Среда, 22.01.2020, 12:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ MOODLE)

Абдрахманова И.В., Балуева В.А., Лущик И.В.

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ MOODLE)

В статье рассмотрены сущностные характеристики информационной образовательной среды, обусловленные стандартом SCORM. Авторами произведен анализ опубликованных в научных изданиях результатов исследований в области реализации дистанционных технологий изучения дисциплин. Выделены как позитивные, так и негативные аспекты представленного режима обучения. Описаны преимущества использования СДО Moodle в современных образовательных структурах, определяющие ее широкое внедрение в высших учебных заведениях, в частности, в ФГБОУ ВО «ВГАФК». Рассмотрена совокупность показателей, обеспечивающих формирование оценки качества работы студента с теоретическими материалами, размещенными на образовательном портале академии, а также учебных достижений прикладного характера. Авторами определены факторы, снижающие уровень объективности результатов диагностики, осуществляемой в режиме удаленного доступа, и обоснована необходимость оптимизации процесса контроля освоения учебных курсов в дистанционном формате.

Ключевые слова: электронная обучающая среда, контроль знаний, оценка, дистанционное обучение, Moodle.


Введение. Интенсивные процессы непрерывного реформирования, реструктуризации, оптимизации в различных областях социально-экономической сферы определяют необходимость значимых изменений российской системы образования в материально-техническом, информационном и кадровом аспектах. Электронная информационная обучающая среда (ЭИОС) обеспечивает автоматизацию обучения и администрирования на основе поддержки непрерывного информационного обмена в сочетании с текущей обработкой и анализом сведений о состоянии контента и результатах деятельности субъектов образования. Базисом ЭИОС служит стандарт, определяющий структурные характеристики учебных материалов и особенности среды учебного взаимодействия.

Наиболее общие требования сформулированы стандартом SCORM (Sharable Content Object Reference Mode):

- доступность (способность определения территориальной локализации и обеспечения удаленного доступа к учебным материалам с возможностью рассылки в другие точки удаленного доступа);

- адаптируемость (возможность корректировать содержание, реструктуризировать учебную программу в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами или другими специфическими требованиями субъектов обучения);

- эффективность (целесообразность, определяемая оптимизацией временных и финансовых затрат на обмен информацией);

- долговечность (способность сохранять технологическую актуальность при отсутствии дорогостоящей доработки);

- интероперабельность (совместимость с учебными материалами, разработанными на иных платформах);

- полиаспектность (способность использовать материалы в различных приложениях и контекстах).

ЭИОС, реализуемая на программной платформе Moodle, предоставляет пользователю (в соответствии со статусом) следующие возможности:

- доступ к учебно-методическим комплексам дисциплин, учебным планам и графикам, к материалам методического и дидактического характера, электронным изданиям и образовательным ресурсам, определенным рабочими программами;

- отслеживание отдельных характеристик образовательного процесса в соответствии с целями мониторирования, результатов текущих диагностик, промежуточной и итоговой аттестации;

- проведение занятий в различных форматах, процедуры оценивания посредством использования возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- формирование электронного портфолио участников образовательного процесса; взаимодействие субъектов обучения в синхронном, асинхронном и комбинированном режимах;

- проведение экспертизы (в частности, аккредитационной) с целью анализа учебных достижений или определения возможности освоения обучающимися образовательных программ в условиях удаленного доступа.

Цель исследования - определить факторы, обеспечивающие формирование объективной оценки учебных достижений студентов, и составить теоретическое обоснование необходимости оптимизации процесса контроля освоения учебных курсов в дистанционном формате.

Методы исследования: анализ результатов научных исследований в данной области, педагогическое наблюдение.

Платформа Moodle занимает лидирующее положение среди систем дистанционного обучения (СДО) с открытым исходным кодом. Ее преимуществами, в частности, являются многообразие шаблонов для построения учебных курсов, наличие мобильных версий и высокая интегрируемость с внешними приложениями [2].

Анализ эффективности СДО является одной из наиболее актуальных проблем исследований в области обучения. Сотрудниками исследовательского центра HeadHunter (Беларусь) на основе обработки результатов опроса 390 респондентов были выделены позитивные и негативные стороны системы онлайн-обучения с точки зрения обучаемых.

К положительным факторам были отнесены следующие: возможность совмещения с профессиональной деятельностью и самостоятельного планирования графика и интенсивности учебных нагрузок; меньший уровень стресса, финансовая экономичность, географическая свобода. Данный список может быть дополнен отсутствием влияния социальных характеристик субъектов образовательного процесса и исключением субъективности оценок учебных достижений.

При этом опрошенные подчеркивали наличие следующих недостатков данного формата обучения: исключение личного контакта в системе «преподаватель-студент» и низкий уровень сформированности у обучающегося практических умений (при соответствующей теоретической подготовке). Электронное обучение предполагает наличие высокого уровня самодисциплины и навыков самоорганизации студентов в условиях отсутствия непосредственного внешнего контроля [3].

К недостаткам дистанционного обучения (ДО) можно присовокупить:

- несовершенство нормативно-правовой базы, соответствующей российскому законодательству;

- неполные разработки стандартов качества и методики реализации ДО;

-  отсутствие решения проблемы идентификации личности обучаемого на всех этапах образовательного процесса;

- недостаточное учебно-методическое обеспечение практико-ориентированной деятельности студента;

- невозможность освоения некоторых специальных дисциплин в онлайн-режиме.

Таким образом, информационная образовательная система, реализуемая на программной платформе Moodle, имеет ряд отрицательных характеристик. Остановимся на проблеме адекватной оценки учебных достижений студента. Основой образовательной технологии СДО является модульный принцип, в соответствии с которым производится разбиение содержания дисциплины на замкнутые блоки, для каждого из которых определены диагностические процедуры или контрольные мероприятия.

Проблема идентификации студента при обращении к образовательному порталу ФГБОУ ВО «ВГАФК» решена посредством установки режима индивидуального доступа [1]. Каждый обучаемый получает персональный логин и пароль в начале учебного года. Существует возможность срочного доступа (на период от года и более).

Рассмотрим совокупность показателей, позволяющих оценить качество работы студента с материалами, предоставленными образовательным порталом: маршрутизация и логика освоения; временные затраты студента; качество предъявляемых для контроля работ; результаты тематического (промежуточного) тестирования.

Преподаватель имеет возможность отслеживания действий студента и его маршрутов. Наглядный анализ позволяет оценить последовательность ознакомления с теоретическим материалом, методическими рекомендациями по выполнению практических заданий, самостоятельных работ. Нарушение логики освоения, проявляющееся в игнорировании содержания составляющих контента и размещении выполненных заданий без анализа требований, свидетельствует, в лучшем случае, о предпочтении источников на бумажных носителях. Возможно также нарушение этики обучения - предоставление результатов деятельности сторонних лиц.

Второй показатель, позволяющий сделать заключение о добросовестности студента - длительность его пребывания на сайте (изучение содержимого файлов требует временных затрат). Однако считать его определяющим нецелесообразно: возможно, студент предпочел скачать все необходимые материалы на внешний носитель с целью ознакомиться с материалами в удобное время в условиях отсутствия доступа к образовательному порталу.

Третьим показателем является степень соответствия представленных работ требованиям, предъявленным в задании или методических рекомендациях. Работа, содержащая множество нарушений, ошибок или выполненная частично, свидетельствует о низком качестве освоения. Вместе с тем, в условиях, когда задания выполнялись при наличии внешней помощи или авторство сомнительно, данный показатель не позволяет сделать корректные выводы.

Четвертый показатель - результаты тематического (промежуточного) тестирования. Модульные технологии предполагают реализацию 4 типов тестирования:
- оперативное (осуществляемое непосредственно после изучения) тестирование по теоретическим положениям, изложенным в лекционных материалах;
- индивидуальный тренинг, предусматривающий анализ допущенных ошибок или наличие ссылок на необходимые учебные материалы;
- контрольное тестирование по результатам изучения блока (модульное тестирование);
- итоговое (экзаменационное) тестирование по результатам изучения дисциплины.

Тестирование в удаленном режиме не исключает наличие внешней помощи и при учете результатов такой диагностики должен приниматься во внимание факт использования сторонних источников информации или справочных материалов. В этих условиях наиболее адекватным будет оценивание результатов очного тестирования.

Заключение. Перечисленные выше проблемы адекватной оценки учебных достижений студентов в условиях использования СДО не могут рассматриваться как основание для полного отказа от контроля работы обучающихся в режиме удаленного доступа. Преимущества системы обучения, адаптированной в соответствии с персонифицированными требованиями, позволяют субъекту осуществить образовательную самореализацию в комфортной среде. Следует оптимизировать диагностический процесс, разработав соответствующую технологию.

Литература

1. Абдрахманова И.В., Илясова А.Ю., Сандирова М.Н. Параметры оценки качества обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в вузах физической культуры // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 3 (48). - С. 327-332.
2. Логинова А.В. Модульная объектно-ориентированная среда обучения (Moodle): эффективная или несовершенная форма организации обучения? // Молодой ученый. - 2015. - № 9. - С. 1112-1114. Электронный ресурс. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/89/17853/ (дата обращения: 02.11.2019).
3. Треть белорусов хотят учиться дистанционно. Электронный ресурс. Режим доступа: http://marketing.by/analitika/tret-belorusov-khotyat-uchitsya- distantsionno/?mobile=Y (дата обращения: 02.11.2019).

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4(30) - 2019


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (14.01.2020)
Просмотров: 15 | Теги: MooDle, дистанционное обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь