Четверг, 18.10.2018, 10:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Проблемы совершенствования современной системы профессиональной подготовки тренерских кадров

М.Г.Колодезникова

Проблемы совершенствования современной системы профессиональной подготовки тренерских кадров

Аннотация: В статье представлены проблемы современной системы подготовки тренерских кадров, разработанные теоретические основы развития профессионального самоопределения будущего тренера и педагогические условия, способствующие успешному вхождению студентов института физической культуры и спорта в профессию тренера и в педагогическую деятельность на вузовском этапе обучения.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, тренер, проблемы совершенствования.

 

На современном этапе для российского социума характерны сложные изменения во всех сферах общественного и индивидуального сознания, вызванные объективными причинами. В экономически нестабильном обществе традиционные социальные институты из-за отсутствия средств или смены направлений деятельности не в состоянии полностью отслеживать и управлять процессом развития будущего поколения страны. Качественно новый стандарт высококвалифицированного, конкурентоспособного, экономически преуспевающего профессионала еще больше повышает требования к базовой культуре личности в пространстве образования и воспитания, нравственно-волевым качествам, сокращает сроки социализации и самоопределения.

По мнению Виленского М. Я., спорт остается одним из немногих отечественных социальных институтов, эффективно решающих задачи развития личности и формирования духовных идеалов молодежи. Становление личности в сфере спорта — «сжатой модели жизни» — наиболее продуктивно благодаря ограниченным срокам спортивной карьеры, ранней профессионализации, возможности объективного анализа приобретений, полученных в результате освоения конкретного вида спорта [1]. Профессия тренера имеет высокую социальную значимость, т.к. тренер, по мнению Туманяна Г. С.,— центральная фигура в спорте. В период модернизации системы образования в России значительно возрастает роль тренера-педагога как активного субъекта педагогического процесса, повышаются требования к его личным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Сегодня наряду с высокой профессиональной компетентностью, современному спорту нужен тренер с высоким уровнем профессионального самоопределения, с осознанием социальной и профессиональной ответственности за образование молодежи, обладающий системой профессионально значимых ценностных ориентаций, высокой мотивацией своей педагогической деятельности, умеющий принимать нестандартные решения в сложнейших педагогических ситуациях [2]. В этих условиях в теории и практике педагогического образования проблема свободы выбора профессии, самоопределения и самореализации личности будущего тренера приобретает актуальный характер.

Современная система образования модернизируется, вводятся новые стандарты, содержание которых отражает потребности общества в новом типе специалиста физической культуры и спорта, в частности, тренеров по различным видам спорта. Однако процесс становления стандартов высшего профессионального образования идет трудно и неоднозначно. Совершенствуя стандарты высшего профессионального образования, мы должны сознавать, что сверхзадачей образовательной деятельности в условиях вуза является создание условий и активизация факторов, способствующих развитию профессионального «Я», ускоренному профессиональному самоопределению будущего тренера.

Профессиональное самоопределение будущих тренеров тесно связано с отношением общества к ценностям педагогической культуры. Все мы согласны с тем, что обществу сегодня нужен тренер-профессионал. Но не меньшее значение для общества, школы, учеников имеет личность тренера с высоким уровнем педагогической культуры. Вместе с тем, острый социально-экономический кризис в обществе не мог не сказаться на профессии тренера [3].

Какую профессию вы считаете наиболее престижной

Диаграмма 1.

Мотивы поступления в ИФКиС

Диаграмма 2.

Выбрали бы вы снова профессию тренера, специалиста по ФКиС

Диаграмма 3.

Выбрали бы вы снова профессию тренера, специалиста по ФКиС ответ студентов

Диаграмма 4.

Во-первых, это определенная девальвация профессии тренера, потеря ее престижа (диаграмма 1). Во-вторых, низкий уровень социального обеспечения труда, в результате чего многие талантливые учителя и тренеры ушли из системы образования. И, в-третьих, некоторое снижение уровня педагогического мастерства и профессионализма.

Как показали наши исследования (диаграмма 2), большинство студентов поступают в ИФКиС для того, чтобы продолжить спортивную карьеру — 50%; в силу сложившихся обстоятельств — 18,8%; чтобы получить классическое высшее образование — 12,5%; мне нравится эта профессия — 12,5%; за компанию с друзьями — 6,3%. К сожалению, никто не выбрал такие ответы как: по совету родителей, люблю работать с детьми или пример любимого тренера.

Однако, преимущественный выбор ответа первокурсников «продолжить спортивную карьеру», позволяет сделать вывод о том, что половина студентов выбирает профессию тренера сознательно, с ориентацией на имеющийся у них социальные ценности, с желанием самоутвердиться в жизни. Госстандарты нового поколения так же, как и предыдущие стандарты, оставляют нерешенными вопросы, касающиеся практической деятельности будущих тренеров и специалистов физической культуры и спорта (прохождение учебно-тренировочных сборов, участие в соревнованиях, отсутствует для обязательного изучения такой предмет как «повышение спортивного мастерства», тогда как сама спортивная подготовка включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях).

Как показывают наши наблюдения, во время обучения в вузе мотивы студентов меняются, например: на семинарском занятии «Почему я выбрал профессию тренера» по педагогическому мастерству тренера на 4 курсе многие студенты приводят в пример своего первого тренера, рассуждают о соответствии тренера педагогическим принципам и т.д. Это объясняется тем, что, обучаясь в вузе, студенты совершенствуют свои профессиональные умения и навыки, целеустремленно готовятся к выполнению обязанностей тренера-педагога и у многих меняется социальная позиция.

Настораживает тот факт, что среди поступающих в ИФКиС неизбежен процент студентов, не имеющих серьезной профессионально-педагогической направленности, порой случайно, ситуационно сделавших свой выбор («так сложились обстоятельства» — 18,8%; «за компанию с друзьями» — 6,3%.) Это происходит, на наш взгляд, из-за того, что в госстандартах не прописаны требования к абитуриентам, поступающим в спортивные вузы. Абитуриент, поступающий в спортивный вуз, должен, как минимум, иметь 2 спортивный разряд по своему виду спорта и иметь тренировочно-соревновательный опыт обучения в ДЮСШ, ДЮСШОР.

Все это может привести к тому, что определенная часть выпускников уже в первые годы разочаровывается в правильности своего выбора, испытывают неудовлетворенность профессией и серьезные затруднения в своей деятельности, теряют интерес и нередко уходят из школы. Это подтверждает опрос учителей физкультуры и тренеров (200 чел.), которые проработали в школе от 3-5 лет. На вопрос «Выбрали бы Вы снова профессию тренера, специалиста по ФКиС» тренеры и учителя со стажем 5 лет ответили отрицательно — 33, 6%, положительно — 54.3%; со стажем 4 года: «нет» — 15.1%, «да» — 57.9%; со стажем 3 года: «нет» — 12.9%, «да» — 60.3%. На наш взгляд, отрицательная динамика связана, прежде всего, с такими проблемами социально-экономического характера как бытовая неустроенность и низкая оплата труда тренеров и учителей, которая неадекватна его профессиональной сложности и общественной значимости (диаграмма 3). На такой же вопрос среди студентов положительно ответили 77.8% и отрицательно — 22.2%. (диаграмма 4).

Вместе с тем, следует отметить, что среди теоретиков и практиков педагогического образования сложилось мнение, что отсутствие у некоторой части абитуриентов и студентов профессиональных интересов и педагогической направленности не представляет большой опасности, так как отношение к своей будущей профессии значительно меняется после обучения в вузе.

Несмотря на то, что процесс подготовки тренерских кадров предельно субъективирован и предполагает самостоятельное продвижение человека по проектированию и осуществлению стратегии достижения профессиональных планов, он тесно связан с учебно- педагогическим процессом в вузе. В связи с переходом на многоуровневую подготовку при составлении ОП увеличилось соотношение часов в пользу СРС. Несомненно, СРС способствует самосовершенствованию студента, закрепляет навыки, дисциплинирует, но эта деятельность более подходит к теоретическим предметам, а по таким предметам как «Избранный вид спорта», «Повышение спортивного мастерства», базовым видам спорта для качественного освоения практических навыков своей будущей профессии, на наш взгляд, должна преобладать аудиторная нагрузка. Кроме того, при обучении практическим дисциплинам должны придерживаться учета наполняемости групп для соблюдения техники безопасности и эффективности учебно-тренировочного процесса.

Существуют проблемы и при преподавании основных теоретических предметов. Если раньше в спортивных вузах обязательные предметы вели заслуженные тренеры, имеющие опыт работы в комплексных научных группах, опыт работы в сборных командах страны, то сейчас, к сожалению, члены профессорско-преподавательского состава, преподающие дисциплины будущим специалистам и тренерам, не имеют не только тренерского опыта работы, но и опыта работы учителя физической культуры, присутствует процент преподавателей, не имеющих профильного образования. На наш взгляд, в госстандартах необходимо внести отдельный пункт, касающийся профессорско-преподавательского состава. При этом, нельзя не отметить положительный пункт в новых госстандартах, утверждающий, что заслуженные тренеры, МСМК, МС РФ приравниваются к преподавателям с учеными степенями и учеными званиями. Хотелось бы конкретизировать этот пункт: в чем именно приравнивается — для показателей отчетности или все-таки необходимо приравнять зарплату? На сегодняшний день ЗТР, МСМК, не имеющие ученых степеней и званий, получают обычную зарплату в вузе 23 000 рублей в месяц.

Для решения указанных выше проблем предлагаем:
1. Для повышения престижа тренерской профессии усовершенствовать работу стимулирования тренерской профессии;
2. Для качественной подготовки тренерских кадров внести ряд изменений и дополнений: начиная от требований к абитуриентам, заканчивая требованиями к профессорско-преподавательскому составу;
3. Разработать методические указания по проведению различных практических занятий с учетом наполняемости групп.

Несмотря на выше указанные проблемы, наши исследования показали, что за период профессиональной подготовки в вузе у студентов происходят существенные изменения, которые служат психолого-педагогическими предпосылками процесса их самоопределения:
— меняется отношение к учебе;
— изменяется отношение к профессиональной деятельности;
— корректируется система ценностных установок;
— меняется отношение к себе, к преподавателям, к однокурсникам, к вузу в целом.

Литература:

1. Виленский М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. — М.: Изд-во МГПИ, 1982.— 156с.
2. Туманян Г. С. Стратегия подготовки чемпионов: настольная книга тренера / Г. С. Туманян. — М.: Советский спорт, 2006. — 494 с.
3. Повшедная Ф. В. Теория и практика профессионального самоопределения будущего учителя в условиях вуза: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Ф. В. Повшедная.— Нижний Новгород: НГПУ, 2002. — 40с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (20.08.2018)
Просмотров: 59 | Теги: Тренер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь