Воскресенье, 04.12.2016, 00:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТА С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ РЕСУРСАМИ

Т.Ф.Лебедева, Н.А.Ткаченко

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТА С ИНФОРМАЦИОННЫМИ ЭЛЕКТРОННЫМИ РЕСУРСАМИ

Высшие учебные заведения создают, поддерживают и предоставляют студентам в процессе обучения множество информационных ресурсов, в том числе в электронном виде. В статье приведено структурированное описание электронных информационных ресурсов, их связь с этапами учебной деятельности и проблемы взаимодействия студентов при работе со свободными информационными интернет-ресурсами.

Ключевые слова: информационное общество, информационные электронные ресурсы, Интернет, поиск информации, электронные библиотеки.

 

В октябре 2010 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)». В одном из разделов этого документа констатируется, что «ещё одним фактором, препятствующим ускоренному развитию в России информационного общества, является недостаточный уровень распространения в обществе базовых навыков использования информационных технологий» [1].

Важным критерием, характеризующим гражданина информационного общества, считается умение пользоваться электронными услугами в любой сфере деятельности: государственной, банковской, образовательной и т.д. Современное молодое поколение (возраст 15-25 лет) характеризуется глубокой вовлечённостью в технологии интернет-коммуникаций. Для этого поколения более естественно обратиться к интернет-ресурсам при помощи мобильных устройств, чем использовать для поиска ответа печатные издания. Поэтому студенты, как представители молодого поколения, не считают возможным удовлетворять информационные потребности, возникающие в процессе обучения в вузе, только с помощью ресурсов, рекомендуемых преподавателями (рис. 1).

За время обучения студент должен понять суть информационного общества и получить навыки жизни в нём, чему способствует преподавание дисциплин компьютерного цикла, связанных с информатикой и ИТ, которые входят в математический и естественнонаучный, профессиональный циклы подготовки бакалавров разных направлений [2, с. 141].

Современные образовательные учреждения в рамках своей деятельности создают и поддерживают множество информационных источников. Информационные ресурсы вуза могут быть рассредоточены по следующим направлениям: электронные каталоги библиотек; фонд электронных ресурсов вуза; изданные в вузе методические разработки в электронном виде и электронные учебники, зарегистрированные в специальных государственных организациях, например, НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР»; контрольно-измерительные материалы, представляющие совокупность тестовых заданий, предназначенных для входного, промежуточного и итогового контроля уровня знаний; разнообразные ресурсы WEB-серверов, различные базы данных и др.


 
Рис. 1. Классификация информационных образовательных ресурсов

В настоящее время в качестве основных информационных ресурсов в сфере образования выступают образовательные материалы, сосредоточенные не только в библиотеках вуза, но и на различных сайтах образовательного характера (рис. 2). Значительная часть учебно-познавательной деятельности студентов осуществляется в Интернете. При этом деятельность студентов именно в Интернете представляется перспективной формой обучения в высшей школе, так как Интернет представляет собой ключевую информационную среду современного общества и её роль как источника актуальной научной и учебной информации в высшем учебном заведении бесспорна. Любая деятельность в Интернете, в том числе учебно- познавательная, воспринимается молодыми людьми с интересом, что повышает мотивацию данного вида деятельности. Интернет становится информационной средой обучения.

В процессе учебной деятельности студенты обращаются к различным электронным информационным ресурсам (см. табл.).
При возникновении информационной потребности обучающиеся формируют запрос к поисковой системе (например, Google) и выбирают из списка предложенных результатов поиска ресурс, не анализируя источники информации. На первом месте в списке результатов поиска обычно указаны интернет-энциклопедии, и поэтому быстрый ответ при опросе на лекциях или практических занятиях, который студент зачитывает со своего мобильного устройства, часто оказывается не связанным с контекстом конкретного занятия. Выполняя самостоятельную работу, заключающуюся в решении конкретной практической задачи, студент обращается с запросом о помощи на форумы групп по интересам и получает готовое решение или консультацию. Для выполнения самостоятельной работы, требующей обзора современного состояния области исследования и подбора материала, студенты часто используют электронные каталоги работ, выполненных студентами других вузов.


 
Рис. 2. Свободные информационные интернет-ресурсы

Электронные ресурсы, используемые студентами на этапах учебной деятельности

Качественные результаты поиска в Интернете должны удовлетворять одновременно следующим критериям: они поступают от источников, заслуживающих доверия; релевантные запросу; содержат актуальную информацию.

При работе студентов со свободными информационными интернет- ресурсами были выявлены следующие проблемы взаимодействия: зависимость от мобильных устройств при принятии решений по любому вопросу информационного характера; проблема поиска информации (как конкретных сведений, так и источников информации, использование ключевых слов предметной области); конкретизация информационных запросов; оценка релевантности найденной информации; отсутствие федеральных классификаторов информации, рекомендованных УМО в соответствии с ФГОС третьего поколения; неспособность к самостоятельному осознанному отбору информации, релевантному целям обучения; выборочное использование информации электронных учебных изданий; разрозненность рекомендаций работодателей по использованию информационных ресурсов; слабая заинтересованность фирм в методическом обеспечении свободно-распространяемых и демо-версий программных продуктов; недостаточное внимание интернет-сервисам профессиональных сообществ как источникам проверенной информации и знаний.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: утв. распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 г. № 1815-р (ред. от 22.11.2013) - С. 79.

2. Лебедева Т.Ф., Ткаченко Н.А. Формирование инновационных компетенций студентов на основе информационных технологий // Теория и практика инновационной стратегии региона: международный межвузовский сборник научных трудов. - Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2013. - Вып. 9. - С. 139-146.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 3(12). 2013

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (02.05.2016)
Просмотров: 76 | Теги: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016