Вторник, 21.02.2017, 03:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ТОРГОВОГО ПРАВА

Предыдущая страница   Читать дальше

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ТОРГОВОГО ПРАВА

Т.А. БАТРОВА

Батрова Т.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала МосУ МВД России.

Торговое право в свое время формировалось как право торговцев, а, следовательно, его предмет определялся по субъективному критерию, что означало отнесение к нему всего круга правоотношений, в которые оказывались вовлеченными торговцы при осуществлении своей деятельности. Стирание сословных различий и предоставление прав торговли широкому кругу лиц сместило акценты на сами торговые акты. На первый взгляд это должно было дать новый импульс развитию данного элемента правовой системы. Однако ситуация еще более усложнилась, поскольку для многих специалистов самостоятельность торгового права связывалась и до сих пор связывается исключительно со спецификой некоего корпоративного статуса его основных субъектов. Если же взять за основу объективный критерий, то остаются вопросы: какую деятельность можно назвать торговой и допустимо ли включать в предмет торгового права деятельность, так или иначе сопутствующую ей, а если да, то до какого предела?

В настоящее время вопрос о предмете торгового права решается в зависимости от того, как определяется его правовая природа, что не исключает различий в трактовках сторонников того или иного подхода. В частности, при рассмотрении торгового права как подотрасли гражданского права в его предмет в одних случаях включают общественные отношения в сфере торговой деятельности <1>, в других - только в сфере профессиональной торговой деятельности <2>, в третьих - отношения в сфере оптовой торговли <3>. Иногда в качестве предмета торгового права рассматривают сам торговый оборот как часть имущественного оборота, регулируемого нормами гражданского права <4>.

--------------------------------

<1> См.: Бойкова О.С. Торговое право: Учеб. пособие. М., 2009. С. 14.

<2> См.: Назаров И.В. Коммерческое право Российской Федерации: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2008. С. 6.

<3> См.: Андреева Л.В. Теоретические проблемы коммерческого права России: Дис. .. докт. юрид. наук. М., 2004. С. 44; Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право. М.: Юристъ, 2008. С. 15.

<4> См.: Беляева О.А. Коммерческое право России: Курс лекций. М., 2009. С. 17.


Наиболее обоснованной представляется трактовка предмета торгового права как совокупности отношений, возникающих в сфере торговли. Ограничение же его профессиональной деятельностью посредников вряд ли оправданно, поскольку фактически исключает из сферы правового регулирования производителей товаров. Между тем, как справедливо отмечает Б.И. Пугинский, "торговый оборот начинается с продажи изготовителем произведенного им продукта" <1>.

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право: Учебник. М., 2008. С. 23.


Также вряд ли будет правильным ограничиваться сферой оптового товарооборота, включая в предмет торгового права только правоотношения, связанные с реализацией товаров их непосредственным производителем или иным продавцом покупателю, приобретающему их для использования в собственной предпринимательской деятельности или для перепродажи. Подобный подход вряд ли оправдан, поскольку явных причин для жесткого разграничения оптового и розничного товарооборота не имеется. Более того, очевидным представляется тот факт, что специфика розничного товарооборота предопределяет и особенности организации оптового. Не случайно одной из целей государственного регулирования торговой деятельности было признано обеспечение доступности товаров для населения, а также соблюдения его прав и законных интересов (ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" <1>).

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.


Рассмотрение торгового права как подотрасли предпринимательского права обусловливает принципиально иной подход к решению этого вопроса. Так, Л.В. Андреева выделяет три группы правоотношений: между коммерсантами, а также между коммерсантами и предпринимателями; поставщиками и покупателями; коммерческо-управленческие и внутрикоммерческие <1>.

--------------------------------

<1> См.: Андреева Л.В. Указ. соч. С. 46.


Довольно своеобразно предмет торгового права представлен сторонниками рассмотрения его как комплексной отрасли. Анализ законодательных источников и научной литературы позволяет выделить ряд спорных моментов, которые касаются возможности включения в предмет торгового права вопросов государственного регулирования торговой деятельности, отнесения к нему потребительских отношений, внешнеторговой деятельности, трудовых отношений, возникающих в торговой сфере, налогообложения и т.п.

Ряд ученых, связывая торговое право исключительно с внутренним торговым оборотом, включают в его предмет управленческие, финансовые, трудовые отношения, возникающие при осуществлении торговой деятельности, а также отношения, связанные с привлечением виновных лиц к административной и уголовной ответственности за правонарушения, связанные с торговлей <1>. Тем самым поддерживается позиция, в свое время высказанная В.А. Язевым, относившим к предмету торгового права все правовые отношения, возникающие в сфере деятельности внутренней торговли, в том числе сложный комплекс правоотношений в сфере торгового обслуживания населения, в особенности, регулирования гарантий прав покупателей в их отношениях с торговыми предприятиями; правоотношения, возникающие в процессе обеспечения внутренней торговли товарами народного потребления, выполнения работ и услуг, связанных с надлежащим торговым обслуживанием покупателей, т.е. в сфере хозяйственных связей торговли с другими отраслями. Нормы этой отрасли, считал он, призваны определить правосубъектность граждан и торговых предприятий, в том числе в личных неимущественных отношениях в торговле. Особую группу должны составлять правовые требования к торговому персоналу, включая заключение трудового договора и применение административных санкций <2>. Следует заметить, что подобный подход нередко прослеживается и в зарубежных изданиях по коммерческому праву.

--------------------------------

<1> См.: Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. М., 2002. С. 37.

<2> Там же. С. 70 - 71.


Трудно объяснить позицию, которую заняли по данному вопросу авторы учебника "Коммерческое право" под редакцией М.М. Рассолова, П.В. Алексия и И.В. Петрова. Рассматривая коммерческое право как "часть гражданского права, выделение которой вызвано практическим интересом" <1>, они включили в его содержание главы, посвященные государственному регулированию коммерческой деятельности, административной ответственности, а также преступлениям в сфере коммерческой деятельности. В более ранних изданиях можно обнаружить даже разделы, посвященные рассмотрению и разрешению гражданских дел в арбитражном суде и правовому регулированию налоговых отношений <2>. И в том, и в другом случае специфика собственно торговых отношений так и не была продемонстрирована. Также не вполне последовательной представляется позиция О.С. Бойковой, которая, признавая торговое право подотраслью гражданского и отмечая некоторые особенности субъектного состава и объектов торгового права, рассматривает правовое регулирование таможенного дела и порядок разрешения коммерческих споров <3>.

--------------------------------

<1> Коммерческое право / Под ред. М.М. Рассолова, П.В. Алексия, И.В. Петрова. М., 2009. С. 11.

<2> Там же (М., 2001).

<3> См.: Бойкова С. Указ. соч. С. 399 - 427.


Сторонники торгового права как самостоятельной отрасли права также не выработали единого подхода. Связывая предмет торгового права с правовым регулированием торговой деятельности <1> и относя к нему совокупность общественных отношений, складывающихся в результате торговой деятельности, а также в результате деятельности по обслуживанию торговли <2>, они по-разному определяют круг этих отношений.

--------------------------------

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право: Учебник. С. 22.

<2> См.: Коммерческое право: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Постового. М., 2006. С. 10.


Существенным вопросом, подлежащим решению при определении предмета торгового права, является возможность включения в него правового регулирования внешней торговли в контексте обеспечения благоприятных условий для ее осуществления, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации. Основным препятствием здесь являются принципиально иные условия осуществления торговой деятельности, сопряженной с перемещением товаров через таможенную территорию двух и более государств, а следовательно, необходимостью соблюдения таможенных формальностей, учета запретов и ограничений, установленных для защиты экономических интересов государств. Отсюда же вытекает и другой аспект рассматриваемой проблемы - доминирование императивных предписаний государств, реализующих тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеторговой сферы. Все это с трудом укладывается в понятие торгового права как отрасли частного права, а тем более подотрасли гражданского права.

Между тем фактически вне правового поля остаются характерные только для внешней торговли типы операций, к которым помимо экспорта и импорта относятся и встречные сделки, среди которых выделяют бартерные, компенсационные, сделки типа "свитч", авансовые закупки, соглашение об "оффсете" и др. Каждая из них строится по определенной модели договора, основные условия которого можно было бы определить нормативно. Пока же приходится ограничиваться императивным предписанием п. 3 ст. 162 ГК РФ относительно последствий несоблюдения простой письменной формы внешнеэкономической сделки и коллизионными нормами ст. ст. 1209 - 1212 Кодекса.

Не затрагиваются и вопросы внешнеторгового посредничества, которое обеспечивает половину всего международного товарооборота благодаря увеличению экономичности совершаемых операций за счет повышения оперативности при сбыте товаров, их конкурентоспособности в результате сокращения сроков поставок со складов; привлечения финансовых средств посредников в виде авансов, кредитов на создание сбытовой сети; получения достоверной информации от посредника об оценке качества и конкурентных свойствах товара; реализации товаров на более благоприятных для продавца условиях за счет оперативного учета посредниками конъюнктуры товаров на внешнем рынке <1>. Прежде всего, последнее касается консигнационных договоров, являющихся порождением международной коммерческой практики <2>. При этом суть консигнационной торговли состоит в организации продажи товаров по поручению их владельцев со складов, находящихся за границей.

--------------------------------

<1> См.: Николюкин С.В. Консигнационные соглашения в международном коммерческом обороте: особенности и практика разрешения споров // Таможенное дело. 2009. N 1.

<2> См.: Беляева О.А. Предпринимательское право: Учеб. пособие. М., 2006. С. 233.


В контексте именно внешней торговли можно определить и правовой статус фирмы-стокиста, которая обслуживает экспортно-импортные операции и которая располагает собственными складами и перевалочными пунктами и осуществляет функции, близкие к оптовой торговле. В стране импортера фирма осуществляет операции на основе договора о консигнационном складе, который заключается в дополнение к основному договору комиссии.

Одним словом, во внешнеторговой деятельности достаточно правовых вопросов, не осложненных государственным вмешательством, которые, как представляется, требуют к себе определенного внимания. Этим, видимо, объясняется включение Н.В. Постовым главы о сделках в области внешнеторговой деятельности в курс коммерческого права <1>, что нельзя не приветствовать.

--------------------------------

<1> См.: Постовой Н.В. Коммерческое право. М., 2006. С. 151 - 178.


Дискуссионным остается вопрос о возможности отнесения к предмету торгового права потребительских отношений, поскольку "оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отличаются от розничных сделок" <1>. Соответственно, у сторонников узкой трактовки торгового права вопрос о месте правовых норм, регулирующих вопросы защиты прав потребителей, в системе торгового права автоматически снимается, поскольку розничных торговый оборот оно вообще не рассматривают.

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право: Учебник. С. 25.


Следует заметить, что место потребительских отношений в системе российского права определяется вообще по-разному. В зарубежных странах, где защита прав потребителей - приоритетное направление нормотворчества, последнее стало одним из основных аргументов сторонников рассмотрения потребительского права как особой комплексной отрасли права <1>. Однако подробно рассматривая механизмы защиты прав потребителей, авторы ряда зарубежных изданий вообще не определяют место потребительского права в системе права <2>, хотя иногда признают, что оно пронизывает несколько правовых сфер <3>. S. Broomfield, не давая определения потребительскому праву, отмечает существование особых потребительских контрактов при покупке товаров, в том числе дистанционной, оказании услуг, страховании и т.п., права по которым защищаются как гражданским, так и уголовным правом <4>. В то же время потребительские отношения нередко рассматриваются в рамках торгового или предпринимательского права (business law) <5>. При этом подчеркивается, что во многих областях одни и те же правила в равной мере применимы и к потребительским, и к предпринимательским сделкам <6>.

--------------------------------

<1> См.: Аврах А.М. Договор с участием потребителей в системе гражданско-правовых договоров: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 10; Раялян А.А. Теоретические основы потребительского права России: цивилистическое исследование: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Казань, 2007. С. 23; Цехер Г.Я. Потребительское право - новая комплексная отрасль российского права (к постановке вопроса) // Российский юридический журнал. 1999. N 1. С. 51 - 64.

<2> См.: Howells G.G., Weatherill S. Consumer Protection Law: Markets and the Law. Aldershot, 2005.

<3> См.: Miller Fr. H., Harrell A.C., Morgan D.J. Consumer Law: Problems and Materials. Austin, Tex.: Butterworth Legal Publishers, 1986. P. 3.

<4> См.: BroomfieldS. Consumer Law: a Comprehensive Guide to all Aspects of Consumer Law. London, 2005. P. 13.

<5> См.: Gillies P. Business Law. Federation Press, 2004. Р. 639 - 684; Latimer P. 2009 Australian Business Law. CCH Australia Limited, 2008. P. 465 - 566; Miller LeRoy R., Jentz G.A. Business Law Today: the Essentials: Text & Summarized Cases-e-Commerce, Legal, Ethical, and International Environment. Mason, OH: Thomson/South-Western West, 2008. P. 407 - 414.

<6> См.: Bradgate R., White F. Commercial Law. Oxford University Press, 2007. P. 4 - 5.


Существует также мнение, что потребительские отношения входят в предмет правового регулирования гражданского права, но обладают определенной спецификой, выражающейся в субъектном составе участников отношений. При этом совокупность правовых норм, регулирующих их, в одних случаях признается институтом гражданского права <1>, в других - его подотраслью <2>. В последнем случае предполагается, что подотрасль включает в себя три института гражданского права: розничной купли-продажи, оказания услуг и выполнения работ, - с чем можно поспорить, в том числе с позиций торгового права. Во-первых, стороной договора розничной купли-продажи не всегда является потребитель. Статья 492 ГК РФ говорит о покупателе товара, предназначенного для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом к "иному использованию" судебная практика (за редким исключением) <3> относит приобретение организациями товаров для совместного потребления <4>, а также для собственных нужд <5>. Потребителем же признается только гражданин, приобретающий товары для указанных выше целей <6>, хотя существует мнение, что данное понятие следует распространить и на коллективных потребителей (потребительское кооперативы, ТСЖ и т.п.) <7>, а иногда и на всех юридических лиц, если они приобретают товары не для предпринимательских целей.

--------------------------------

<1> См.: Кирюшина И.В. Правовой статус потребителя и его реализация в гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2004. С. 18.

<2> См.: Бунина С.Г. Юридическое обеспечение защиты прав потребителей в России: историко-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8 - 27.

<3> См. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 июня 2009 г. по делу N А79-7032/2008.

<4> См.: Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20 сентября 2007 г. по делу N А56-21695/2006; ФАС Поволжского округа от 4 сентября 2008 г. по делу N А12-18550/07; ФАС Волго-Вятского округа от 12 мая 2008 г. по делу N А39-3276/2007; и др.

<5> См.: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 января 2010 г. по делу N А81-1989/2009.

<6> См.: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 23 ноября 2009 г.) (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140).

<7> См.: Кирюшина И.В. Указ. соч. С. 6; Дашко А.В. Теоретико-прикладное моделирование договорных отношений с участием потребителей: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 8.


Во-вторых, рассмотрение договора розничной купли-продажи сквозь призму защиты прав потребителей сделает модель возникающих при этом отношений несколько ущербной в силу явно одностороннего подхода. Кроме того, вряд ли стоит забывать, что нормы потребительского права являются в большинстве своем процедурными и процессуальными. Наконец, вряд ли можно в полном объеме относить к потребительскому праву институты оказания услуг и выполнения работ, учитывая многообразие их проявлений.

Как представляется, вопросы защиты прав потребителей целесообразно рассматривать именно в рамках торгового права, поскольку именно исходя из этого устанавливается большинство требований к организации торговли. Не случайно осознание необходимости правовой защиты потребителей перевернули представления о системе и содержании торгового права в Европе, где соответствующие отношения регламентируются более детально, что позволяет даже выделить несколько направлений регулирования: 1) требования к рекламе как отношениям, непосредственно предшествующим заключению договора; 2) содержание условий договора; 3) средства правовой (в том числе судебной) защиты в случае нарушения договора <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тихоновецкий Д.С. Правовое регулирование договоров с потребителями в европейском праве // Закон. 2003. N 10. С. 96 - 99.


Очерчивая круг отношений, включаемых в предмет торгового права, необходимо определить: ограничить его собственно торговыми операциями или затронуть деятельность, обслуживающую торговлю, без которой осуществление последней будет трудно реализуемо. Проблема, однако, заключается в том, что состав этих отношений определяется по-разному как в российской, так и зарубежной науке.

Немаловажным является и возможность отнесения к предмету торгового права вопросов государственного регулирования торговой деятельности. С одной стороны, невозможно игнорировать устанавливаемые требования к составу участников торгового оборота, способам организации торговли, качеству товаров, процессу ценообразования и т.п. С другой - вряд ли целесообразно в рамках торгового права делать акцент на элементах управления этой сферой экономики. Данное противоречие, на наш взгляд, может быть разрешено на тех же началах, что и вопрос о присутствии публично-правовых элементов в гражданском праве, вызванных реализацией публичных интересов. Последние включают в себя: 1) государственные интересы в той их части, которая отражает интересы общества в целом; 2) общественные интересы, понимаемые как интересы гражданского общества, в той степени, которая соответствует уровню их осознания и которая может быть обеспечена правовой защитой.

Применительно к торговому праву реализация государственных интересов ставит вопрос об особенностях участия в торговом обороте публично-правовых образований, а также созданных при их участии юридических лиц (унитарных предприятий, государственных корпораций и т.п.).

Защита общественных интересов обеспечивается посредством реализации многочисленных требований к участникам торговли, реализуемым ими товарам и т.п. Если рассматривать их не с позиции управления отраслью экономики, а с точки зрения специфики правового статуса и правового режима обращения, то вполне можно остаться в рамках частного права. На это указывают и многочисленные нормы ГК РФ. Так, ст. 469 ГК РФ оговаривает, что в случаях, когда законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. В настоящее время этот вопрос решается на основе Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (ред. от 30 декабря 2009 г.) <1>, а также принимаемых на его основе технических регламентов <2>.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

<2> См., например: Федеральные законы от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (ред. от 22 июля 2010 г.); от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей"; и др.


Статья 49 ГК РФ оговаривает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) <1>. Нормы ГК РФ, закрепляющие права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг (гл. 76), а также устанавливающие требование согласования реорганизации организаций (ст. 57 ГК РФ), создают механизмы защиты конкуренции. И данный перечь можно было бы продолжить. Соответственно присутствие публично-правовых элементов в торговых правоотношениях не мешает считать их отраслью частного права.

--------------------------------

<1> См., например, Федеральные законы от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (ред. от 5 апреля 2010 г.); от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (ред. от 31 мая 2010 г.) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553; 1996. N 51. Ст. 5681.


Однако приходится констатировать, что в отсутствие четких представлений о специфике предмета торгового права возникают разные идеи относительно системной принадлежности той или иной совокупности правовых норм, регулирующих различные аспекты торговой деятельности. Так, электронную торговлю предлагается рассматривать как комплексный правовой институт, в рамках которого с целью отражения специфики договоров, заключаемых в этой сфере, выделяется гражданско-правовой субинститут электронной торговли <1>. Вопросы регулирования оптовой торговли пока предлагается решать путем совершенствования структуры ГК РФ, куда рекомендуется включить специальный параграф об оптовой купле-продаже, поскольку поставка предназначена для регулирования устойчивых длительных связей <2>. И подобных "непристроенных" отношений довольно много, что дает основание говорить о наличии у торгового права собственного предмета правового регулирования, который составляет совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении оптовой и розничной торговли, а также оказании сопутствующих ей услуг. Их отличительными признаками являются:

--------------------------------

<1> См.: Костюк И.В. Гражданско-правовое регулирование электронной торговли: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 10.

<2> См.: Самара В.А. Правовое регулирование отношений в сфере оптовой торговли: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 11.


1) субъектный состав, представленный торговцами, торговыми организациями, организаторами торговли, торговыми агентами и посредниками;

2) объекты регулируемых общественных отношений, в качестве которых прежде всего выступают товары, требующие определения правового режима их обращения;

3) юридические факты, способствующие возникновению соответствующих отношений, роль которых зачастую выполняет договор;

4) практическая деятельность, содержание которой образуют чисто торговые и технологические процессы. Первые связаны с куплей и продажей товаров, а также организационно-хозяйственной деятельностью (изучением потребностей, договорной работой, рекламой, организацией торговли на рынках, ярмарках и биржах и т.п.). Вторые - с организацией движения товара (транспортировкой, хранением, упаковкой, расфасовкой и пр.).

Предыдущая страница   Читать дальше

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (01.03.2016)
Просмотров: 157 | Теги: торговое право | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017