Воскресенье, 11.12.2016, 12:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.А.Банников

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, Челябинск, Россия
Установлены проблемы повышения качества образования в России. Рассмотрены механизмы формирования независимой оценки качества. Определены перспективы развития системы отечественного образования. Выделены направления реформирования нормативно-правовой базы образования, возможности и ограничения использования в вузах систем менеджмента качества. Намечены конкретные шаги, реализация которых позволит осуществить на практике внедрение современной системы менеджмента качества в организациях системы высшего образования. Отдельное внимание уделено необходимости признания российского образования за рубежом.

Ключевые слова: системы управления качеством, аттестация, аккредитация, признание.

 
В условиях современного мирового развития особую актуальность приобретает проблема управления интеграционными процессами во всех основных направлениях деятельности государства. В области образования интеграционные процессы базируются прежде всего на явлении «академической мобильности» — интенсивного обмена студентами, аспирантами, стажерами, преподавателями между образовательными организациями практически всех стран мира.

Согласно актуальным задачам, поставленным президентом и правительством РФ перед российской системой высшего образования, данная система должна быть конкурентоспособной на мировом рынке образовательных услуг и привлекательной для иностранных граждан. Указом Президента № 599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача обеспечить к 2020 г. вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу. 29 октября 2012 г. утвержден план мероприятий по развитию ведущих российских университетов, предусматривающий повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Распоряжение Правительства № 2006-р от 29 октября 2012 г.); в этот план включены в том числе мероприятия по продвижению ведущих российских университетов в международных рейтингах. Распоряжением Минобрнауки России от 2 апреля 2013 г. № Р-53 утверждены методические рекомендации по представлению ведущими российскими университетами отчетов в международные рейтинговые агентства.

Данные тенденции отчетливо демонстрируют курс страны на интеграцию российского высшего образования в мировой рынок образовательных услуг. Однако процесс включения российских университетов в международные рейтинги, а также популяризация российского высшего образования среди иностранных граждан напрямую зависят и от степени соответствия российских стандартов качества высшего образования мировым стандартам.

Востребованность российского образования, интеграция различных образовательных программ и в конечном итоге признание документов об образовании и ученых степеней, полученных на территории Российской Федерации, за рубежом — все эти вопросы находятся в поле проблем системы образования России, требующих решения в ближайшем будущем. Необходимость обеспечения международного признания качества подготовки специалистов в российских образовательных организациях высшего образования в условиях интернационализации высшего образования (ООВО) актуализирует проблему обеспечения качества образования в высшей школе России. Поэтому формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов посредством интеграции в российскую систему оценки качества образования международных инструментов оценивания и исследования качества образования обретает все большую актуальность и требует научного подхода.
Вопросы управления качеством исследуются давно, однако проблемы управления качеством образования представлены в научных трудах недостаточно масштабно. Данной проблемой занимались, в частности, С. Булгаков и А. Семченко [1], Е. Егоров и Л. Васильева [2], В. Левшина [3], М. Коджешау [4]. Вместе с тем вопросы формирования системы оценки качества образования в контексте обеспечения международного признания качества подготовки специалистов в Российской Федерации сегодня остаются открытыми и дискуссионными.

Целью статьи является анализ существующих проблем развития системы управления качеством высшего образования в Российской Федерации и определение перспектив ее развития в части обеспечения международного признания качества подготовки отечественных специалистов.

Основные мировые тенденции в сфере обеспечения качества высшего образования определяются следующим образом [6]:
— поиск единых критериев обеспечения и гарантии качества образования европейских стран в рамках Болонского процесса, включая переход на кредитную систему;
— создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ европейских стран;
— разработка и внедрение университетских систем менеджмента качества на базе различных моделей системы менеджмента качества (СМК), включая модель международных стандартов серии ISO-9000-2000, модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и другие национальные модели управления качеством в образовании;
— построение системы управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества, но без непосредственной привязки к каким-либо моделям.

В России, как и в большинстве других развитых стран, существует государственный контроль качества высшего образования. Он направлен на обеспечение единой государственной политики в области высшего профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов. Система государственного контроля качества высшего образования поддерживается процедурой комплексной оценки деятельности ООВО, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации.

Анализ результатов проектов, реализованных в рамках ФЦПРО 2011—2015 гг. и ориентированных на развитие системы оценки качества образования (речь идет о ряде госконтрактов (ГК); см. электронные ресурсы [9—15]), а также анализ имеющегося опыта [5; 7] свидетельствуют о том, что к числу основных проблем повышения качества образования и внедрения принципов и методов современного менеджмента качества в ООВО относятся:
• недостаток в квалифицированном профессорско-преподавательском составе (ППС), особенно в кадрах высшей квалификации;
• ППС не владеет базовыми положениями концепции образования — положениями компетент- ностного подхода — в подавляющем большинстве ООВО;
• недостаточно современный уровень учебно-лабораторной и учебно-методической базы для проведения учебного процесса;
• ППС — скорее теоретики, нежели практики в использовании современной учебно-лаборатор- ной и учебно-методической базы;
• недостаточная мотивация большинства студентов к получению полноценных и качественных знаний, навыков и умений;
• отсутствие достаточного количества квалифицированных менеджеров на всех уровнях управления в ООВО;
• отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов и методов менеджмента качества как на локальном, так и на региональном уровнях;
• утрата полноценной связи с предприятиями промышленности и, как результат, ведение обучения в отрыве от потребностей работодателей (по целому ряду направлений подготовки в регионах Российской Федерации отсутствуют профильные предприятия, способные и готовые брать на практику студентов; процесс создания базовых кафедр на предприятиях наткнулся на непреодолимые препятствия: лицензионные условия);
• несоответствие систем управления качеством на разных уровнях системы образования;
• отсутствие соответствующего финансирования.

Отправным тезисом в определении качества образования принимается утверждение, что качество результатов деятельности ООВО должно обеспечиваться через управление качеством основных рабочих процессов ООВО. Построение системы менеджмента качества с учетом мнения всех групп потребителей и постоянное улучшение этой системы наиболее целесообразно осуществлять на базе сочетания и последовательного использования принципов всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management; TQM), международных стандартов ISO-9001-2000 и IS09004-2000, а также методов самооценки в организациях, построенной на базе модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM).

Создание системы управления качеством образования и внедрение методов и принципов менеджмента качества на различных уровнях системы образования Российской Федерации возможно при четкой и последовательной организации работ в этом направлении на основе однозначно определенной нормативно-правовой и методической базы. Необходим единый подход, объединяющий российские нормативные правовые акты, положения, учитывающий национальные особенности, и международные подходы и требования по организации и улучшению качества высшего образования. Наличие квалифицированных кадров в области менеджмента качества является одним из важнейших условий создания системы менеджмента качества образования.

Таким образом, на основе международного опыта реформ в управлении высшим образованием могут быть предложены следующие актуальные направления развития системы управления качеством высшего образования в Российской Федерации:

1. Формирование нормативно-правовой основы системы менеджмента качества высшего образования:
1.1. Разработка совместимых рамочных Государственных стандартов высшего образования с целью создания основ системы непрерывного образования и успешной реализации программ многоступенчатой подготовки специалистов, базирующихся на лучших традициях российского образования (фундаментальности, практической ориентации и др.), с усилением внимания к изучению иностранных языков и интернационализации образования.
1.2. Разработка нового Перечня направлений подготовки специалистов с учетом мировой практики формирования образовательных программ по номенклатуре, структуре и содержанию.
1.3. Внесение изменений в перечень показателей, используемых при проведении аттестации и государственной аккредитации ООВО, или создание принципиально новой единой системы показателей, используемой при аттестации, государственной аккредитации, оценке качества и определении рейтинга ООВО. Действующая система показателей для ООВО включает качественные и количественные показатели, оцениваемые экспертно в ходе комплексной проверки образовательной организации. Показатель, отражающий наличие и эффективность внутриорга- низационной системы контроля качества образования, должен включать качественную оценку совершенства основных процессов ООВО. Наиболее целесообразным представляется не коррекция существующего перечня показателей аттестации и государственной аккредитации ООВО, а разработка принципиально нового единого перечня показателей, включающего и показатели наличия системы менеджмента качества. Перечень должен быть полностью согласован с показателями, которые представляют ООВО во все государственные органы.
1.4. Разработка гармонизированного со стандартами и рекомендациями ENQA национального стандарта Российской Федерации на системы качества ООВО и организация взаимодействия с ENQA в целях одобрения национального стандарта по гарантии качества высшего профессионального образования со стороны ассоциации.

2. Стандартизация системы менеджмента качества ООВО:
2.1. Создание и разработка единой концепции, базовой модели и методики самооценки (оценки) уровней совершенства основных критериев, определяющих деятельность ООВО России в области менеджмента качества, согласованных с отечественной и общемировой практикой построения систем обеспечения качества образования. Деятельность ООВО должна базироваться на общепринятых принципах менеджмента качества и моделях обеспечения качества ООВО. Такая модель и методика самооценки (оценки) могли бы, с одной стороны, использоваться ООВО в целях постоянного совершенствования внутренних процессов управления и повышения качества образовательного процесса, а с другой — служили бы основой для проведения внешней экспертизы наличия системы менеджмента качества ООВО при проведении аттестационной экспертизы и государственной аккредитации ООВО.
2.2. Разработка методологии проектирования и оценки систем менеджмента качества ООВО на основе адаптации требований и рекомендаций международных стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО-9000-2001). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— провести анализ исходного состояния разработки и внедрения СМК ООВО;
— разработать план мероприятий по проектированию и внедрению СМК ООВО;
— провести обучающие семинары по принципам построения эффективной СМК ООВО для руководителей и сотрудников ООВО, ППС;
— провести идентификацию, анализ и классификацию рабочих процессов ООВО, определяющих качество образовательной деятельности; разделить процессы СМК на основные и вспомогательные;
— провести документирование (разработать документацию) СМК ООВО;
— внедрить СМК ООВО (провести апробацию и коррекцию СМК ООВО);
— подготовить СМК ООВО к внешнему аудиту.

3. Формирование инфраструктуры системы менеджмента качества образования:
3.1. Развитие и обеспечение международного признания независимой от органов исполнительной власти в области управления образованием системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ ООВО на основе передового зарубежного и отечественного опыта. Включение в нормативную базу комплексной оценки деятельности ООВО со стороны Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки критериев, предусматривающих наличие в ООВО образовательных программ, прошедших аккредитацию со стороны общественных профессиональных организаций (обществ, ассоциаций, союзов).
3.2. Создание единой системы мониторинга качества образования с учетом позитивного опыта отдельных ООВО по разработке и внедрению собственных систем мониторинга.
3.3. Создание органа по аккредитации агентств оценки качества образования в соответствии со стандартом ISO 17011 (ГОСТ РИСО/МЭК 17011-2009. Оценка соответствия. Общие требования к органам аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия).
3.4. Создание Ассоциации органов по сертификации систем менеджмента качества ООВО. В функции Ассоциации органов по сертификации СМК ООВО должна входить координация работ в этой области, согласование критериев оценки СМК ООВО на соответствие их требованиям стандартов серии ISO-9000-2000, методическая помощь ООВО и органам по сертификации и т. п. В состав Ассоциации могут входить представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, высшей школы, органов по сертификации СМК. Создание такой Ассоциации позволит существенно повысить качество работ в этом направлении, а в дальнейшем вхождение органов по сертификации в международные организации по сертификации позволит обеспечить признание выдаваемых сертификатов на общеевропейском уровне.
3.5. Создание единой системы повышения квалификации администраторов и аудиторов ООВО в области менеджмента качества. Цель — формирование понимания у руководителей, преподавателей и сотрудников ООВО принципов менеджмента качества в образовательных организациях, овладение практическими навыками построения систем менеджмента качества ООВО и применения методов и инструментов менеджмента качества для улучшения процессов образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в ООВО. Особое внимание должно быть уделено подготовке аудиторов систем качества и признанию создаваемой системы повышения квалификации международными организациями по аттестации персонала.
3.6. Формирование и реализация комплексной научно-методической программы по вопросам оценки качества и менеджмента качества в образовательных организациях высшего образования.
3.7. Создание комплексной системы информационного сопровождения работ в области менеджмента качества как информационной среды для коммуникации и корпоративного взаимодействия при реализации мероприятий. Это могут быть периодические издания, конференции, семинары, мультимедиа-издания и веб-сайты, содержащие информацию о научных результатах, лучших практиках в деятельности ООВО, тенденциях и направлениях развития менеджмента качества, рекомендации, отчеты.
3.8. Совершенствование механизмов привлечения зарубежных агентств, экспертов к контролю и оценке качества высшего образования Российской Федерации.

4. Обеспечение конкурентоспособности образовательного процесса ООВО:
4.1. Расширение участия ООВО в международных сопоставительных исследованиях.
4.2. Привлечение научных, образовательных, материальных, кадровых и других ресурсов ведущих организаций и предприятий — лидеров в регионе (стране, мире) для совместной реализации образовательных программ с целью повышения качества подготовки специалистов по соответствующему направлению (профилю).

Таким образом, одной из наиболее значимых задач в области образования в Российской
Федерации сегодня является внедрение и использование современных методов управления с целью повышения качества образования и обеспечения международного признания качества подготовки специалистов. Реализация указанных задач требует срочных мер по разработке концепции совершенствования управления качеством в ООВО и методологии использования методов и средств менеджмента качества в образовании в целом.

Список литературы

1. Семченко, А. Современные особенности обеспечения качества высшего образования / А. Семчен- ко, С. Булгаков // Менеджмент качества. — 2015. — № 2. — С. 96—114.
2. Егоров, Е. Е. Некоторые проблемы повышения качества управления образовательной организацией / Е. Е. Егоров, JI. И. Васильева // Соврем, науч. исслед. и инновации. — 2014. — № 12. — С. 227—231.
3. Левшина, В. В. Опыт и перспективы развития систем менеджмента качества образовательных организаций / В. В. Левшина // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. — 2014. — Вып. 3. — С. 140—144.
4. Коджешау, М. А. Внедрение СМК в образовательных учреждениях Российской Федерации—принципы построения [Электронный ресурс] / М. А. Коджешау. — URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY12/ smk-vuz.htm.
5. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы : аналит. докл. / В. М. Филиппов [и др.]. — М. : Логос, 2005. — 540 с.
6. Иванов, В. А. Особенности реализации процессного подхода в системах менеджмента качества образовательных учреждений / В. А. Иванов, А. В. Селезнева // Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. — 2015. — Сер. «Психолого-пед. науки». № 1 (25). — С. 70—77.
I. Степанов С. А. Менеджмент качества в образовании. Проблемы, перспективы / С. А. Степанов // Качество, инновации, образование. — 2002. — № 1. — С. 49—52.
8. Дощанова А. И. Особенности формирования инновационной модели высшей школы в современных условиях / А. И. Дощанова, И. С. Санду, И. В. Кирова. — 2014. — Т. 11, № 8. — С. 535—538.

Государственные контракты (электронные ресурсы)

9. Отчетные материалы по проекту «Разработка методики использования национальных и отраслевых квалификационных рамок в системе оценки качества образовательных программ профессионального образования и сертификации квалификаций» (ГК1 от 28.10.2011 № 12.Р20.11.0082; http://fcs.vpk.ru/ cgi-bin/uis/gk.cgi/ExtDataGk/View/6328336?class_suffix=Gk).
10. Отчетные материалы по проекту «Формирование моделей оценки влияния изменения государственных процедур контроля и оценки качества образования на систему образования с точки зрения качества образования» (ГК от 07.11.2011 № 12.Р20.11.0072; http://xn~nlabdok.xn~plai/node/1329).
II. Отчетные материалы по проекту «Создание системы оценки качества образования при реализации программ прикладного бакалавриата» (ГК от 11.11.2011 № 12.Р20.11.0078; http://xn~nlabdok.xn~plai/ node/1332).
12. Отчетные материалы по проекту «Разработка и апробация моделей профессиональной оценки качества программ профессионального образования (НПО, СПО, ВПО, ДПО)» (ГК от 26.09.2011 № 12.Р20.11.0018; http://xn~nlabdok.xn~plai/node/1448).
13. Отчетные материалы по проекту «Разработка и апробация моделей общественной оценки качества профессионального образования (НПО, СПО, ВПО, ДПО)» (ГК от 07.10.2011 № 12.Р20.11.0056; http://xn~nlabdok.xn~plai/node/1292).
14. Отчетные материалы по проекту «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования» (ГК от 14.10.2011 № 12.Р20.11.0055; http://xn~nlabdok.xn~plai/node/1305).

Вестник ЧелГУ № 2 (384) 2016. Экономические науки. Выпуск 52

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (11.07.2016)
Просмотров: 166 | Теги: аттестация, аккредитация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016