Вторник, 22.08.2017, 02:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

Проблемы и перспективы развития российского экспорта мяса птицы

А.А.Ефремова

Проблемы и перспективы развития российского экспорта мяса птицы

Сельское хозяйство является приоритетной отраслью, так как является основой, прежде всего, продовольственного обеспечения, а, следовательно, и продовольственной независимости. За последние годы российское птицеводство, как никакая другая отрасль животноводства, прошло большой путь и достигла внушительных результатов. Птицеводы перекрыли показатели Доктрины продовольственной безопасности, могут обеспечить страну мясом птицы и начать экспортировать этот вид продукции. Цель статьи - изучить проблемы и перспективы продвижение российского мяса птицы на зарубежные рынки. В статье представлены показатели и тенденции развития экспорта мяса птицы. Проведен анализ внешней торговли России мясом птицы по географической направленности. Определены основные подходы по страново-региональной диверсификации экспорта российского мяса птицы. Раскрыты возможности расширения сельскохозяйственного экспорта.

Ключевые слова: сельское хозяйство, птицеводство, мясо птицы, прирост производства, перспективы, продовольственная безопасность, экспорт, внешняя торговля, потребление, тенденции развития

 

Аграрный сектор является важной отраслью экономики, которая способна поддерживать нормальное функционирование общества, призвана обеспечить население различными продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточных для формирования правильного и сбалансированного рациона питания. Сельское хозяйство непосредственно связанно с продовольственной безопасностью и с государственной независимостью страны.

Российская Федерация располагает одним из самых мощных в мире ресурсных потенциалов для развития аграрного сектора экономики. Имея только 2% численности мирового населения, при этом обладая 20% мировых запасов пресной воды, 8,9% мировой пашни, 2,6% пастбищ и 8,3% производства минеральных удобрений, Россия способна обеспечить не только собственные потребности в продуктах питания, но и стать крупным экспортером продовольствия в мире.

В своем Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обозначил позицию государства по развитию всей экономики страны, где «красной нитью» проходит идея: «Россия не имеет права быть уязвимой». Президент обозначил, что России нужны компании, которые не только способны обеспечить страну современной качественной продукцией, но и завоевать мировые рынки. Выход на внешние рынки, экспансия российской продукции должна стать естественной стратегией развития национального бизнеса, всей российской экономики. Пример тому - сельское хозяйство.

Достигнутые успехи в птицеводстве и свиноводстве позволяют по- настоящему посмотреть на стратегические перспективы развития российского мясного животноводства. Уже сейчас необходимо перейти к активному наращиванию экспортных поставок мяса тех видов, по которым будут удовлетворены внутренние потребности населения.

Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) не без оснований считают, что главным продуктом планеты станет мясо птицы. Рост потребления такого мяса придется на ключевые регионы мира и в течение 8-10 лет составит 40%[5].

Для развития экспортного потенциала Россия имеет ряд внутренних и внешних предпосылок.

К внутренним относятся прежде всего динамичное развитие отрасли птицеводства: пороговое значение продовольственной независимости по мясу птицы Россия преодолела еще в 2011 году и на сегодняшний день составляет 95%, что выше 85% уровня, предусмотренного Доктриной продовольственной безопасности[1].

Производство мяса птицы в 2015 году составило 4480 тыс. тонн, что на 8% больше аналогичного периода 2014 года[2]. Учитывая насыщенность внутреннего рынка и низкую покупательную способность населения, Россия уже сейчас способна поставлять на экспорт до 350 тыс. тонн данной продукции.

Экспорт мяса птицы из России в 2015 году составил 71,4 тыс. тонн, что на 15% больше аналогичного периода 2014 г. (62,3 тыс. т)[8]. Поставки осуществлялись в 21 страну дальнего зарубежья и 7 стран СНГ (рис. 1).
 

Рисунок 1 - Структура экспорт мяса птицы из России по странам в 2015 году, %

Помимо развития самой отрасли Россия имеет ряд благоприятных возможностей, которые позволят ей стать сильным игроком на международном продовольственном рынке:

- выгодное географическое положение, близость к наиболее перспективным зарубежным рынкам сбыта[3];
- близость к портам основных производящих регионов Центрального и Южного федеральных округов;
- девальвация курса рубля в настоящий момент содействует конкурентоспособности российского экспорта.

Помимо внутренних условий, для наращивания экспорта мяса птицы есть целый ряд внешних факторов, которые будут оказывать влияние на рынок.

По прогнозу ФАО растет потребление мяса птицы в мире и больше всего возрастет в странах Южной Африки (в 2 раза), в странах Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (в 1,8 раза), значительно - в странах Центральной и Западной Азии и Северной Африки, Ближнего Востока.

Россия рассматривается в долгосрочной перспективе как один из поставщиков мяса птицы в эти страны. Выбор наиболее перспективных рынков российского экспорта будет производиться с учетом комплекса факторов:
конкуренции на выбранном рынке, логистики, таможенных и тарифных ограничений, а также особенностей потребления мяса птицы в конкретной стране.

Наибольшую перспективу для российского экспорта мяса птицы будет представлять рынок стран Ближнего Востока (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Иордания, Сирия), емкость которого в целом составляет 2,2 млн тонн, что обусловлено высокой плотностью населения, высоким уровнем потребления мяса птицы при одновременно высокой покупательной способностью, хорошо развитой сетевой розничной торговли [10].

Перспективным может стать рынок африканских стран (Нигерия, Гана, Камерун, ЮАР), который отличается низкой ценой, высоким уровнем потребления мяса птицы, высокой численностью населения, однако в тоже время высокой конкуренцией со стороны США и Бразилии [9].

В настоящее время наблюдается четкая тенденция постепенного замещения «красного» мяса (говядины, свинины, баранины) «белым» - цыплятами- бройлерами [6]. В начале XXI века в структуре мирового производства мяса разных видов говядины составляет 22%, свинины - 36%, мяса птицы - 35%, другие виды - 7% (рис. 2).

 

Рисунок 2 - Структура мирового потребления основных видов мяса в динамике, % (по данным ФАО)

В настоящее время Россия имеет некоторые препятствия для развития российского экспорта мяса птицы. Прежде всего это вызвано трудностями российских производителей конкурировать с мировыми гигантами торговли мяса птицы таких как США и Бразилия. Эти трудности связаны прежде всего с высокой себестоимостью производства мяса бройлеров в России: по оценке Рабобанка себестоимость в России составляет 1,60 евро за 1 кг убойного веса, тогда как у ведущих экспортеров она находится на уровне 1,40 евро за 1 кг убойного веса в США и 1,20 евро за 1 кг убойного веса в Бразилии [7]. Если учесть затраты на корма и на суточных цыплят, то разница в затратах на корма на 30-70% выше, чем в этих странах, а стоимость суточных цыплят в России на 45% выше по сравнению с США и на 18% - по сравнению с Бразилией.

Справедливости ради, необходимо отметить, что у России есть преимущества, например коэффициент конверсии корма находится на уровне 1,8 и соответствует коэффициенту в Бразилии (для сравнения в США - 1,93; в Германии - 1,68)[7].

Для осуществления экспорта необходимо разработать комплекс мер по созданию условий для выхода отечественного мяса птицы на внешние рынки (ветеринарные, правовые, коммерческие и другие):
- формирование механизмов государственной поддержки экспорта мяса птицы, которые должны включать инструменты по стимулированию экспорта птицеводческой продукции, финансовую поддержку экспортерам, выделение субсидий для установления деловых контактов за рубежом в рамках организации поездок делегаций на международные выставки [4]. Особое внимание стоит уделять созданию условий экспорта мяса птицы и продукции из нее с высокой добавленной стоимостью;
- создание отечественных селекционно-генетических центров, расширение отечественной репродукторной базы, строительство на территории России заводов по производству витаминов, аминокислот, вакцин и т.п.;
- гармонизация ветеринарного законодательства Российской Федерации и потенциальных стран импортеров с учетом требований обеспечения режима максимального благоприятствования для российского экспорта и стабильности эпизоотической ситуации внутри страны;
- четкое разграничение обязанностей и ответственности директивных органов за организацию и продвижение российского мяса птицы на зарубежные рынки;
- разработка пошаговой стратегии межрегиональной и международной торговли мясом птицы;
- повышение технического уровня птицеводческих предприятий, в первую очередь ориентирующихся на поставку продукции на экспорт, внедрение систем качества;
- разработка маркетинговой стратегии по продвижению российского мяса птицы с учетом региональных особенностей (например, продукции Халяль);
- создание логистических схем торговли;
- содействие сбыту продукции путем предоставления необходимой рыночной информации по приоритетным странам (производство, потребление мяса птицы в конкретной стране, средние отпускные и розничные цены и другое);
- использование разнообразных форм обучения и подготовки кадров птицефабрик (вузы, курсы подготовки и переподготовки и т.д.) для продвижения российской продукции на международные рынки.

Таким образом, идея развития экспортного потенциала российского мяса птицы должна стать основой долгосрочной стратегии развития этого ведущего подкомплекса АПК. Реализация этой идеи будет зависеть от политики государства в области развития сельскохозяйственного экспорта, а также и от птицеводческих предприятий.

Литература:

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации
2. Бобылева Г.А. В двух шагах от имортонезависимости птицеводства // Бизнес партнер. Сельское хозяйство России. - 2015. С. 20 - 23.
З.Захарова С.В. Показатели и тенденции развития международной торговли государств // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова [Электронный научный журнал] - 2015. - №4 (22).
4.Минтусов В.К. Влияние членства России в ВТО на торговлю сельскохозяйственной продукцией и продовольствием // интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - №3. - С. 51.
5. Сёмин А.Н., Шарапова Н.В. Продовольственная безопасность Российской Федерации в условиях экономических санкций // Агропродовольственная политика России. - 2014. - № 9 (21). - С. 2-11.
6. Фисинин В.И. Между прошлым и будущим отечественного птицеводства // Бизнес партнер. Сельское хозяйство России. - 2015. С. 16 - 19.
7. Хунгер О.В. Птицеводство России - взгляд вперед // Материалы конференции «Перспективные рынки сбыта продукции российского промышленного птицеводства и пути выхода на них».
8. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.customs.ru
9. FAO statistical yearbook 2014: Africa food and agriculture. P. 76 - 84.
10. FAO statistical yearbook 2014: Near East and North Africa food and agriculture. P. 70 - 90.

Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова № 1 (23) 2016

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (20.06.2017)
Просмотров: 33 | Теги: сельское хозяйство, птицеводство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь