Четверг, 19.10.2017, 23:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОРА РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ТК КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

МАРКОВА О.В.,
преподаватель Калининградского филиала
АНОО ВПО «Международный славянский институт»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОРА РАСШИРЕНИЯ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ТК КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)


Транспортный комплекс является
одной из приоритетных сфер развития эко-
номики Калининградской области и важней-
шим источником финансовых поступлений в
бюджет региона, так как для экономики Ка-
лининградской области процесс интеграции
в макрорегион Балтики является ключевым,
а транспорт - движущая сила интеграции [1].
Транспортный комплекс Калининград-
ской области объединяет в себе автомобиль-
ный, железнодорожный, морской, речной,
воздушный транспорт и объекты соответ-
ствующей инфраструктуры (дороги, железно-
дорожные станции, порты и аэропорт, пункты
пропуска через государственную границу).
Транспортный комплекс производит около 8%
ВРП Калининградской области и сосредоточи-
вает 1/10 часть общей численности занятых в
экономике региона. Его развитие происходит
быстрее, чем экономика области в целом. Дан-
ный феномен объясняется тем, что экономико-
географическое положение Калининградской
области имеет ряд особенностей, влияющих
на развитие её транспортного комплекса:
географическая изолированность от осталь-
ной территории страны; близость к развитым
странам Европы; действие режима Особой
экономической зоны; наличие единственного,
принадлежащего Российской Федерации на
Балтийском море незамерзающего портового
комплекса; прохождение по территории Кали-
нинградской области ответвлений междуна-
родных транспортных коридоров [3].
Калининградская область, будучи ан-
клавом для Европейского союза, является
эксклавом для Российской Федерации. В
связи с этим возникает множество проблем,
касающихся развития транспортного ком-
плекса региона. В результате экславного
положения экономика области несёт ряд из-
держек, получивших в научной литературе
термин «эксклавные издержки» Их можно
разделить на три категории.
I. Систематические потери и затра-
ты, связанные с территориальной обосо-
бленностью Калининградской области: та-
моженные пошлины, которыми облагается
продукция, произведенная в Калининград-
ской области; административные расходы
на сертификаты о происхождении продук-
ции; затраты за счет замедления оборота
грузов на время прохождения трех границ
(российско-литовской, литовско-белорусской,
белорусско-российской); затраты населения
на получение загранпаспортов, виз и упро-
щенных транзитных документов.
II. Дополнительные затраты на пере-
возку грузов и транзит энергоносителей:
удорожание энергоносителей относитель-
но среднероссийских величин; на желез-
нодорожном транспорте - дополнительные
транспортные расходы из-за более высокого
транспортного тарифа при транзите грузов
по территории сопредельных государств по
сравнению с транспортировкой на аналогич-
ное расстояние по территории России; на ав-
томобильном транспорте - дополнительные
затраты на водителей и обслуживание тех-
ники, приобретение более мощного автопар-
ка и расходы, уплачиваемые на территории
иностранных государств (страховка, эколо-
гический сбор и т.д.).
III. Дополнительные расходы, вслед-
ствие расширения ЕС: дополнительные за-
траты труда и времени на формальности
грузового транзита через территорию ЕС;
дополнительные расходы на грузовой тран-
зит (страхование, транзитная декларация,
гарантия доставки, ветеринарный и фитоса-
нитарный контроль) [4].
Расширение возможностей региона в
нашем случае представляется как миними-
зация данных издержек. Для этого необходи-
мо рассмотреть проблемы, препятствующие
успешному развитию транспортного ком-
плекса в Калининградской области.
1. Проблемы портового комплекса.
Важнейшей особенностью морских портов
региона является то, что они являются не-
замерзающими, в связи с чем могут прини-
мать и обрабатывать различные суда в тече-
ние всего года. Кроме того, порты региона в
сравнении с другими российскими портами
располагаются ближе к странам Западной
Европы.
К неблагоприятным обстоятельствам
использования и развития морских портов
региона относится необходимость даль-
нейшего транзита обрабатываемых грузов
через территорию других государств (Лит-
вы и Белоруссии) с вытекающими из этого
особенностями таможенного и транспорт-
ного оформления на железнодорожном
и автомобильном транспорте. Указанные
факторы снижают в определенной мере
народно-хозяйственную ценность портов Ка-
лининградской области.
Тарифная политика Литвы и Белорус-
сии значительно удорожает себестоимость
доставки грузов. Так, с середины 2008 года
тарифы на калининградском направлении
выросли на 65%. Помимо этого, Литва зна-
чительно снизила тарифы для грузовла-
дельцев, сотрудничающих с морским пор-
том в Клайпеде. Действия Литвы - главная
причина, по которой портовый комплекс
Калининградской области в начале 2009
года оказался в очень непростой ситуации,
Сегодня тариф в направлении Клайпеды и
Калининграда отличается в два-три раза. В
результате цена на 1 тонну в Калининграде
увеличивается на 10,5 доллара. Неудобное
экономико-географическое положение Ка-
лининградских портов также отрицательно
сказывается на увеличении грузооборота
портов.
Из-за анклавности порты региона не-
конкурентны по сравнению с российскими
портами. Калининград - единственный порт,
куда грузы идут через четыре таможни. А это
дополнительные деньги и время, потерянные
при пересечении границ.
Еще одна «болевая точка» развития
портового комплекса - сложная ситуация по
оформлению грузов и судов из-за обилия
бюрократических процедур, в Прибалтике
совершенно другая обстановка: там оформ-
ление проходит очень быстро.
Помимо этого, существуют ещё и ин-
фраструктурные проблемы, которые свя-
заны с более низким техническим уровнем
развития и оснащения портов Калинин-
градской области по сравнению с портами-
конкурентами прибалтийских государств.
Сюда же относится проблема низкой мощ-
ности портового комплекса Калининграда по
перевалке грузов, которая сейчас равняется
примерно 26 миллионов тонн в год.
В целях обеспечения дальнейшего
развития портового комплекса Калининград-
ской области необходимо ускорить принятие
решения о строительстве глубоководного
порта в г. Балтийске. Вместе с тем в регионе
есть понимание того, что нужно сделать для
повышения конкурентоспособности кали-
нинградских портов. Во-первых, необходимы
правительственные решения по упрощению
процедур оформления судов и грузов. Надо
отметить, что эта проблема касается всех
российских портов.
Во-вторых, в обозримом будущем не-
обходимо разработать и воплотить в жизнь
концепцию переноса стивидорного бизнеса
из Калининграда в Балтийск - естественный
аванпорт, имеющий более выгодные геогра-
фические и экономические условия. Дело в
том, что у 43-километрового Калининград-
ского морского канала ограниченная про-
пускная способность. «Наибольшая глубина
канала составляет 9 метров, что не позволя-
ет проходить по каналу судам с осадкой бо-
лее 8 метров [3].
2. Проблемы строительства новых и
модернизация существующих объектов же-
лезнодорожной инфраструктуры. Это по-
зволит перейти к осуществлению всего ком-
плекса транспортных услуг для обеспечения
обслуживания экспортно-импортных грузо-
потоков и повысить провозную способность
железнодорожной инфраструктуры Кали-
нинградской области.
В настоящее время железнодорожное
сообщение с портом Балтийск реализовано
через центральную часть г. Калининграда,
что снижает грузооборот и затрудняет даль-
нейшее развитие порта.
Для решения данного вопроса необ-
ходимо включить проект «Строительство
железнодорожных подходов к портам в Ка-
лининградской области и обхода города Ка-
лининграда» в Федеральную целевую про-
грамму «Развитие транспортной системы
России (2010-2015 годы)».
3. Проблема автомобильных дорог -
существующая в Калининградской области
дорожная сеть по своему состоянию не соот-
ветствует современным стандартам.
Недостатки существующей автодо-
рожной сети Калининградской области:
несоответствие технических параметров
многих участков автодорог фактической
интенсивности транспортного потока; про-
хождение транспортных потоков по жилым
зонам населённых пунктов; отсутствие
замкнутой окружной дороги вокруг города
Калининграда; часть мостовых переходов,
расположенных на автодорогах области, не
предназначена для пропуска большегрузно-
го транспорта общей массой более 20 тонн;
недостаточная пропускная способность ав-
томобильных пунктов пропуска через госу-
дарственную границу [2].
Решение этих и многих других про-
блем, на наш взгляд, позволит развиваться
транспортному комплексу региона более
высокими темпами, а это, в свою очередь,
обеспечит развитие всей экономики регио-
на. Для эффективного решения необходимо
повысить уровень ПИИ (прямых иностран-
ных инвестиций) в экономику региона. Этот
показатель демонстрирует уровень деловой
активности иностранного делового капитала
в экономике региона. Несмотря на выгодное
геополитическое положение Калининград-
ской области, ее инвестиционный потенциал
используется слабо. Инфраструктурные про-
блемы являются самыми острыми и требуют
для своего решения привлечения как фе-
деральных, так и региональных источников
финансирования. Кроме того, необходимо
активное привлечение частных инвесторов,
при этом условия для инвестирования долж-
ны быть одинаковыми для российских и ино-
странных инвесторов.

Библиографический список:
1. Интеграция Калининградской области в транспортное сотрудничество в регионе Южной Балтики: проект Baltic gateway Plus. TACIS, 2008.
2. Клемешев А.П., Лапин Ф.Ф., Гутник В.П., Федоров Г.М., Зверев Ю.М. Стратегия развития Калининградской области / Под. ред. А.П. Клемешева. Калининград: Изд-во РГУ им. Канта,
2007.
3. Концепция развития транспортного комплекса Калининградской области. [Электрон. ресурс] // URL: http//www.baltikgatewey.se/ Kaliningrad RU/ pdf.
4. Жданов В.П. Инвестиции и промышленная политика в регионе: Монография. Калининград: Изд-во КГУ, 2005. С.359-367.




 

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (20.12.2012)
Просмотров: 792 | Теги: транзит грузов, Транспортный комплекс, портовое хозяйство, анклавное положение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь