Среда, 21.11.2018, 23:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОДНЫХ ВИДОВ РЕКРЕАЦИИ

К.Г.Томилин

ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОДНЫХ ВИДОВ РЕКРЕАЦИИ

Аннотация. 15-летний опыт подготовки высококвалифицированных специалистов на факультете физической культуры сочинского университета показал, что из почти 500 выпускников прошедших хорошую программу по обучению парусному спорту и водным видам рекреации, только единицы (1,5-2,5 %) решились связать свою трудовую деятельность с водными видами рекреации в условиях черноморских пляжей.

Ключевые слова: парусный спорт, водные виды рекреации, студенты, школьники, компетенции.

 

Введение. Проблема ранней, профессиональной ориентации детей к сложным морским и техническим специальностям является очень актуальной и, начиная с исторических нововведений XVII века Петра-I, успешно решалась отдельными дальновидными руководителями привлечением молодежи своей страны к занятиям парусным спортом. В советское время на эстонском острове Сааремаа в рыболовецком колхозе-миллионере два-три миллиона рублей ежегодно выделялось на парусный спорт для приобщения детей рыбаков к морским профессиям. Наши исследования [3, 4] выявили перспективы использование парусного спорта, как эффективной ранней профессиональной подготовки будущего специалиста для работы на водных курортах.

Яхтинг (обеспечивающий развитие специальных навыков управления движущимися по воде судами) с его «экологическими установками», высоким уровнем политехнических знаний и умений, совершенствованием операторских способностей, физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовкам, знанием иностранного языка, а также уважении к закону и умению пользовать его при решении спорных спортивных ситуаций [1¬3] - предпочтителен в подготовке будущих специалистов для курорта, по сравнению с другими видами спортивной деятельности.

Цель исследования. Формирование и апробация системы многолетней подготовки высококвалифицированных специалистов по водным видам рекреации для Юга России.

Результаты исследования. На протяжении 15 лет в сочинском университете разрабатывалась прогностическая, инвариантная «Модель специалиста» работающего на Юге России в новых социально-экономических условиях, которая включала:

I блок - «Логико-методологический» (основные методологические подходы к построению модели и её сущностные характеристики);

II блок - «Структурно-функциональный» (личностные и профессиональные требования к специалисту);

III блок - «Технологический» (осуществляющий переход от модели специалиста к модели его подготовки).
«Модель специалиста» рассматривается как целостная, разносторонняя, многоцелевая, и учитывающая новую технику, новые технологии, организацию и содержание труда на курорте в настоящий момент времени, а также тенденции к изменениям на 10-20 лет вперед [3].

Основными элементами содержания национально-регионального компонента учебного плана для факультета физической культуры, позволяющими в условиях Сочинского региона учитывать условия и содержание профессиональной деятельности специалистов, спрос рынка рекреационных услуг, потребности, мотивы и интересы студентов, являлись:
- необычные виды спорта: парусный спорт (2, 4 семестры), горнолыжный спорт (1, 3, 5, 7 семестры), аэробика, танцы (2 семестр), «стритбол» (1 семестр), пляжный волейбол (2 семестр), сплавы по горной реке на катамаранах (3 семестр), подводное плавание (4 семестр), бодибилдинг (1-9 семестры);
- необычные состязания: конкурсы самодеятельности на горнолыжной базе («Праздник зимы»), КВНы, «Дни туриста», международные состязания студентов стран Черного моря, эстафетное плавание в морской воде (1 семестр), «нежное регби» в полосе прибоя (3 семестр), горнолыжный слалом (1, 3, 5 семестры), состязания по технике горного туризма (2, 4 семестры); интересная программа занятий: плавание в морской воде в условиях пляжа (1 семестр), гребля на байдарках в море (3 семестр).

Особое внимание уделялось «Инструкторской практике» (3 курс, 6 семестр), а также «производственным практикам» (4 курс, 8 семестр и 5 курс, 9 семестр), которые, не нарушая требования Госстандарта, давали возможность студентам работать все лето с отдыхающими на реальных «рабочих местах» (инструкторами, тренерами, руководителями спортивных площадок и т. д.) на протяжении 3-4 месяцев (используя и свои каникулы). Анализ зарубежного опыта показывает, что в аналогичных вузах Европейских стран, ориентированных на сервисное обслуживание клиентов на курорте, практикам отводится до 25 % учебного времени.

Основы парусного спорта студенты осваивали в конце первого курса в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва парусного спорта г. Сочи, затем закрепляли полученные знания, умения и навыки на пляже «Альбатрос», осваивая хождение на парусной доске и катамаране (2-й курс). На третьем курсе, во время занятий по специализации «Зимние и водные виды отдыха», обучаемым давались углубленные теоретические знания по парусному спорту, которые они тщательно конспектировали. Так как в конце третьего курса они должны были пройти двухнедельную «инструкторскую практику» в парусном центре г. Сочи. Во время которой, к каждому третьекурснику прикреплялось по четыре первокурсника, которых они должны были (без участия преподавателя) обучить основам парусного спорта. Причем оценка по специализации третьекурснику выставлялась как среднее значение оценок обученных им первокурсников.

Занятия по парусному спорту проходили интересно, вид спорта нравился; всего (с заочниками) начальное обучение за эти годы прошло более 500 студентов. Реализационная эффективность разработанного комплекса к концу обучения была положительно оценена: по динамике показателей функционального состояния отдельных систем организма, физического развития и физической подготовленности студентов факультета физической культуры СГУ; по изменению структуры потребностей, мотивов и интересов; по качеству овладения профессиональными знаниями дисциплин специализации; по итогам учебно- исследовательской работы студентов; отличиям в формировании компетенций выпускниками факультета физической культуры [2, 4].

Однако 15-летний опыт подготовки высококвалифицированных специалистов на факультете физической культуры сочинского университета показал, что из почти 500 выпускников только единицы (1,5-2,5 %) решились связать свою трудовую деятельность с водными видами рекреации в условиях черноморских пляжей. Причем из среды яхтсменов занимающихся этим видом спорта многие годы. Полученное образование не стало личностно значимой для деятельности студентов.

Студенты, освоившие в вузе хорошую учебную программу по парусному спорту и водным видам рекреации, оказались некомпетентными для работы в этой области. Сезонный характер работы, тяжелая физическая нагрузка при крайне неблагоприятных климатических условиях (до 40 °С летом в тени, при высокой влажности воздуха и т. д.), большой объем работ с материальной частью ит. д. - делают должности инструкторов по водным видам рекреации на пляже крайне непривлекательными для современной сочинской молодежи.

Что заставило нас особо присмотреться к ранней профессиональной ориентации детей морским профессиям.

С целью отработки технологии ранней профессиональной ориентации детей морским профессиям, в СДЮШОР по парусному спорту г. Сочи была проведена серия педагогических экспериментов на детях 10-13 лет (п=122), в процессе которых школьники проходили начальное обучение на швертботах класса «Оптимист»: 1) с ориентацией на высокие спортивные результаты; 2) спортивно-ориентированное физическое воспитание в игровой форме; 3) в режиме рекреации.

В процессе первого исследования выявлено, что победы на начальных этапах занятий и хорошее закрепление в секции демонстрировали школьники «мыслительного» и «сенсорного» типа, и они же имели хорошую стабильность в выступлениях, в то время как дети «интуитивного типа» (по К. Юнгу) терпели в парусном спорте неудачи (р<0,05). Высокий коэффициент корреляции между успешностью, стабильностью и закреплением ребёнка в секции на протяжении первых месяцев занятий имели такие физические качества, как выносливость, ловкость и быстрота (р<0,01-0,05). В число значимых показателей для парусного спорта вошли: «интеллект», «социальная смелость», «доминирование», «моральный самоконтроль», «экстраверсия»; отрицательное влияние замечено у показателя - «напряженность».

Исследования выявили, что дети, получавшие интересную (игровую) и разнообразную программу при начальном обучении, на 50 % закрепились в секции после года занятий; в то время как их сверстники, тренируемые опытным тренером и с первых дней занятий мотивированные «на высокие спортивные достижения», потеряли до 80 % состава своей группы. Мальчишки, ориентированные на спорт, выигрывая на первых соревнованиях, через год (в целом по группе) начали проигрывать своим товарищам по секции.

В процессе эксперимента № 2 перед сезоном проведена большая предварительная работа в прессе (до 60 % детей приводились в яхт-клуб родителями, которые, в дальнейшем, являлись надежными помощниками тренеру); были внедрены «игровые методы» обучения и повышения уровня общефизической подготовки юных яхтсменов; практиковались экскурсии школьников на природу (с приобщением детей к здоровому образу жизни); занятия на воде стали интереснее.

В структуре корреляционных связей между успешностью выступлений на регатах в сезоне, а также закреплением детей в секции и другими регистрируемыми показателями, произошли серьезные изменения. Подтвердилась роль интеллекта и такого устойчивого свойства личности, как «склонность к новизне» при достижении высоких спортивных результатов (р<0,05), при некотором снижении влияния начального уровня общефизической подготовки ребенка. Если в эксперименте № 1 лидировали дети определенной типологии, то в следующем сезоне, где постоянно присутствовал игровой метод подготовки (эксперимент № 2), характеризовался тем, что среди занимающихся закрепились и показывали хорошие спортивные результаты школьники уже различных психологических типов.

В заключении (эксперимент № 3) в СДЮШОР по парусному спорту был апробирован вариант обучения детей яхтингу в режиме рекреации, при почти полном отказе от жесткой ориентации на спортивные показатели и результаты контрольных нормативов. И данные корреляционного анализа подтверждают, что при этом подходе отсутствует какой-либо естественный или искусственный отбор и, следовательно, отсев детей. Но терялась «установка» на спортивное совершенствование, и в дальнейшем, яхтинг у детей ассоциировался (в основном) с отдыхом на воде, путешествиями и т. д. Такие дети были безвозвратно потеряны для спорта [5].

Через 10 лет нами была произведена проверка эффективности проделанной работы по ранней профессиональной ориентации детей морским профессиям. Оказалось, что, из более чем 122 обследованных школьников, занимавшихся по экспериментальным программам обучения, ни один не закрепился в парусном спорте и водных видах рекреации.

Обращение к опыту ведущих тренеров страны (Заслуженного тренера РСФСР, Б. А. Николаева) показало, что, например, для Москвы из 1200 детей получивших начальное обучение в этом виде спорта, только 20 достигли каких-то весомых успехов в парусном спорте. И только один - Дмитрий Березкин - стал воистину компетентным в этой области: чемпионом Европы и старшим тренером класса «470» сборной России.

Выводы. Формирование компетенций в парусном спорте оказалось более сложным делом, чем это предусмотрено нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации. И поступление специалистов в нужные обществу сферы трудовой деятельности (на примере водных видов рекреации в сочинском регионе) происходит на несколько порядков хуже, чем при советской власти, когда при поступлении в институты проводился отбор высококвалифицированных яхтсменов, и молодых специалистов по окончанию вуза направляли на производство «по распределению».

Литература

1. Васильева, B.C. Психологические, физические качества ребенка и успешность освоения основ парусного спорта /B.C. Васильева, К.Г. Томилин // Проблемы и перспективы подготовки спортивного резерва: образование, спорт, здоровье: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием, г. Якутск, 4 декабря 2015 г. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 12-13.
2. Мадельян А.Л Организационно-методические аспекты совершенствования профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта в условиях курортной зоны (На примере Сочинского рекреационного региона): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: - Майкоп, 2001. - 188 с. РГБ ОД, 61:02-13/1318-6
3. Томилин, К.Г. Модель подготовки специалистов сферы ФКиС для Сочи / К.Г. Томилин // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы конференции XXV Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. - Коломна: ГСГУ, 2015. - С. 351-355.
4. Томилин, К.Г. Профессиональная подготовка яхтсменов-специалистов для города Сочи - черноморского курорта международного уровня / К.Г. Томилин // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2009. -№1 (7). - С. 134-147.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (12.04.2018)
Просмотров: 87 | Теги: парусный спорт, водные виды рекреации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь