Четверг, 27.06.2019, 00:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ

И.О.Семенова, кандидат педагогических наук, начальник отдела учебно- методической работы Западного филиала РАНХиГС
Е.В.Балясникова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Западного филиала РАНХиГС
Д.Б.Дрыженко, кандидат юридических наук, доцент, директор Центра развития научно-образовательного процесса, лицензирования и аккредитации Западного филиала РАНХиГС

ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ

Экспортизация образования, иностранные студенты, проблемы иностранных студентов, российские вузы, диплом российского вуза, обучение иностранных студентов, Калининградская область.

В статье рассмотрены мотивы иностранцев, выбирающих для обучения российские вузы, и проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе поступления и получения образования. Статья подготовлена в рамках реализации приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» на основе проведенного авторами маркетингового исследования динамики экспорта образования в Калининградской области. В основу исследования легли данные, полученные в результате анкетирования иностранных студентов и сотрудников международных служб шести высших учебных заведений региона.

 

Экспорт образования является важной частью государственной образовательной политики Российской Федерации. В рамках Приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [1] перед учреждениями высшего и среднего профессионального образования поставлена задача увеличить в три раза численность иностранцев, обучающихся очно, а также иностранных слушателей онлайн курсов. В связи с этим большую актуальность приобретают исследования, касающиеся изучения мотивов иностранцев, выбирающих для обучения российские вузы, и проблем, с которыми они сталкиваются в процессе поступления и получения образования.

В рамках реализации приоритетного проекта Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2018 г. провела маркетинговые исследования экспорта образовательных услуг в российских регионах. В мониторинге состояния экспорта российского образования в Калининградской области приняли участие три региональных вуза и три филиала: Автономная некоммерческая образовательная организации высшего образования «Калининградский институт управления», федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» (далее - БФУ), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» (далее - КГТУ), Западный филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее - ЗФ РАНХиГС), Калининградский институт экономики - филиал частного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики», Калининградский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет».

Рис. 1. Распределение средств финансирования обучения иностранных студентов участвовавших в опросе вузов в 2018 г.

Рис. 2. Распределение иностранных студентов, обучающихся в участвовавших в опросе вузах, по странам, из которых они приехали.

В вузах, принявших участие в анкетировании, по состоянию на 1 декабря 2018 г. обучалось 1144 иностранных студента, из них 151 - в рамках квоты, 442 - за счет бюджета Российской Федерации, 551 - за счет внебюджетных средств (рисунок 1).

Доли стран, из которых приехали обучаться в Калининградскую область студенты, представлена на рисунке 2. Как показали результаты опроса, практически третью часть (29,8%) составляют студенты из Казахстана, 18,5% иностранных студентов прибыли из Узбекистана, 7,8% - из Индии, 5,5% - из Латвии, 4,6% - из Литвы, 4,1% - из Беларуси. В сектор «Другие страны» включены те, которые не относятся к числу африканских и не входят в Евросоюз. В сектор «Европейские страны» входят страны Евросоюза за исключением Литвы и Латвии.
Установлено, что основной проблемой привлечения иностранных студентов к обучению в вузах Российской Федерации является необходимость подтверждения диплома, полученного в российских вузах. Это объясняет тот факт, что большинство иностранных студентов в Калининградскую область приехали из стран, с которыми есть соглашение о признании дипломов, выданных российскими вузами.

На вопрос «Какие факторы больше всего повлияли на Ваш выбор обучения в России и данном вузе?» 52,1% студентов ответили «Советы родственников, друзей, знакомых», 35,9% - «Наличие информации в Интернете», 29,1% - «Доступность сайта вуза», 25,7% - «Наличие в вузе знакомых студентов», 39,5% - «Хорошее владение русским языком», 23,9% - «Доступная стоимость обучения». Достаточно большая доля студентов рассчитывает остаться в Российской Федерации, о чем свидетельствует ответ «Возможность трудоустроиться в России после окончания обучения» на данный вопрос 29,1% респондентов. На место вуза в международных рейтингах обращали внимание только 12%. Достаточно большое влияние на принятие решения о месте учебы оказывает наличие условий для проживания (общежитие), о чем заявили 21,4% респондентов.

Еще одной проблемой привлечения иностранных студентов российскими вузами является отсутствие продвижения информации о них в сети Интернет. Многие вузы практически не уделяют внимания привлечению иностранных студентов, хотя больше половины из числа таковых ищут информацию о вузах в Интернете и сравнивают их со сведениями о других вузах (на вопрос об этом утвердительно ответили 53% опрошенных).

Третьей проблемой, препятствующей повышению количества иностранных студентов, является место проживания. Многие студенты (21,4%) указывают на необходимость наличия условий для проживания (общежития). Только в трех вузах из числа тех, которые участвовал в опросе, созданы такие условия: в БФУ, КГТУ и ЗФ РАНХиГС. Но и здесь есть проблемы с местами в общежитиях: их не хватает на всех желающих. Распределение опрошенных студентов по местам проживания в России во время учебы представлено на рисунке 3.

Во время учебы в российском вузе в 58,1% иностранных студентов проживают в общежитии. Такая ситуация связана с тем, что большинство опрошенных студентов обучаются в БФУ и КГТУ, которые имеют в распоряжении общежития для проживания студентов. Именно их иностранные студенты проживают в общежитиях. Иностранные студенты негосударственных вузов не имеют возможности проживать в общежитиях по причине отсутствия таковых, поэтому по 11,1% респондентов живут у родственников и снимают квартиру самостоятельно, 7,7% живут в собственной квартире, 14,5% снимают квартиру самостоятельно, 6,8% снимают квартиру с товарищем (подругой).

Исходя из распределения ответов на предыдущий вопрос, становятся очевидными результаты анкетирования по вопросу «Сколько денег Вы тратите ежемесячно на оплату проживания?». Они представлены на рисунке 4. 45,3% опрошенных иностранных студентов тратят на оплату проживания менее 2000 рублей. Практически все эти студенты проживают в общежитиях. Все иностранные студенты, проживающие в съемном жилье, платят более 10000 рублей в месяц. Данная статья расходов существенна для иностранных студентов, проживающих не в общежитиях, и это снижает привлекательность образования в российских вузах.

Аналогичная ситуация выявлена и с затратами на питание. Большая часть студентов из 55,6%, ответивших, что затраты на питание составляют меньше 10000 рублей, проживают в общежитии. Большинство из 7,7%, не знающих, сколько затрачивается денег на питание, проживают с родственниками (рисунок 5).

Распределение респондентов по ответам на вопрос «Сколько денег Вы тратите на приобретение предметов быта и средств гигиены?» представлено на рисунке 6. Основная часть иностранных студентов тратит на приобретение предметов быта и средств гигиены менее 5000 рублей (70,9%). Незнающих суммы таких затрат - 10,3%, большинство из них проживают у родственников. Студенты, ответившие, что затраты составляют от 5000 до 10000 рублей (17,1%), в большинстве своем проживают в съемном жилье.

64,1% иностранных студентов ответили, что тратят на проезд по городу до 1500 рублей. Это связано прежде всего с тем, что общежития, в которых они проживают, находятся недалеко от учебных корпусов. Студенты, ответившие, что тратят от 1500 до 3000 рублей (26,5%), от 3000 до 5000 рублей (6,8%) и 1 студент, ответивший, что тратит более 5000 рублей, проживают у родственников или на съемной квартире (рисунок 7).

 

Рис. 3. Распределение иностранных студентов по месту проживания в России во время учебы.

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос о затратах на оплату проживания.

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос о затратах на питание.

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос о затратах на приобретение предметов быта и средств гигиены.

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос о затратах на проезд по городу, в котором студенты обучаются.

Рис. 8. Распределение студентов по количеству поездок домой.

Еще одной проблемой, выявленной в результате мониторинга, является невозможность съездить домой во внеучебное время. Меньше половины (41,8%) иностранных студентов ездят домой хотя бы 1 раз в год, 22,2% ответили, что не ездят домой совсем, 23,1% ездят дважды в год и 10,3% - более 2 раз в год (рисунок 8). Большинство из студентов, ответивших, что не ездят домой, проживают достаточно далеко (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и др.), поездки домой обходятся дорого, поэтому у них нет возможности ездить домой. Среди ответивших, что бывают дома более 2 раз, в основном студенты из Беларуси, Литвы и Латвии, что может быть объяснено географической близостью этих стран и наличием автобусного сообщения между ними и Калининградской областью.

Указанной причиной можно объяснить и результаты, полученные при ответе на вопрос «Часто ли к Вам в гости приезжают родственники и друзья?». Большинство иностранных студентов ответили, что не более 2 раз в год (68,4%), 8,6% - 3-4 раза в год, двое - ежемесячно. При этом, несмотря на отсутствие в анкетах такого варианта ответа, 26 человек написали, что родственники и друзья не приезжают к ним (16,5%). Кроме трудностей с проездом, влияние оказывает и проблема с проживанием. На вопрос «Где проживают Ваши друзья и родственники, когда приезжают в гости?» 21,4% ответили, что вместе с ними (это студенты, снимающие квартиры или живущие в собственных квартирах), 34,2% - в гостинице, 16,2% ответили, что снимают квартиру (в основном так отвечали студенты, проживающие в общежитиях), 14,5% - у друзей/родственников, 2 человека ответили, что у них есть своя квартира.

Помимо указанных выше, выявлена и проблема с организацией досуга иностранных студентов во внеучеб- ное время. На вопрос «Расскажите, как Вы проводите выходные и каникулы, если остаетесь в России?» многие иностранные студенты выбирали несколько ответов. Распределение ответов по вариантам представлено на рисунке 9. 67,5% гуляют по городу; 25,6% ездят на экскурсии в другие города; 27,4% ходят в театры и музеи; 19,7% не выходят из дома, проводят время в Интернете. 11,9% предложили свой вариант ответа. Из них 5 человек указали, что работают, 1 занимается общественной работой, 1 делает ремонт в своей квартире, 1 ухаживает за ребенком, 2 занимаются спортом, 1 отметил, что любит одиночество, 1 посещает городские мероприятия, 1 проводит время с друзьями, 1 не остается в России на выходные и праздники. При этом почти 65% студентов не выезжают за пределы Калининградской области во время обучения, о чем свидетельствуют данные, приведенные на рисунке 10.

Кроме материальных и нематериальных проблем, иностранные студенты указали и ряд других. На вопрос «Какие проблемы у Вас возникли в период поступления в вуз и обучения в России?» можно было выбрать несколько ответов. 24 иностранных студента (20,5%) указали, что не сталкивались ни с какими проблемами. Распределение ответов представлено на рисунке 11. Наиболее часто встречались ответы о проблемах с оформлением медицинского полиса (20,5%) и о финансовых трудностях (23,9%). Кроме того, часто встречались такие ответы, как: регистрация визы после прибытия в вуз для обучения, продление визы, поиск места для проживания, бытовые условия, получение визы. Редко, но встречались ответы о недостаточном владении русским языком, проблемах с особенностями питания и дискриминацией. В ответах, предложенных респондентами, встречались такие: бюрократия, постановка на миграционный учет; сложности с переводом документов и их нотариальным заверением; дискриминационное отношение к студентам- контрактникам; стоимость обучения для иностранцев. При этом более половины опрошенных с проблемами, с которыми они столкнулись, справлялись самостоятельно - 56,4%, 22,2% решали их с помощью родственников и друзей, 13,7% - с помощью международного отдела вуза. Некоторые иностранные студенты выбирали по два ответа, первым из которых был ответ «самостоятельно» или «с помощью родственников и друзей», а вторым - «с помощью международного отдела вуза».

Рис. 9. Распределение ответов на вопрос «Как Вы проводите выходные и каникулы, если остаетесь в России.

Рис. 10. Распределение ответов на вопрос «Сколько Вы в среднем тратите в год на поездки по России.

Рис. 11. Распределение ответов на вопрос «Какие проблемы у Вас возникали в период поступления в вуз и обучения в России.

Как видим, в настоящее время достаточно много проблем, связанных с экспортизацией образования, стоит перед образовательными учреждениями и органами управления образованием Калининградской области. По результатам приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» планируются введение «дружелюбного» визового, миграционного и трудового законодательства для иностранных студентов, оптимизация системы признания иностранных документов об образовании, разработка и запуск англоязычных образовательных программ. Эти мероприятия будут способствовать решению основных проблем, связанных с привлечением и обучением иностранцев в Калининградской области, и позволят региону, окруженному со всех сторон иностранными государствами и имеющему общие сухопутные границы с Польшей и Литвой, реализовать свой большой потенциал в сфере экспортизации образования в страны Евросоюза.

 
Библиографический список:

1. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.05.2017 г. № 6) // Официальный сайт Правительства Российской Федерации // URL: http://government.ru/ projects/selection/653/28013/ (дата обращения - 01.12.2018).
2. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Президентом Российской Федерации 18.10.2002) // Информационно-аналитическая система «Российское образование для иностранных граждан» // URL: http://www.russia.edu. ru/information/legal/law/inter/conception/ (дата обращения - 15.11.2018).
3. Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества (утверждена Министром иностранных дел России 27.03.2014; официально опубликована не была) // ИПП «Гарант».

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (55) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (14.06.2019)
Просмотров: 17 | Теги: иностранные студенты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь