Суббота, 03.12.2016, 20:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ

О.А.Ежкова

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ

В статье рассматриваются место курса мировой художественной культуры (МХК) в современной системе образования в средней общеобразовательной школе и высшей школе, проблемы методики преподавания МХК.

Ключевые слова: мировая художественная культура, МХК.

 

Предмет «Мировая художественная культура» (МХК) вовсе не новый в системе отечественного образования. Эта учебная дисциплина имеет богатую историю преподавания в вузах художественно-эстетической направленности, в системе дополнительного образования и специализированных школах. Как предмет в общеобразовательной школе МХК появилась около 30 лет назад, сначала в качестве факультативного/элективного курса, потом как учебный предмет в школах с углубленным изучением гуманитарных предметов (лицеях, гимназиях). Инициатором преподавания этого предмета в средней общеобразовательной школе называют Л.М. Предтеческую. В Концепции 2001 г цель художественного образования в средней общеобразовательной школе была обозначена следующим образом: «В основной средней школе подростки овладевают языком различных видов искусства, что дает им возможность самостоятельного постижения произведений искусства, а также создает предпосылки для собственной художественной деятельно-сти» [2]. На данный момент МХК введена в базовый учебный план 1011-х классов.

Преподавание осуществляется по учебным программам и учебно-методическим комплексам, разработанным Ю.А. Солодовниковым, Л.А. Рапацкой, Г.И. Даниловой. Значимость этой дисциплины для дальнейшего продолжения образования весьма существенна: «С одной стороны, по отношению к основной школе МХК играет роль обобщающего предмета, где разрозненные знания по музыке и изобразительному искусству приводятся в некую систему на основе хронологии и стилистической общности. С другой стороны, по отношению к курсу культурологии в вузе МХК является некоей фактографической базой, необходимой для минимального понимания последующих культурологических обобщений. <...> Иначе на культурологии нечего будет обобщать - предмет будет или провисать, или исправлять огрехи школы, что невозможно из-за ограниченного количества часов» [3].

Если говорить о месте этой дисциплины в системе высшего образования, то она преподавалась в вузах культуры и искусства, а в последние 20 лет стала появляться в учебных планах специальностей, связанных с подготовкой специалистов в области рекламы, PR, связей с общественностью, журналистики. Созданы учебные комплексы для преподавания МХК А.П. Садохиным, Т.В. Ильиной, Д.В. Грожан, авторским коллективом под общим руководством Б.А. Эрен- гросс, А.П. Садохиным и Т.Г. Грушевицкой, Л.Г. Емохоновой, М.В. Соколовой.

Печально, но до настоящего времени не принята государственная концепция художественно-эстетического образования, которая была бы рассчитана не только на подготовку специалистов в области культуры и искусства (такая Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ № 1244-р от 25.08.2008 г., включает план мероприятий по ее реализации и охватывает период 2008-2015 гг.) [1]. В 2001 г. Министерством культуры РФ была принята Концепция художественно-эстетического образования (приказ Минкультуры № 1403 от 28.12.2001 г.) [2], рассчитанная на реализацию в самых широких слоях населения, нельзя сказать, что сегодня она неактуальна, но требует корректировки и дополнений с учетом изменившихся реалий, задач, вызовов времени. Следует признать, что до сих пор на государственном уровне не осознана необходимость системного общего эстетического образования, хотя потребность в нем высказывается как мастерами культуры, утрачивающими влияние на массовую аудиторию, так и самой общественностью, отмечающей падение культурного уровня, особенно в молодежной среде.
Реакцией на эту потребность и является введение в учебные планы вузов, готовящих специалистов по связям с общественностью, а также специалистов в области рекламы и средств массовой информации. В ФГБОУ ВПО «Северо-Восточный государственный университет» предмет МХК входит в вариативную часть базового учебного плана направления подготовки «Журналистика» и изучается на 1-м курсе. Целями изучения МХК являются освоение знаний об основных этапах развития человеческой цивилизации, умение ориентироваться в типах различных культур и религий, в процессе формирования культурного наследия, культурных традиций, ценностей и норм, общее ознакомление с основными видами искусств, понимание их роли в жизни человека и общества, понимание места и роли российской культуры в мировом контексте, специфики журналистики как культурного феномена, умение адаптироваться к разным социокультурным реальностям, проявление толерантности к национальным, культурным и религиозным различиям, умение использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала в контексте задач профессиональной деятельности.

В процессе преподавания обознаются следующие проблемы:

1. Проблема методического обеспечения. Наличествующие сегодня учебники по МХК адресованы в первую очередь будущим специалистам в области культуры и искусства. В силу преследуемых задач они весьма объемны. Необходим небольшой учебник, ориентированный на неспециалиста в области культуры, но гуманитарно образованного человека. Он должен коротко, емко, но системно излагать минимально необходимую информацию для формирования представления об историко-культурном процессе.

2. Проблема определения образовательного минимума, а именно списка произведений искусства, который должен узнавать и называть студент. Как ни странно, ни одно из учебных пособий по МХК сегодня не содержит ни списка произведений искусства, ни списка имен авторов произведений искусства, ни списка терминов, которым должен владеть освоивший курс студент. Конечно, такие списки могут иметь только рекомендательный характер, но они необходимы. Мы имеет списки изучаемых произведений в разных курсах истории литературы (русской и зарубежной), списки слов для запоминания правильного ударения и написания (так называемый акцентологический и орфографический минимум). По такому же типу необходимо составить «образовательный минимум МХК».

3. Проблема обратной связи и контроля знаний. Оперативная доступность интернет- ресурсов в современной ситуации скорее осложняет процесс усвоения знания. Возможность за считанные минуты найти уже готовую работу реферативного характера приводит к формализации процесса обучения. Поэтому необходимо искать такие формы контроля, при которых студент был бы лишен возможности элементарного копирования чужого (зачастую анонимного) текста. Для этого необходима разработка аудиторных контрольных и самостоятельных работ, которая бы поэтапно формировала элементарные аналитические навыки в области искусства:
- узнавание и называние произведений по изображению;
- узнавание и называние произведений искусства по их текстовому описанию;
- выявление основных стилистических черт в художественном произведении по изображению и по памяти;
- сравнение и сопоставление произведений искусства сходной тематики, но разных стилей и эпох создания;
- выявление основных идей и смыслов, заложенных в произведение искусства, отражение в нем стилистических черт и индивидуально-личностного почерка художника / автора.

Стремясь достигнуть обозначенные цели и решить поставленные задачи, необходимо совершенствовать и содержание, и методику преподавания МХК и в общеобразовательной, и в высшей школе.

Библиографический список

1. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/193788/.
2. Концепция художественного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow DocumID 151125.html.
3. Медкова Е. Место предметов художественно- эстетического цикла в других профилях / Е. Медкова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// art.1september.ru/article.php?ID=200700211.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2016. Выпуск 25

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (03.07.2016)
Просмотров: 93 | Теги: мировая художественная культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016