Пятница, 20.07.2018, 05:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА К ТЕСТИРОВАНИЮ НОРМАТИВОВ ГТО

А.Б.Портнов, А.Н.Титов, Н.А.Марянинов

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА К ТЕСТИРОВАНИЮ НОРМАТИВОВ ГТО

Исследованы проблемы подготовки студентов гуманитарно-педагогического вуза к выполнению нормативов 6-й возрастной ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на примере филологического факультета (девушки). Особое внимание уделено формам и методам работы по подготовке студентов к сдаче комплекса ГТО. Даны сравнительные результаты практического исследования показателей за три года, сделаны выводы по методике подготовки в процессе самостоятельных занятий.

Ключевые слова: нормативы ГТО, комплекс упражнений, проба Руфье, выносливость, физическая подготовленность.

 
Сегодня всё большую актуальность приобретает комплекс ГТО, направленный на формирование у населения здорового образа жизни. Внедрение нормативов в практику физической культуры актуализирует необходимость контроля уровня физической подготовленности студентов вузов с дальнейшей коррекцией по мере необходимости. Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности [1]. В свою очередь, отметим особую важность физической культуры в подготовке будущих специалистов для работы с детьми разных возрастных групп в любой сфере педагогической деятельности [2].

18-29 лет (VI возрастная ступень комплекса ГТО) — это этап наибольшего расцвета физических и творческих сил организма. В этот период весьма существенна роль физических упражнений как средства, позволяющего студентам приобрести такие желаемые ими черты, как стройность фигуры, лёгкость походки, красота осанки, жизненно необходимые навыки и умения.

Достигнув необходимой физической подготовленности, студентки приобретают базу, на основании которой можно справляться с различными видами двигательной деятельности. Подготовка и сдача нормативов ГТО гарантирует студентам хорошее здоровье, запас сил и изящный вид на долгие годы при систематических занятиях физическими упражнениями в течение всей жизни.

Цель исследования: определить уровень физической подготовленности студентов филологического факультета ЮУрГГПУ и определить эффективность специальных упражнений, влияющих на скоростно-силовую подготовку испытуемых на определённых этапах обучения.

Организация исследования: педагогические наблюдения проводились со студентами трёх курсов филологического факультета с сентября 2015 г. по май 2017 г.

Мы считаем, что основным методом тренировки в функциональной подготовке студентов и развития физических качеств, таких как выносливость и скорость, является равномерный метод тренировки, который включает в себя кроссовую подготовку с постепенным увеличением объёма, километража, прыжковую подготовку и т. д. После равномерной тренировки целесообразно применять бег на коротких отрезках и прыжковые упражнения [5].

Бег является основным средством для развития выносливости к длительной работе. Он обеспечивает такое состояние, при котором организм не чувствует усталости. Это двигательное качество является ведущим в физической подготовленности человека, определяющей функциональные возможности всех органов и их систем [3]. Начинать занятия бегом следует с небольших дистанций, постепенно их увеличивая. Следует отметить, что в оздоровительном беге существенную роль играет самоконтроль. Для самостоятельных занятий бегом мы предлагаем использовать таблицу: в одной строке указывать длину в метрах, в другой — продолжительность бега в минутах (табл. 1).

В результате педагогического эксперимента мы получили следующие данные (табл. 2-4).

Прыжковая выносливость — способность к многократному повторному выполнению прыжковых действий с оптимальными мышечными усилиями. Мышечная работа носит локальный характер.

Таблица 1
План самостоятельных занятий бегом

Таблица 2
Результаты тестирования студентов 1-го курса (2-й семестр)

Таблица 3
Результаты тестирования студентов 2-го курса (4-й семестр)

Таблица 4
Результаты тестирования студентов 3-го курса (6-й семестр)

Чем больше локальный характер носит выполняемое упражнение, тем в более анаэробных условиях проходит мышечная работа. Способность продолжать работу в бескислородных условиях обеспечивается как анаэробными возможностями, так и волевой подготовкой спортсмена [4].

В процессе многолетней подготовки прыгун развивает такие основные двигательные качества, как быстроту движений, силу и прыгучесть, каждое из которых должно проявляться многосторонне. Прыжково-имитационные упражнения доступны и просты в техническом исполнении.

Результаты исследования и их обсуждение. Из табл. 2-4 видно, что предложенная нами методика, основанная на развитии базового уровня выносливости, дала следующие результаты:

У обследованных студенток первого курса слабым местом являлись бег на короткие и длинные дистанции, а также прыжки в длину. Хорошими можно назвать показатели индекса Руфье, гибкости, силы и теоретической подготовки. Следовательно, необходимо уделить особое внимание упражнениям на выносливость и скоростно-силовому блоку, специальным беговым упражнениям в сочетании с прыжковыми. Предлагаемая нами методика включала в себя медленный продолжительный бег от 30 до 60 мин и спринтерские отрезки по 40-50 м с перерывами на отдых по 4-5 мин.

На втором курсе показатели индекса Руфье, выносливости, физической подготовки студенток значительно выросли, что, возможно, обусловлено переходным физиологическим периодом организма и действием предложенной нами методики. На занятиях следует уделять внимание упражнениям на тренажёрах; продолжить длительный бег в равномерном темпе, в том числе с ускорением на отрезках 60-100 м с перерывами на отдых по 4-5 мин; прыжки и специальные беговые упражнения с добавлением прыжковых.

На третьем курсе показатели тестовых испытаний студенток улучшились, что свидетельствует об их подготовленности к сдаче нормативов ГТО. Следует отметить, что при подборе методики тренировок к выше рекомендуемым упражнениям следует добавлять соревновательный момент: игры и эстафеты с целью повышения мотивации и улучшения эмоционального настроя на учебный процесс.

Выводы. Предложенная методика подготовки к сдаче нормативов ГТО основывается на развитии базового качества (выносливости) и позволяет повысить сопряжённые качества: силу и скорость, уровень здоровья, резервные возможности организма. Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что лишь систематическое выполнение комплексов упражнений, предложенных в данной статье, а также высокий уровень мотивации к занятиям физической культурой и спортом будут способствовать успешной сдаче нормативов ГТО и позволят каждому достичь в определённой мере физического совершенства.

Список литературы

1. Физическая культура студента : учебник / под ред. В. И. Ильинича. — М. : Гардарики, 2000. — 448 с.
2. Михайлов, А. Ю. Развитие физической культуры личности студента в образовательном процессе высшего учебного заведения [Электронный ресурс] / А. Ю. Михайлов // Грани познания. — 2014. — № 3 (30). — С. 116-120. — URL: http://grani.vspu.ru/files/ publics/1394792727.pdf
3. Черкасов, И. Ф. Методика развития физических качеств юношей старших классов на дополнительном уроке физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. Ф. Черкасов. — Екатеринбург, 2005. — 23 с.
4. Черкасов, И. Ф. Методические аспекты специальной подготовки квалифицированных спортсменов (на примере ачери-биатлона) / И. Ф. Черкасов, С. А. Айткулов, А. В. Азанов // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. — 2016. — № 9. — С. 119-123.
5. Черкасов, И. Ф. Особенности методики развития специальной выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительный период / И. Ф. Черкасов, С. А. Ярушин, В. З. Смирнова, С. А. Айткулов, // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. — 2014. — № 13. — С. 83-86.

Для цитирования: Портнов, А. Б. Проблемы подготовки студентов гуманитарного вуза к тестированию нормативов ГТО / А. Б. Портнов, А. Н. Титов, Н. А. Марянинов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 87-90.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (26.06.2018)
Просмотров: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь