Четверг, 20.02.2020, 04:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

С.Д.Гринько

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Аннотация. В статье рассматриваются опасность коррупции в правоохранительных органах для национальной безопасности страны и ее отличие от коррупции в иных сферах. Анализируются виды противоправной деятельности сотрудников правоохранительных органов коррупционной направленности и тенденции привлечения к уголовной ответственности. Установлены причины, порождающие коррупцию, и условия, способствующие ее появлению и распространению, предлагаются меры противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность, преступная деятельность, причины, условия, распространение, угрозы, предупреждение, противодействие, меры борьбы.

 

Несмотря на принимаемые антикоррупционные меры, коррупция приобрела системный характер и стала одной из угроз национальной безопасности России. В результате коррупция влияет на эффективность деятельности всех органов власти, приводит к их дезорганизации и замедляет развитие страны [1, с. 155].

Коррупция в правоохранительной сфере, особенно в уголовном судопроизводстве - крайне опасное для государства и общества явление, которое ведет к совершению преступлений, в том числе и тяжких, оказывает отрицательное влияние на судопроизводство и объективность принимаемых судебных решений. Под вопросом может оказаться конституционная безопасность государства, дееспособность федеральных и региональных органов исполнительной власти, а в конечном итоге - управляемость страной [2, с. 190 - 191].

Криминализация деятельности правоохранительных органов зависит от уровня их коррупционности. Получение взяток сотрудниками правоохранительных органов влияет на уровень раскрываемости преступлений, прекращение уголовных дел и вынесение других процессуальных решений, связанных с освобождением от уголовной ответственности виновных, а также на категории мер пресечения (задержание, содержание под стражей или не связанных с ограничением свободы), фальсификацию материалов уголовных дел или доследственных проверок, вынесение незаконных решений и др. [3, с. 32].

В последние годы статистическая картина динамики коррупционной преступности меняется: отмечается стабилизация, и даже некоторое сокращение такой преступности, например, числа регистрируемого взяточничества, однако, это подвергается сомнению учеными, практическими работниками и результатами социологических опросов населения. Это говорит лишь об эффективности правоохранительной деятельности по выявлению и пресечению коррупционных проявлений [4, с. 75].

Коррумпированность правоохранительных органов отличается от коррумпированности иных сфер жизнедеятельности тем, что лица, призванные ей противостоять, влияют на эффективность такого противодействия и могут свести его к нулю или определенному минимуму, а также повлиять на выявление иной преступности. Неисполнение принципа неотвратимости наказания за противоправное деяние создает условия для совершения новых преступлений и правонарушений, способствует росту их количества.

Отличительной особенностью коррупции в правоохранительных органах является ее большая общественная опасность, чем коррупции в других сферах, что способствует и латентности преступлений, которые совершаются сотрудниками этих органов (от 60 % до 90 %).

Коррупционными преступлениями является и участие сотрудников правоохранительных органов в преступлениях организованных групп и преступных сообществ, в том числе и в самой распространенной сфере - незаконном обороте нар - котиков. Неоднократно на эту повышенную опасность коррупции обращали внимание российские криминологи и Международный комитет по контролю за оборотом нар - котиками ООН.

В среднем за пятилетний период за совершение коррупционных преступлений привлекается к уголовной ответственности ежегодно - 1295 сотрудников правоохранительных ведомств, основную часть которых составляют сотрудники МВД (68 %), второе место занимают судебные приставы (14,8 %), а третье - сотрудники ФСИН России (8,3 %) [5, с. 180 - 181].

В то же время считать МВД самым коррумпированным правоохранительным ведомством было бы неправильным, так как статистика может свидетельствовать лишь о меньшей латентности коррупции в этом ведомстве. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что именно МВД является самым многочисленными правоохранительным ведомством, так как численность его сотрудников в 16 раз больше численности сотрудников прокуратуры, а Федеральной службы судебных приставов в 18 раз. Поэтому и число совершаемых ими преступлений больше количества преступлений, совершаемых в других правоохранительных органах. Кроме этого, необходимо учитывать и то, что сотрудники МВД находятся на переднем крае борьбы с преступностью и чаще других общаются с представителями преступного мира и имеют обратное на них влияние [6, с. 32].

Основными секторами коррупционного рынка остаются: распределение бюджетов; управление различными формами государственной, региональной и муниципальной собственности; распределение природных ресурсов; осуществление правоохранительных функций; государственные заказы [7, с. 195].

Третья часть совершаемых сотрудниками правоохранительных органов преступлений, имеющих коррупционную направленность, это превышение должностных полномочий (27 %), непосредственно получение взятки - 24 %, 13 % преступлений являются служебным подлогом и 13 % - злоупотреблением должностными полномочиями, 10 % связаны с мошенничеством, а 3 % - это растрата либо присвоение, около 2 % - регистрируется в сфере незаконного оборота нар - котиков, 8 % преступлений совершается с использованием должностного положения [5, с. 183].

Анализ ситуации позволил выделить следующие виды противоправной деятельности сотрудников правоохранительных органов коррупционной направленности:

- предательство интересов службы путем раскрытия объектам разработки содержания полученной оперативным путем информации об их преступной деятельности;

- совершение сотрудниками должностных преступлений из корыстной и иной личной заинтересованности;

- организация и проведение «заказных» проверок и уголовных преследований в отношении конкретных лиц и предприятий;

- покровительство на возмездной основе отдельным предпринимателям и коммерческим структурам («крышевание»);

- сращивание сотрудников правоохранительных органов с различного рода криминальными группировками с целью участия в их подпольном бизнесе (организация проституции, торговля оружием и боеприпасами, незаконный оборот нар - котических средств);

- мошеннические действия, когда за вознаграждение сотрудники правоохранительных органов имитируют решения каких-либо вопросов (не привлечение к уголовной и административной ответственности, изменение меры пресечения и т. п.) [2, с. 192].

В целях противодействия коррупционной преступности необходимо определение факторов, причин и условий, способствующих ее распространению. К ним относятся организационно-управленческие, социально-экономические, психологические и правовые факторы.

Правовые связаны с отсутствием законодательного понятия коррупционных преступлений, полного перечня этих преступлений и пробелы формирования правовых норм, а также несовершенство подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок противодействия коррупции.

Криминологические исследования свидетельствуют о том, что практические работники правоохранительных ведомств именно такие факторы называют играющими главную роль в распространении коррупционной преступности, препятствующими эффективной борьбе с ней.

Социально-экономические факторы распространения коррупции связывают со средними и низкими заработными платами сотрудников правоохранительных ведомств. Указание на такие факторы является не вполне обоснованным, так как без правового и нравственного воспитания лишь только повышение заработной платы не может решить задачу противодействия коррупции в этих ведомствах. Необходимо также учитывать, что наше государство не может конкурировать с представителями организованной преступности, которые могут предложить большую сумму.

К организационно-управленческим факторам относят неудовлетворительную деятельность управлений собственной безопасности правоохранительных органов, их малочисленность, непрофессионализм сотрудников, их коррупционные проявления, неудовлетворительный прокурорский надзор и ведомственный контроль, а также недостатки обучения, подбора и воспитания кадров.

К факторам психологического характера противодействия коррупционной преступности в правоохранительных ведомствах относят недостатки правовой культуры сотрудников правоохранительных органов как одного из срезов общества с его недостатками [5, с. 185 - 186].

По мнению экспертов, одной из причин сохранения высокого уровня коррупции в стране является отсутствие системности в работе правоохранительных структур в борьбе с коррупционными проявлениями, значимых результатов в борьбе с мздоимством в верхних эшелонах органов государственной власти и управления. Не в последнюю очередь неудовлетворительная работа правоохранителей в этом направлении связана с коррумпированностью самих органов суда, прокуратуры, юстиции и внутренних дел [2, с. 190].

Сохраняющийся высокий уровень коррупции в правоохранительной сфере связан и с особым правовым статусом лиц, являющихся сотрудниками органов следствия, суда и прокуратуры.

Конституционное положение статьи 122 о неприкосновенности судей распространяется в равной степени на судей Конституционного Суда Российской Федерации, общей юрисдикции, арбитражных и военных судов. Статьей 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации» разрешается проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи только после возбуждения уголовного дела.

На практике судьями при рассмотрении уголовных дел в отношении своих коллег в суде положение ст. 16 трактуется как безусловный запрет на проведение всех без исключения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и применение аппаратуры записи лицом при посещении служебного помещения или жилища судьи с его согласия.

Согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 17 ноября 1995 года «О прокуратуре в Российской Федерации» любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Таким образом, полученные оперативным путем сведения о противоправных действиях прокурора должны представляться вышестоящему прокурору, который в целях их проверки может поручить проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий, что также делает прокуроров неприкосновенными при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Аналогично ст. 29 Федерального закона от 28 декабря 2010 года «О следственном комитете Российской Федерации» трактует неприкосновенность от проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении сотрудников Следственного комитета.

Законодательно закрепленный запрет на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении указанных категорий сотрудников по сути является исключением принципа равенства всех граждан перед законом и создает условия для их коррупционного поведения.

Ограничения в проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении работников органов суда, прокуратуры и Следственного комитета, существенно затрудняют выявление и расследование преступлений коррупционной направленности. Преступления указанной категории имеют высокий латентный характер и с ними можно успешно бороться только оперативным путем.

Коррупционные преступления, совершаемые судьями, прокурорами и следователями СК РФ, с использованием должностного положения, несут огромную общественную опасность, поэтому в целях успешной борьбы с ними необходимо снять законодательные ограничения на проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении указанных категорий государственных служащих. Это поможет существенно оздоровить ситуацию в этих органах, повысить их авторитет в глазах граждан и укрепит правопорядок в стране.

Способствуют росту коррупционных проявлений в правоохранительной сфере и ослабление контроля за работой следователей. Как известно, прокуроры были лишены ряда надзорных полномочий, что привело к очевидному дисбалансу правозащитного механизма.

Это стало приводить к многочисленным случаям возбуждения уголовных дел в отношении не виновных лиц, нарушениям квалификации противоправных деяний, незаконным заключениям под стражу обвиняемых и подозреваемых.

Прокурорами вносятся представления об устранении выявленных ими правонарушений, но исполнение таких требований законодательно не закреплено, поэтому руководители следственных подразделений заявляют о несогласии с ними. Прокуроры часто неоднократно вносят представления об устранении тех же самых нарушений закона, что отражается на правах участников судопроизводства.

Кроме того, не выполняются и требования прокуроров о предоставлении материалов доследственных проверок и уголовных дел, что приводит к фактам не принятия следователями решений по уголовным делам годами. Прокуроры неоднократно отменяют одни и те же необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, но они следователями выносятся вновь, что является новой формой освобождения от уголовной ответственности виновных лиц и укрывательством преступлений. На это обращал внимание Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка в выступлении в Государственной Думе на тему: «Уголовная политика в Российской Федерации: проблемы и решения».

Эти недостатки прокурорского надзора за органами предварительного следствия необходимо устранить, так как они слишком дорого обходятся нашему государству и обществу. Надо законодательно наделить прокуроров всеми необходимыми надзорными полномочиями [2, с. 192 - 194].

В качестве совершенствования противодействия коррупции в правоохранительной сфере необходимо:

1. Пункт «о» ст. 63 УК РФ, устанавливающий в качестве отягчающего наказание обстоятельства совершение умышленного преступления сотрудником органов внутренних дел изложить как «совершение умышленного преступления сотрудником правоохранительного органа».

2. Отменить применение условного осуждения по коррупционным преступлениям в
отношении сотрудников правоохранительных органов [8, с. 115].

3. Восстановить в УК РФ конфискацию имущества в связи с неэффективностью штрафов.

Такого же мнения придерживаются многие криминологи и ученые по уголовному праву [9, с. 56]. Результаты криминологических и социологических исследований показывают, что такой же точки зрения придерживаются большинство опрошенных граждан (53 %) и сотрудников правоохранительных органов (78 %) [10, с. 5].

4. Обеспечение открытости перед населением фактов коррупционных преступлений и результатов расследований, освещений в средствах массовой информации, проведения личных приемов граждан с заявлениями о коррупции.

5. Взаимодействовать с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам
противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества.

6. Грамотное построение кадровой политики, путем качественного отбора кандида
тов на службу, повышения уровня престижа правоохранительных органов в обществе, увеличения конкурса на должности и введения системы ротации.

7. Увеличение материальной обеспеченности и социальной защищенности работни
ков правоохранительных ведомств и их семей [7, с. 197 - 198]. Указанные меры будут способствовать активизации и повышению эффективности противодействия коррупции в правоохранительных органах.

Литература

1. Александрова Л.И. Проблемы противодействия коррупции в таможенных органах // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. М., 2015. C. 155 - 161.
2. Мохов Е.А. Коррупция в правоохранительной сфере и меры по ее ограничению // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. М., 2015. С. 189 - 194.
3. Королева М.В. Роль коррупции и криминализация правоохранительной деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 1. С. 32 - 36.
4. Королева М.В. Коррупция как фактор самодетерминации преступности // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. М., 2015. С. 71 - 78.
5. Илий С.К., Павловская Н.В. Состояние и основные проблемы противодействия коррупции в правоохранительных органах // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. М., 2015. С. 179 - 189.
6. Смирнов А.Ю. Корыстные должностные преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел: уголовно-правовая и криминологическая характеристика: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2010. 34 с.
7. Османова Н.В. Состояние и меры противодействия коррупции в правоохранительных органах // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. М., 2015. С. 194 - 199.
8. Бибик О.Н. Закон о противодействии коррупции нуждается в существенных изменениях // Современное право. 2010. № 3. С. 115 - 117.
9. Гаврилов В.В. Совершенствование уголовно-правового противодействия коррупции // Мир юридической науки. 2014. № 4. С. 56 - 62.
10. Волков К.А. Уголовно-правовые проблемы противодействия коррупционным преступлениям // Российский следователь. 2011. № 5. С. 5 - 9.

Источник: Научно-практический журнал «Северо-Кавказский юридический вестник». 2019. № 4


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (20.01.2020)
Просмотров: 62 | Теги: коррупция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь