Четверг, 23.11.2017, 10:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Т.Е.Коваль, Н.Т.Новикова
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАЕКТОРИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Рассмотрена технология проектирования траекторий оздоровительных программ с использованием комбинированного подхода, включающего в себя сочетание скандинавской ходьбы и элементов скалолазания. Представлены результаты экспериментальной работы по проектированию оздоровительных траекторий.

Ключевые слова: оздоровительная программа, мотивация студентов, оздоровительные траектории, адаптационные свойства организма, скандинавская ходьба, скалолазание.

 
Актуальность темы исследования. Одной из приоритетных задач физического воспитания студенческой молодёжи является широкое вовлечение её в систематические занятия физической культурой и спортом с учётом состояния здоровья, функциональной, физической и двигательной готовности [2; 6].

В настоящее время среди существующего многообразия оздоровительной деятельности в студенческой среде можно выделить следующие виды физкультурно-оздоровительных форм её реализации: спортивные комплексы, тренажёрные залы, спортивные площадки, бассейны, фитнес-центры, скалодромы, работающие как на коммерческой основе, так и предоставляющие свои услуги бесплатно. Продвижение оздоровительных технологий в учебных заведениях в настоящее время осложняется весьма жёсткой конкурентной средой, сформированной оздоровительными и фитнес-организациями, функционирующими вне образовательной сферы деятельности.

В ходе решения задачи проектирования и формирования авторских оздоровительных программ для студентов, а также задачи формирования оздоровительных траекторий нами были проанализированы статистические данные опроса по определению спроса у обучающихся студентов на различные виды спорта, предлагаемые в ведущих университетах Санкт-Петербурга. Результаты анализа показали, что большую часть студентов привлекают те виды спорта, которыми они занимались ранее. Также интерес вызывают виды, которые отвечают современным тенденциям моды или популярны в силу своей зрелищности и привлекательности в социуме, или те виды, которые отличаются простотой и доступностью. Одним из таких видов является скалолазание. Из-за своей экстремальности и неординарности этот вид становится заманчивым и, как следствие, наиболее востребованным [5].

Анализ заявок, поданных первокурсниками при выборе направления физической активности на общеуниверситетскую кафедру физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) в 2016 учебном году, показал, что величина спроса на занятия скалолазанием превышает возможность в обеспечении этих заявок почти в 3 раза.

В то же время интерес у студентов вызвала новая оздоровительная авторская программа по скандинавской ходьбе. Однако практика показала, что недостатком программы является монотонность, присущая длительной ходьбе, а применение на занятиях скандинавской ходьбой разнообразных форм игровых и соревновательных моментов могло бы значительно повысить интерес и привлекательность авторской разработки [3].

Экспериментальная работа, проведённая среди студентов СПбГУ в 2014/15 учебном году, выявила, что в занятиях скалолазанием студентов в первую очередь привлекает экстремальность этого вида спорта, коллективизм, природный фактор, спортивная направленность [4]. Поэтому в 2015/16 учебном году преподаватели физической культуры пошли на смелый эксперимент — разработку новых оздоровительных траекторий, включающих в себя элементы как скандинавской ходьбы, так и скалолазания.

Цель исследования. Создать и проверить эффективность физкультурно-спортивных траекторий в рамках оздоровительной программы, сочетающих в себе упражнения, направленные на повышение функциональных свойств организма путём объединения в занятиях элементов скалолазания и скандинавской ходьбы.

Методы исследования. В процессе проведения эксперимента использовались методы педагогического наблюдения, педагогического эксперимента, анкетирования и статистической обработки данных.

Проектирование траекторий каждого занятия отличалось тем, что включало в себя два основных блока. Первый блок, продолжительностью 45 мин, с аэробным характером нагрузки, составляли занятия по скандинавской ходьбе с палками; второй блок занятия, продолжительностью 30 мин, проводился на стенде для скалолазания.

В эксперименте принимали участие контрольная и экспериментальная группы численностью по 12 чел. в каждой. Эксперимент проводился во время, отведённое для занятий лайт-спортом, что позволило в рамках утверждённой учебной программы реализовать идею эксперимента.

Гипотеза эксперимента заключалась в следующем: при использовании разработанных траекторий сочетания скандинавской ходьбы и элементов скалолазания можно повысить эффективность и конкурентность оздоровительных программ за счёт рациональной организации занятия, снижения монотонности, активного включения психофизиологических механизмов положительных эмоций, путём повышения мотивации и активного вовлечения студентов в выполнение заданий.
При проектировании занятий оздоровительной программы авторы стремились к повышению личной заинтересованности каждого участника программы в выполнении упражнений путём комбинирования различных видов физической активности, снижения однообразности занятий.

Выполнение работы проводилось с нагрузкой постоянной средней мощности (колебания ЧСС от 120 до 160 уд./мин).
Место проведения первого блока — спортивный стадион с натуральным покрытием. Спортивное снаряжение — палки для скандинавской ходьбы с оптимальной длиной для занятия оздоровительной ходьбой (рост • 0,68). Скорость передвижения 7-7,5 км/ч. В начале занятия проводилась общая разминка на все группы мышц.

Место проведения второго блока занятия — скалодром СПбГУ. Характеристика тренировочных маршрутов, специально подготовленных для оздоровительной программы, отличалась следующими параметрами.

Все маршруты располагались на вертикальной стенке высотой 6 м с положительным уровнем наклона, не превышающем 90 градусов. Лазание осуществлялось с верхней страховкой. Характеристика маршрутов — это 5-я категория трудности согласно французской системе классификации маршрутов. Характеристика хватов — активные, горизонтальные и вертикальные полочки для двух фаланг пальцев и всей кисти рук. Расстояние между зацепами 30-35 см. Сложность маршрутов определялась отсутствием высоких требований к технической подготовленности лазающего. Предлагаемый темп лазания — умеренный. Нагрузка постоянной средней мощности (ЧСС 120-160 уд./мин).

Длительность проведения эксперимента — девять месяцев.

В процессе занятий был организован постоянный педагогический контроль, направленный на измерение ЧСС и сбора информации по субъективной оценке самочувствия каждого испытуемого. Опрос проводился по методике Б. Дж. Кретти [1].

После завершения эксперимента все полученные данные были обработаны и проанализированы.

Результаты исследования. В результате проведённой работы были получены следующие данные.

1. Средняя величина соотношения количества студентов, пропустивших занятия по программе в течение девяти месяцев, к общему количеству списочного состава студентов в контрольной группе составила 18 %, а в экспериментальной группе 5 %. Это доказывает явный рост заинтересованности студентов экспериментальной группы в посещении занятий по программе.

2. Изменилось соотношение выбора студентами площадок для оздоровительных занятий. Так, 76 % учащихся из контрольной группы и 96 % учащихся из экспериментальной группы предпочли занятия по оздоровительной комбинированной программе в СПбГУ другим спортивным центрам, предлагающим оздоровительные занятия (посещение фитнес-центров, коммерческих оздоровительных комплексов и т. д.). Это подтверждает гипотезу о повышении привлекательности оздоровительной программы и её конкурентоспособности среди других предлагаемых видов программ.

3. Для получения результатов эмоциональной оценки влияния оздоровительной программы были обработаны специально подготовленные анкеты, где давалась субъективная оценка положительных эмоций (по пятибалльной шкале), полученных в процессе занятий по оздоровительным траекториям на площадках СПбГУ Максимальный средний балл удовлетворённости был получен у 82 % студентов контрольной группы и 91 % — экспериментальной группы.

4. При определении состояния усталости и утомления от монотонности занятия были получены следующие результаты: в экспериментальной группе только 5 % студентов в процессе всей исследовательской работы испытывали утомление от монотонности, в контрольной группе — 12 %.

Полученные результаты показывают, что сформулированная гипотеза была подтверждена.

Более того, 91,5 % участников экспериментальной группы выразили своё желание продолжить участие в эксперименте и в дальнейшем заниматься по разработанным оздоровительным траекториям.

Заключение. Следует отметить, что опыт составления траекторий в оздоровительных программах с использованием сочетания занятий скандинавской ходьбой и элементами скалолазания однозначно выявил преимущество такого подхода, а также целесообразность проведения дополнительных исследований с определением оздоровительного эффекта.

Список литературы

1. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти. — М. : ФиС, 1978. — 224 с.
2. Иванов, В. Д. Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов высших учебных образовательных учреждений / В. Д. Иванов, А. Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2015. — С. 31-34.
3. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2011. — 352 с.
4. Коваль, Т. Е. Информационно-коммуникационные технологии как важная составляющая инновационного подхода в организации занятий физической культурой и спортом / Т. Е. Коваль, Н. Т. Новикова, И. Б. Черкасова // Физическая культура и спорт в системе высшего образования : материалы науч.- практ. конф. — М. : Перо, 2012. — 429 с.
5. Пиратинский, А. Е. Вертикаль успеха / А. Е. Пиратинский, С. Н. Гущин. — Екатеринбург, 2010. — 198 с.
6. Ярушин, С. А. Здоровьеобеспечивающая компетенция в структуре профессиональной компетентности студентов вузов / С. А. Ярушин // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — Челябинск, 2014. — С. 260-266.

Для цитирования: Коваль, Т. Е. Проектирование траекторий оздоровительных программ в учебном процессе высшего учебного заведения / Т. Е. Коваль, Н. Т. Новикова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 10-13.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (09.09.2017)
Просмотров: 24 | Теги: оздоровительная программа, скандинавская ходьба, скалолазание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь