должен стать объект проектирования. Цель должна быть достижима в рамках предусмотренного периода времени.

5. Моделирование путей реализации замысла (гипотеза).

Сформулируйте совокупность предположений, из которых вытекает определенный проект методической системы.

6. Задачи проекта.

Определите ряд частных задач, которые в своей совокупности дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

7. Основные целевые группы, на которые направлен проект.

Опишите возрастные особенности целевых групп, с которыми педагог будет работать в рамках проекта.

8. Ожидаемые результаты.

Опишите прогнозируемые результаты обучения в виде знаний, умений, отношений, качеств, способностей учащихся, сформированных (развитых) в условиях спроектированной методической системы.

9. Проектирование основных компонентов методической системы.

Спроектируйте содержание, методы, формы, средства обучения, критерии оценивания результатов и докажите обоснованность их выбора для достижения выделенной цели.

10. Анализ программ по изобразительному искусству.

Проанализируйте программы B.C. Кузина и Б.М. Неменского (в соответствии с интересующей вас возрастной группой) и выделите уроки, темы которых соотносятся с темой проекта.

Продемонстрируйте, как в рамках той или иной темы урока возможно решение целевых задач.

11. Конструирование плана-конспекта урока (план-конспект не включается в содержание презентации, а предоставляется на экзамен в письменном виде).

Разработайте план-конспект урока, соотносящийся с темой проекта. Обоснуйте необходимость и целесообразность всех элементов урока.

12. Перспективность и практическая значимость работы.

Опишите возможность использования разработанной методики в других образовательных учреждениях.

13. Оценка достигнутых результатов (самоанализ).

Укажите, в какой мере удалось приблизиться к цели и решить поставленные задачи. Какие стороны проекта нуждаются в доработке?

При определении оптимальной совокупности (системы) компетенций, подлежащих оцениванию, мы исходили из понимания взаимосвязи компетенций и структуры педагогической деятельности. Ниже представлена таблица 1, в которой эта взаимосвязь отражена. Таблица составлена с учетом опыта конструирования профессиональных компетенций заключенного в работах И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Е.А. Климова, В.А. Крутецкого, А.В. Духавневой (таблица 1) [5; 6].

Таблица 1
Взаимосвязь компетенций и структуры педагогической деятельности должен продемонстрировать

В заключение отметим, что в результате внедрения компетентностно-ориентированного государственного экзамена выпускники наглядно демонстрируют компетентность в различных областях педагогической деятельности - проектировочной, конструктивной, организаторской, коммуникативной, гностической, ценностно-смысловой, художественной.

Основное отличие новой формы аттестации от действовавшей ранее заключается в том, что она базируется на компетентностном подходе, более технологична и позволяет с большой степенью объективности делать заключение о соответствии профессиональной характеристики выпускника государственному образовательному стандарту.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин [и др.]. - 4-е изд. - М. : Школьная Пресса, 2002. - С. 43.
2. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога / Н.М. Борытко // Эйдос : интернет-журнал. - 2009. - 30 сентября. - (http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm).

3. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / под ред. М.В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - С. 151.
4. Смыковская Т.К. Методическая система дистанционного обучения предмету: структура, функции и характеристика компонентов / Т.К. Смыковская // Интернет-журнал СахГУ. Наука, образование, общество. — (http://journal.sakhgu.ru/).
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
6. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А.К. Маркова // Педагогика

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (267), 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (03.06.2017)
Просмотров: 186 | Теги: Компетенция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь