Четверг, 26.04.2018, 22:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А.В.Солдатова

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: В данной статье анализируются проблемы развития детско- юношеского спорта регионе. С усилением конкуренции на всероссийских соревнованиях перед Свердловской областью стоят важные задачи по поиску новых подходов к разработке эффективной системы подготовки спортивного резерва, а также развитию и совершенствованию детско-юношеского спорта в целом. В заключении автором предложены рекомендации по решению существующих проблем и сделан вывод о роли детско-юношеского спорта для подрастающего поколения.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, детско-юношеский спорт, проблемы, регион.

 

Развитие детско-юношеского спорта является приоритетной задачей государственной политики Российской Федерации, направленной на всестороннее и гармоничное развитие детей и подростков, а также их приобщение и подготовку к учебе, труду и защите государства.

Детско-юношеский спорт ориентирован на спортивную подготовку детей и подростков в детско-юношеских спортивных школах (далее - ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (далее - СДЮШОР), а также на их участие в спортивных соревнованиях, реализацию активного досуга детей и подростков и на социальную реабилитацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья. Его целью является вовлечение подрастающего поколения в активные занятия физической культурой и спортом, которые способствуют сохранению и укреплению физического и духовного здоровья детей и подростков.

В рамках детско-юношеского спорта главную роль играет спорт высших достижений, нацеленный на получение наивысших результатов, рекордов и побед в спортивных соревнованиях.

Активные занятия физической культурой и спортом, а также спортивные соревнования воспитывают в подрастающем поколении гуманистические ценности: миролюбие, дружбу, толерантность, взаимопонимание и взаимное уважение.

В рамках данной статьи подробнее остановимся на проблемах развития детско- юношеского спорта в Свердловской области.

На основании Постановления Правительства Свердловской области от 29 октября 2013 года № 1332-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года» создание условий для развития детско-юношеского спорта является первостепенным направлением деятельности региона [2].

На протяжении многих лет спортсмены Свердловской области входят в состав сборных команд и достойно представляют регион и Российскую Федерацию на крупнейших спортивных соревнованиях, но несмотря на это растущая конкуренция требует от Свердловской области использования всего потенциала региона, это касается и детско-юношеского спорта как одной из ступеней спорта в целом.

Особенно заметна конкуренция на детско-юношеских всероссийских соревнованиях в борьбе за призовые места между Москвой, Санкт-Петербургом, Краснодарским краем, Челябинской и Ростовской областями. Таким образом, перед регионом стоят задачи по поиску новых подходов к разработке эффективной системы подготовки спортивного резерва и развитию детско- юношеского спорта, а отсутствие необходимых условий и системы развития детско-юношеского спорта являются основными факторами снижения конкурентоспособности Свердловской области.

Первой и базовой проблемой региона является отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Свердловской области. По направлению детско- юношеского спорта в разрезе субъектов Российской Федерации по различным показателям Свердловская область занимает:
доля лиц, занимающихся в спортивных школах в возрасте 6-15 лет - 25 место,
по обеспечению тренерскими кадрами - 49,
по результатам выступления на первенствах, спартакиадах - 12 место,
присвоение массовых разрядов - 40 место [2].

Второй проблемой в сфере детско-юношеского спорта в регионе является сокращение количества спортивных учреждений дополнительного образования.

Важную роль в укреплении физической подготовленности детей и подростков, пропаганде физической культуры и спорта играют ДЮСШ и СДЮШОР. Они являются учреждениями дополнительного образования подрастающего поколения и действуют на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [1]. В них создаются условия для занятий разнообразными видами спорта исходя из индивидуальных потребностей, интересов и возможностей детей и подростков.

Всего в спортивных школах Свердловской области реализуются образовательные программы по 77 видам спорта. Наиболее массовыми видами являются: футбол, лыжные гонки, легкая атлетика, баскетбол, волейбол и плавание.
С каждым годом численность занимающихся в ДЮСШ и СДЮШОР в Свердловской области увеличивается. Так, с 2006 по 2015 годы численность детей и подростков выросла на 11% - с 94804 до 105803 человек, а количество ДЮСШ и СДЮСШОР с 2014 года сокращается и на сегодняшний день их число составляет 145 школ [4].

Это связано с ухудшением состояния самих спортивных школ, а также с недостаточным финансированием. Дальнейшее сокращение может привести к нехватке мест для детей и подростков в спортивных школах для занятий физической культуры и спорта и ухудшением состояния их физического здоровья.

Следующая проблема - слабая материально-техническая база ДЮСШ и СДЮШОР. Наличие и качество спортивных сооружений являются значимым показателем развития физкультурно-спортивной отрасли и необходимым условием увеличения численности спортсменов и спортивного резерва для сборных команд Свердловской области и Российской Федерации.

Наиболее низкие показатели обеспеченности спортивными сооружениями находятся в Асбесте (27%), Белоярском (25%), Каменск-Уральском (20%) и Ирбите (23%) [2].

Существующая материально-техническая база в настоящее время перестала отвечать задачам обеспечения сферы физической культуры и спорта и больше не может удовлетворить потребности растущего поколения в занятиях физической культурой и спортом. Только четверть (25%) спортивных объектов области введены в эксплуатацию менее 20 лет назад [2].

Четвёртая проблема - это доступность ДЮСШ и СДЮСШОР для занятий спортом. В настоящее время сфера детско-юношеского спорта становится объектом коммерциализации, т.е. менее доступной для детей и подростков из мало- и среднеобеспеченных семей, что может привести к сокращению численности детей и подростков, занимающихся спортом.

В дополнение, в последние годы выросли цены на занятия детей в спортивных секциях по многим видам спорта на платной основе. Недостаточное финансирование таких организаций со стороны региона не может в полной мере обеспечить подготовку подрастающего поколения.

Пятая проблема - это кадровое обеспечение. На сегодняшний день в Свердловской области насчитывается 12122 штатных работников сферы «физическая культура и спорт», из которых четверть (26%) - работники ДЮСШ и СДЮШОР. Из них каждый седьмой (14%) не имеет специального образования [5].

В настоящее время Свердловская область занимает только 77 место по проценту работников с высшим образованием в разрезе субъектов Российской Федерации, а по показателю «тренерские кадры» - 49 место [2].

Помимо этого, в 2016 году произошло сокращение численности работников сферы детско-юношеского спорта на 174 человека, из которых 23 тренера- женщины [2]. Причинами являются низкая заработная плата молодых специалистов, отдаленность мест занятий, недостаточное финансирование командировок для участия в соревнованиях, нехватка спортивного инвентаря и ДР-

К тому же подавляющее большинство тренерско-преподавательского состава находится в возрасте от 45-60 лет - 1172 человека, каждый пятый - пенсионер в возрасте от 60 лет [2].

Если не решать указанные проблемы, то это может привести к ухудшению социальных характеристик населения и, в частности, детей и подростков - их ценностей, образа жизни и состояния здоровья.

Данные проблемы можно решить, во-первых, создав проработанную нормативно-правовую, организационную и финансовую базу в сфере развития детско-юношеского спорта с учётом потребностей и интересов детей и
подростков, а также с учётом климатических, географических и пр. условий.

Во-вторых, строительство и реконструкция спортивных объектов, отвечающих современным требованиям, позволят создать необходимые условия для вовлечения подрастающего поколения в занятия физической культуры и спорта, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В-третьих, необходимо увеличить финансирование ДЮСШ и СДЮШОР и оборудовать их современной материально-технической базой.

В-четвёртых, для решения вопросов кадрового обеспечения сферы детско- юношеского спорта нужно сформировать систему подготовки тренерско- преподавательского состава. Направить на программы переподготовки кадров 466 работников ДЮСШ и СДЮШОР, а также разработать меры по привлечению молодых спортсменов, которые выходят из большого спорта, то есть организовать материально-техническую базу и достойную заработанную плату для того, чтобы они могли заниматься тренерской работой с подростками и детьми. Тем самым увеличивая численность молодых кадров в сфере детско-юношеского спорта.

Детско-юношеский спорт является важнейшим средством социализации ребёнка и подростка. Многие социальные ситуации проигрываются именно в спортивной деятельности, что позволяет детям и подросткам выучить новые роли и приобрести для себя жизненный опыт, выстроить систему ценностей и установок [6, с. 516].

Детско-юношеский спорт влияет на физическое и нравственное воспитание, укрепляет здоровье детей и подростков, приобщает их к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также создаёт необходимые условия для самореализации спортивно одарённых детей.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Свердловской области от 29 октября 2013 года № 1332-1111 // Электронный фонд Правовой и нормативно-технической документации «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/453135166 (дата обращения: 10.03.2017).
3. Об утверждении комплекса мер по содействию развитию физической культуры и спорта в Свердловской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Приказ Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области от 24 января 2014 года № 28/ОС // Электронный фонд Правовой и нормативно-технической документации «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/430548008 (дата обращения: 10.03.2017).
4. Развитие физической культуры, спорта и молодёжной политики Свердловской области в 2015 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области. URL: http://minsport.midural.ru/tmp_file/file_56fe7d623e3a0.pdf (дата обращения: 10.03.2017).
5. Статистический отчет 1-ФК по итогам 2016 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области. URL: http://minsport.midural.ru/tmp_file/file_58b94f48440a5.pdf (дата обращения: 10.03.2017).
6. Мальгин В. Е. Роль детского спорта в процессе социализации личности / В. Е. Мальгин, В. П. Заварин,// Молодой ученый. 2014. №17. С. 515-517.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (06.04.2018)
Просмотров: 35 | Теги: детско-юношеский спорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь