Суббота, 03.12.2016, 03:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

М.М.Кисляков,
Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Выделяются современные проблемы в региональном политическом управлении, обосновывается необходимость рассматривать местное политическое управление и самоуправление как единое целое.

Ключевые слова: органы местного управления и самоуправления, региональная политическая власть.

 

Современная отечественная политология выделяет три периода в разработке проблем местного управления и самоуправления в России: первый период - это обобщение опыта дореволюционной России; второй период - это изучение опыта Советской России; третий период - это исследование проблем в постсоветской России.

Как отмечают исследователи, принципиальные изменения в изучении проблем местного управления и самоуправления произошли после событий августа 1991 г. и особенно после октября 1993 года. Органы местного управления и самоуправления стали рассматриваться как важнейший механизм демократической самоорганизации граждан, как важнейшая предпосылка построения правового государства и формирования гражданского общества. В российской научной литературе есть мнение, что формирование отечественных концепций местного самоуправления осуществлялось в рамках идей, доктрин и теоретических построений западноевропейской науки. Но при этом основные подходы российских учёных видоизменялись и корректировались с учётом конкретно-исторических, политических, социально-экономических и социокультурных условий нашей страны.

Опыт распределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в России показывает, что чёткого разграничения между ними не может быть принципиально. Это подтвердила практика других стран и общемировая тенденция усиления государственной природы муниципальных институтов.

В работах отдельных российских исследователей обосновано положение о том, что в регионах действуют органы государственной власти и органы местной власти. При этом существуют как органы местного управления, так и органы местного самоуправления. Полномочия этих органов имеют отличия. Как считает исследователь И.Н. Гомеров, в деятельности органов местной власти (органов местного управления) преобладают полномочия, данные им государством. Органы местного самоуправления имеют реально меньше полномочий и решают более конкретные вопросы развития небольших территорий.

Современные теоретические разработки отечественных учёных позволяют выделить критерии эффективного функционирования органов местного самоуправления: насколько они соответствуют национальной культуре и традициям? насколько позволяют реализовать потребности и защищать интересы граждан без вмешательства государства? насколько создают условия для институционального оформления структур гражданского общества?

Анализ работ В.Н. Артемова, Н.Н. Головкина, В.Г. Игнатова, А.Н. Широкова, В.Ф. Шрейдера и ряда других учёных позволяет сформулировать общие принципы развития местного управления и самоуправления, которые могут быть применимы в современной России: принцип многообразия организационных форм местного управления и самоуправления; принцип самостоятельности в решении местных дел; принцип рациональности использования местных материальных ресурсов.

В работах И.Н. Гомерова даётся определение понятий местного управления и самоуправления в регионах России. Автор считает, что недопустимо отождествлять понятия «местное управление» и «самоуправление». По его мнению, местное управление - это проявление местной государственной власти, а местное самоуправление в России можно рассматривать в двух формах: как непосредственное (прямое) и делегированное (опосредованное). Непосредственное (прямое) самоуправление возможно в небольших сельских и городских поселениях, насчитывающих несколько тысяч жителей (например, до 5-10), а также в небольших жилых сегментах (микрорайонах, домах, улицах), взрослая часть населения которых может периодически собираться на собрания, высказываться, слушать друг друга, принимать необходимые коллективные решения. Делегированное (опосредованное) самоуправление реализуется через представителей, избранных от местного населения. Решения принимаются избранными представителями.

В качестве основных проблем государственного и местного управления в регионах России можно выделить три проблемы: 1) отсутствие чёткой и отлаженной системы управления, которая всё же постепенно формируется; 2) наблюдается кризис проникновения (проводимости) принятых политических решений, т.е. решения региональных органов власти не всегда и не в полном объёме доходят до граждан региона; 3) не придаётся должного значения установлению обратной связи между региональными органами власти и населением, что приводит к росту регионального абсентеизма, снижению политической активности в целом (С.В. Бирюков). По мнению С.В. Бирюкова, в целях совершенствования институционального дизайна и повышения эффективности институтов региональной власти необходимо выполнение следующих условий, а именно: реформирование существующей модели государственно-территориального устройства, имеющей целью создание эффективной федерации, основу которой составят полноценные субъекты - регионы; дополнение существующих механизмов вертикальной интеграции общефедерального пространства разнообразными формами горизонтальной интеграции между регионами; совершенствование общефедерального и регионального законодательства, определяющих устройство и порядок деятельности институтов региональной власти; создание эффективных и работоспособных моделей разделения властей в регионе; консолидация региональной элиты и активизация обратной связи между региональными властями и населением; повышение уровня и квалификации сотрудников региональных органов власти, усиление гражданского контроля, развитие механизмов публичной политики; развитие политической конкуренции; расширение участия граждан в региональном политическом процессе и другие [2, с. 48-49].

Непосредственно проблемам регионального политического управления посвящена докторская диссертация И.А. Батаниной [3]. Автором проанализировано состояние регионального политического управления, выделены основные тенденции его развития в регионах современной России: 1) наблюдается расширение сферы политического управления как отражение общей закономерности возрастания роли гражданского общества в процессах управления; 2) в каждом регионе идёт процесс формирования своей системы политического управления, которая, с одной стороны, отражает общие тенденции политических процессов в стране, с другой стороны, имеет политические типологические особенности; 3) механизмы политического управления в регионах России сформировались не в полной мере.

Отсюда возникают проблемы в развитии системы государственного и местного управления. Причины возникновения проблем носят субъективный и объективный характер. По мнению И.А. Батаниной, субъективные причины заключаются в том, что управленческая политика государства по созданию политических механизмов управления регионами часто запаздывает, а объективные причины - в том, что эти политические механизмы вступают в противоречие с такими факторами, как менталитет, социально-политическая стратификация населения, политическое участие граждан [4, с. 14-15].

Обобщая разные точки зрения на проблемы государственного и местного управления в регионах России можно констатировать, региональная политическая власть выступает в роли монополиста, пытающегося сосредоточить в своих руках всю полноту власти. При этом значительно сужается поле для проведения публичной политики, развития институтов гражданского общества, развития политической конкуренции. Региональная политическая власть рассматривает других акторов политического процесса как клиентов в процессе политического взаимодействия, исполняющих волю властных структур.

 

Рис. Организация регионального политического управления

Итак, организация регионального политического управления включает:
-    учёт интересов и потребностей населения региона, стремление к их реализации;
-    прохождение через своеобразные политико-информационные фильтры, т.е. учёт общественного мнения в регионе, позиций региональных СМИ, региональных отделений политических партий;
-    рассмотрение проблем в региональном парламенте;
-    реализацию всего комплекса мероприятий региональной исполнительной власти;
-    контроль со стороны региональной судебной власти.

Вопросы влияния политического маркетинга на совершенствование федерального политического управления получили освещение в работах Е.Г. Морозовой, В.В. Лобанова, Д.В. Нежданова [5].

Под политическим управлением, считает Е.Г. Морозова, следует понимать процесс выработки и реализации «правил игры», курсов политики, властно- управленческих решений через согласование интересов субъектов политики и при косвенном участии граждан и их организаций [6, с. 4].

Модели политического управления регионами в 2000-х гг. проанализированы в статье А.В. Дахина «Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами» [7, с. 8-26]. По мнению автора, можно говорить о политическом управлении четырьмя типами регионов в современной России. Ими являются: национальные регионы, аграрно-индустриальные русскоговорящие регионы, регионы, на территории которых находятся предприятия стратегических промышленных корпораций, и последний тип - сложная смесь первых трёх. Можно согласиться с таким мнением А.В. Дахина, однако, на наш взгляд, необходимо делать анализ всего процесса политического управления регионами России как системы, а не только отдельных элементов политического управления.

Наша позиция состоит в том, чтобы рассматривать все основные элементы политического управления в регионе и связанные с ними элементы местного самоуправления как единое целое. Это позволит в комплексе решать проблемы регионального политического управления и местного самоуправления.

Список литературы

1. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. - М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. - С. 663-666.
2. Бирюков С.В. Региональная политическая власть: институты, структуры, механизмы: автореф. дисс. д-ра полит. наук. - М.,2009. - С.48-49.
3. Батанина И. А. Политическое управление в регионе: состояние и тенденции развития в современной России: дисс. д-ра полит. наук. - М., 1997. - 304 с.
4. Батанина И.А. Указ. соч. - С. 14-15.
5. Морозова Е.Г. Политический маркетинг: концепции развития, модели функционирования (компаративный анализ): дисс. д-ра полит. наук. - М., 2000. - 404 е.; Лобанов В.В. Маркетинг в государственном управлении // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - № 4; Нежданов Д.В. Политический маркетинг: вчера, сегодня, завтра. - СПб.: Питер, 2004. - 160 с.
6. Морозова Е. Г. Указ. соч. - С. 4.
7. Дахин А.В. Система власти в России в 2000-х гг. и модели политического управления регионами // Полис, 2009. - № 2. - С. 8-26 .

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(14). 2015

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (10.04.2016)
Просмотров: 166 | Теги: САМОУПРАВЛЕНИЯ, органы местного управления | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016