Воскресенье, 31.05.2020, 19:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ, ВЫЕЗЖАЮЩИХ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

Бышевская А.В.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ, ВЫЕЗЖАЮЩИХ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

Статья посвящена вопросам, затрагивающим особенности социокультурной адаптации студентов-спортсменов, выезжающих на соревнования в зарубежные страны. За основу исследования были взяты фактические данные, собранные автором в период с 2015 по 2019 гг. на базе ФГБОУ ВО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». Методология исследования базируется на системном подходе, согласно которому любой объект/процесс следует рассматривать не изолированно, а во взаимных связях и отношениях. Были использованы следующие методы: контент - анализ материалов, социологический мониторинг (экспертный опрос и многоступенчатое анкетирование). Ключевыми задачами исследования стали: анализ статистических данных о проблемных моментах социокультурной адаптации студентов-спортсменов, выезжающих на международные соревнования, обоснование и апробация программы интернационализации, обеспечивающей максимальную проработку этих моментов.

Ключевые слова: интернационализация, социокультурная адаптация, студенты-спортсмены, спортивные соревнования, международные соревнования.


Введение. Одним из специфических аспектов интернационализационной активности вузов физкультурно-спортивного профиля являются поездки студенческих команд на спортивные соревнования в другие страны и регионы (студенческие чемпионаты Европы, студенческие чемпионаты мира и т.д.).

Во время подобных поездок представители команды вносят свой клад в формирование имиджа образовательной организации на международном рынке образовательных услуг, формируют представление о вузе и качестве его образовательной и социокультурной среды. С другой стороны, студенты и тренеры, сопровождающие лица подвергаются влиянию социокультурной адаптации к условиям новой, нетипичной среды. Социокультурная адаптация - сложный многоплановый процесс взаимодействия личности, в ходе которого студенты-спортсмены, имея специфические этнические и психологические особенности, вынуждены преодолевать разного рода психологические, социальные, нравственные, религиозные барьеры и формы поведения.

Чаще всего в образовательных организациях делается акцент на решение проблем социокультурной адаптации иностранных студентов, которые приезжают в вуз с целью обучения [2, 3]. В данной статье будет рассмотрена специфика адаптации во время выезда студентов на спортивные соревнования и конференции. Данная проблема приобрела особую актуальность в связи с ростом международной студенческой спортивной активности и расширением возможностей участия в зарубежных спортивных соревнованиях. Выезжая за рубеж, студенты сталкиваются с большим количеством трудностей, связанных с пониманием социокультурной среды. Кроме того, социокультурная адаптация зависит от региона, который организует соревнования [8]. Это связано с климатическими, этническими, конфессиональными и другими особенностями. Так, например, могут возникнуть проблемы с питанием, акклиматизацией, религиозными особенностями поведения.

Однако проблему адаптации студентов к иностранной социокультурной среде можно решить, если найти эффективный путь. Одним из способов, облегчающих социокультурную адаптацию студентов, могут стать тренинги [5]. Подобную методику, основанную на потребностях спортсменов-студентов Смоленской государственной академии спорта и туризма, в 2018 году разработал и реализует отдел международных отношений вуза. Структура тренинга предусматривает следующие блоки: входной контроль, лекционный курс (4 часа), интерактивный семинар (2 часа), форсайт-сессия (2 часа). В рамках программы дается информация о стране, которую планируется посетить, ее особенностях, ценностях, языке, кухне, культуре и религии; отрабатываются проблемные вопросы адаптации, возникавшие в прошлых выездах, обсуждаются индивидуальные аспекты, связанные со здоровьем, религиозными и др. моментами. После возвращения команды с соревнований производится итоговый контроль с целью доработки методики и учета ее недостатков.

С целью выявления основных проблем социокультурной адаптации к иностранной среде были проведены опросы среди спортсменов-студентов Смоленской государственной академии спорта и туризма: сборная команда студентов СГАФКСТ по футболу, участвовавшая в чемпионате Европы среди студентов 2018 г. в Португалии и чемпионате мира среди студентов 2019 г. в Китае; сборная команда по спортивному плаванию в ластах, постоянный участник соревнований в Польше, Литве, Латвии; сборная команда СГАФКСТ по спортивной гимнастике.

Метод исследования. Исследование проводилось методом опроса, формой которого являлось анкетирование. Для проведения исследования была разработана и применена анкета, состоящая из 10 закрытых и одного открытого вопроса.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного исследования были опрошены 68 респондентов. По результатам анкетирования было выявлено, что все респонденты в прошедшем году побывали на соревнованиях и спортивных сборах в зарубежных странах. Только 8% опрошенных отметили, что имели полное представление о социально культурной среде государств, принимавших соревнования. Недостаточную информированность отметили 92% респондентов.

У 67% опрашиваемых возникли трудности с языком при нахождении в другой стране, 24% студентов испытывали трудности только сначала, но потом адаптировались, и только 9% респондентов справились с языковым барьером.

На вопрос о сложности адаптации в стране 14% респондентов ответили, что адаптироваться было несложно, а остальные - что сложно было только первое время.

На вопрос о преимущественной религии в посещаемой стране 60% респондентов ответили, что не придавали значения вопросу религии, 8% знали, какая религия преобладает в стране, остальные опрашиваемые не имели представление.

В ходе анкетирования 21% респондентов подтвердили, что хотели бы иметь более обширные знании о стране, ее истории, основных достопримечательностях. 7% отметили, что хотели бы получить более подробные сведения о законодательстве принимающего государства, 36% - о гастрономических особенностях, 5% - о религии, 19% - о разнице во времени, 12% - о используемой валюте и ее курсе.

Проблем с ориентацией на местности не испытывало 98% респондентов, использовавших онлайн и печатные карты.

90% респондентов отметили, что при поездках в зарубежные страны хотели бы знать основные фразы на иностранном языке.

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. У студентов, представляющих вуз на международных соревнованиях, за пределами России возникли сложности с пониманием иностранного языка и адаптацией в стране.

2. Практически никто из опрашиваемых не имел представления о религиозных и культурных ценностях посещаемого государства.

3. Большая часть респондентов хотела бы получать информацию о стране перед поездками за рубеж.

В заключение хочется отметить: несмотря на то, что вся информация доступна в сети интернет и других СМИ, подготовка представителей вуза к выезду заграницу Российской Федерации для участия в международных мероприятиях не теряет свою актуальность [1]. Комплексный подход (подбор информации и методики ее подачи) помогает избежать неловких геополитических моментов и минимализирует неудобства спортсменов, представляющих российские вузы и государство в целом.

Литература

1. Беляков Д.В., Бышевская А.В. Спортивная культура как связующий элемент международного сотрудничества на Евразийском пространстве // Физическая культура и спорт Северо-Запада России. - 2018. - № 1 (14). - С. 41-44.
2. Бринюк Е.В., Козловцева Н.А. Методика обеспечения эффективной социокультурной адаптации иностранных граждан к условиям российской образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - №3 (28). - С. 53-56.
3. Верина Ю.Б. Реализация основных направлений социокультурной адаптации иностранных студентов в современной высшей школе [Электронный ресурс] // Современная педагогика. - 2016. - № 6. Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5826 (дата обращения 08. 02. 2019).
4. Пиунова Ю.В. Спорт высших достижений как инструмент построения имиджа государства // Стратегические коммуникации в современном мире: материалы Пятой и Шестой Международных научно-практических конференций, Четвертой и Пятой всероссийских научно-практических конференций (Саратов, 23 октября 2017 - 18 апреля 2018). - Саратов: Саратовский источник, 2018. - С. 220-228.
5. Рябкова Е.Л. Социокультурная адаптация российских студентов - участников программ академической мобильности: факторы и результаты // Социально- экономические и общественные науки. - 2019. - № 7. - С. 43-47.
6. Смышляев К.А. Образовательный потенциал физического воспитания в контексте социокультурной адаптации иностранных обучающихся российского вуза // Научно-педагогическое обозрение. - 2019. - № 4 (26). - С. 106-116.
7. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000. - 260 с.
8. Лягинская И.А. Социокультурная адаптация детей старшего дошкольного возраста // Эксперимент и инновации в школе. - 2018. - № 3. - С. 60-62.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1(31) - 2020


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.04.2020)
Просмотров: 29 | Теги: адаптация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь