Пятница, 20.09.2019, 21:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ МАГИСТРАНТАМИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ И ОШИБОК ОФОРМЛЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ФОРМАТЕ

Абдрахманова И.В., кандидат педагогических наук, доцент Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ МАГИСТРАНТАМИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ И ОШИБОК ОФОРМЛЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННОМ ФОРМАТЕ

В статье представлены данные констатирующего эксперимента, реализованного в группе магистрантов II курса факультета заочного обучения направления подготовки 49.04.01 Физическая культура. Выявлено несоответствие между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников первой ступени высшего образования, продолжающих обучение в магистратуре, и результатами мониторинга степени освоенности умений интерпретировать результаты собственных научных исследований. Определены операции, нерационально или неверно выполняемые большинством участников. Выделены действия, которые учащиеся игнорируют вследствие отсутствия опыта применения соответствующих алгоритмов. Обоснована актуальность проблемы совершенствования модели формирования информационной культуры магистрантов в указанном аспекте.

Ключевые слова: оформление результатов исследования, магистерская диссертация, физкультурное образование.


Формирование профессиональных компетенций, отображающих способность использовать потенциал информационных технологий для организации и осуществления исследовательской деятельности, является одной из основных целей при освоении дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании» магистрантами II курса факультета заочного обучения направления подготовки 49.04.01 Физическая культура [3].

Внимание учащихся акцентируется на следующих операциях, реализуемых посредством применения современных технологических средств:

- разработка теоретической модели, адекватно отображающей исследуемое явление или процесс в аналитической, графической или иной форме [1];

- проектирование условий осуществления констатирующего или формирующего эксперимента;

- обработка данных экспериментальной работы с целью выявления возможных связей и их последующая интерпретация в прикладном аспекте;

- графическое отображение результатов измерений или их статистической обработки;

- прогнозирование результатов экспериментального воздействия при варьировании совокупности внешних факторов;

- оптимизация или корректировка абстрактной модели на основе учета случайных (неслучайных) флуктуаций значений показателей, определяющих ее соответствие выявленным закономерностям.

Вопросы, связанные с оформлением результатов исследований в электронном формате, не являются приоритетными, так как предполагается, что все учащиеся второй ступени высшего образования имеют достаточный опыт данной деятельности. Наблюдения, проводимые в течение 2016-2018 гг., показывают, что такой подход несостоятелен: магистранты не учитывают множество явлений, вследствие которых информация, представленная в указанном выше формате, получает негативную экспертную оценку.

Констатирующий эксперимент предусматривал выполнение учащимися комплекса заданий, представленных в таблице 1.

Таблица 1
Содержание практических работ по организации текстовых документов, представленных в электронных ресурсах

Выполнение первого задания вызвало ряд трудностей. Магистранты производили копирование информации, не отслеживая сохранение указанных характеристик форматирования:

- шрифт (тип, размер, начертание, интервал);

- стиль текста (заголовок, обычный и прочее);

- абзац (величина отступа, интервал до абзаца, интервал после абзаца, междустрочный интервал, уровень текста);

- характеристики макета таблицы (выравнивание ячеек, отступы внутри ячеек и прочее).

В процессе первичной оценки большинства работ магистрантам было предложено исправить допущенные ошибки. Коррекция - настройка параметров при вставке фрагмента из одного текстового документа в другой - производилась в режиме непосредственного ввода. Студенты не были знакомы с алгоритмом, представленным на рисунке 1.

Рис. 1. Пошаговая программа настройки параметров вставки

Вставка в пределах одного документа и вставка в другой документ допускается при выборе одного из следующих режимов:

• «сохранить исходное форматирование (по умолчанию)» - копируемый текст включается в данный документ или целевой документ без изменения стиля, размера, начертания шрифта;

• «использовать форматирование конечного фрагмента» - производится отмена большинства характеристик исходного форматирования скопированного текста, к которому применяются стилевые характеристики абзаца, в который внедряется фрагмент;

• «сохранить только текст» - аналогично предыдущему режиму исключаются исходные характеристики; производится удаление графических объектов и любых нетекстовых элементов; таблицы преобразуются в текстовые блоки, представляющие собой последовательность абзацев.

Ознакомление с представленными режимами может быть дополнено информацией о вставке в другой документ при конфликте стилей. В этом случае доступна функция «использовать форматирование конечного фрагмента», при активации которой производится отмена большей части параметров исходного форматирования, но сохраняется выделение части копируемого текста (например, полужирный курсив) [2].

Инструктирование магистрантов позволило частично оптимизировать коррекционную работу. При этом согласно результатам наблюдений, были выделены часто регистрируемые ошибки и трудности, представленные в таблице 2.

Таблица 2
Распределение магистрантов II курса факультета заочного обучения направления подготовки 49.04.01 Физическая культура ФГБОУ ВО «ВГАФК» в соответствии с допускаемыми типичными ошибками при выполнении работы по теме 1

После тщательного анализа допущенных ошибок и выявления причин их возникновения магистранты были ознакомлены с инструкциями по устранению указанных недостатков. Пример рекомендаций представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Алгоритм введения нумерации страниц и исключения номера на титульном листе

Следующий этап констатирующего эксперимента позволил оценить эффективность использования предложенных алгоритмов. Выполнение работы по теме 2 «SEO анализ текста и сравнение текстов» предусматривало преобразование текстовых фрагментов статей изданий, включенных в Перечень ВАК, для ссылок в теоретической части магистерской диссертации. Отчет по теме 3 «Представление результатов научных исследований с помощью информационных технологий» содержал задание по составлению эссе. Требования к оформлению текста были аналогичными.

Итоги оценки относительного числа студентов, допустивших указанные выше ошибки, при выполнении работ по темам 1 и 3, представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Распределение типичных ошибок, допускаемых в работах магистрантов при освоении дисциплины «Информационные технологии в науке и образовании»

Констатирующий эксперимент подтверждает актуальность проблемы совершенствования модели формирования информационной культуры магистрантов, в частности, умений работать с текстовыми документами, представленными в электронном формате.

 

Литература

1. Организационно-методические основы обучения с использованием дистанционных технологий в вузах физической культуры: монография / под ред. Н.В. Стеценко, А.Ю. Илясовой. - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2018. - 222 с.
2. Управление форматированием при вставке текста: Word для Office 365 Word 2019 Word 2016 Word 2013 Word 2010 Word 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://support.office.com/ru-ru/article/ (дата обращения 24.11.2018г.)
Итоги оценки относительного числа студентов, допустивших указанные выше ошибки, при выполнении работ по темам 1 и 3, представлены на рисунке 3.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2015 г. N 376. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/4/1181 (дата обращения 29.11.2018г.)

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (26) - 2018


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (10.09.2019)
Просмотров: 9 | Теги: Диссертация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь