Среда, 24.05.2017, 16:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ

С.Е.Казакова, Т.А.Беева

Проблемы формирования нравственных основ личности у курсантов и слушателей вузов МВД России

Современное мировое сообщество живет в эпоху активного развития информационных технологий. Экономика современного общества становится «экономикой знаний», а образование ¾ стратегическим государственным ресурсом и фактором безопасности. Оно во многом определяет благополучие личности и государства.

Уровень образованности граждан является фундаментом гражданского общества, содействует поддержке и обогащению культур, формирует взаимное уважение и понимание.

Согласно исследованиям, проведенным в России несколько лет назад, люди с высшим образованием, составляющие четверть работающих, производили более половины стоимости национального дохода. Исходя из этого, можно сделать вывод, что современному государству требуются подготовленные специалисты высшей квалификации. Рассматривая аналогичные мировые тенденции, ЮНЕСКО в перечне организационных мероприятий сформулировало два принципа, которым должно отвечать современное образование — «образование для всех» и «образование через всю жизнь».

Состав студенчества специфичен. Он образуется из представляющих все слои населения молодых людей приблизительно одинакового возраста (18—25 лет), с определенным уровнем образования и обществен­ного развития. В вузе состав студенчества не остается постоянным: каждый год он обновляется в связи с посту­плением первокурсников и выпуском дипломников.

Анализ студенчества как особой социальной группы позволил выделить ряд ее как положительных, так и отрицательных специфических особенностей.

К положительным особенностям можно отнести следующие: направленность на конкурентоспособность (стремление получить хорошо оплачиваемую работу с продвижением карьеры); стремление к социальному престижу и независимости; общительность в своей социальной группе; самостоятельность.

Отрицательными особенностями являются: частичное отрицание идеалов и традиционных ценностей; приоритет материального обогащения над духовно-ценностными ориентациями (у значительной части молодежи); преувеличение значимости досуга и развлечений; ослабление патриотичности и гражданственности; подверженность негативному воздействию окружающей социальной среды и др.

Важнейшие особенности процесса социализации (социализация ¾ неотъемлемая часть человеческого развития, начинающегося в младенчестве и заканчивающегося в глубокой старости процесса освоения социальных ролей и культурных норм) современного студенчества ¾ это процесс включения в общественную жизнь, который идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и через воспитательную деятельность. Кроме того, на этот процесс также влияют такие факторы, как наличие высокой творческой активности и склонности к инновациям. В то же время наблюдается отрицание всяческих авторитетов и подчеркивание своей независимости (что приводит к появлению молодежных субкультур); опережение умственного взросления над физиологическим; преобладание эмоционального фактора над знаниями (выбирается не то, что действительно необходимо, а то, что ярче, эмоциональнее и более символично насыщено); формирование устойчивого сознания установки на обогащение и жизненный успех, достигаемый любой ценой; смещение института семьи, учебного заведения, ценностей и норм на последнее место; пассивное и равнодушное отношение        к социально-политическим делам общества          и государства и др.

Совершенствование процесса социализации должно стать одной из первоочередных задач высшей школы XXI в.

Система воспитания как бы упорядочивает процесс социализации, придает ему стройность, целеустремленность. Воспитание (в его традиционном понимании) ¾ это процесс систематического и целенаправленного воздействия на личность (группу) в целях формирования у нее общественно необходимых социальных ориентаций, сознания и поведения. Процессы социализации и воспитания целесообразно рассматривать во взаимосвязи, взаимообусловленности. Для реализации этого в образовании должна быть значительно усилена воспитательная составляющая. Только посредством воспитания можно сформировать у учащейся молодежи потребность учитывать в своей деятельности не только свои личные интересы, но и интересы общества в целом. Поэтому в развитии «совершенной» модели системы воспитания в вузах МВД России стоит вопрос о возрождении воспитательной функции образования.

На становление личности курсанта и слушателя влияет его ближайшее окружение. Именно микросреда, представляющая соединение общего, особенного и единичного, содержит в себе факторы и условия формирования неповторимого индивидуального своеобразия личности. Конкретные семейные, бытовые и дру­гие межличностные отношения и связи — это индивидуальное бытие человека, формирующее дефекты общественного сознания и поведения личности, приводящее к различным типам противоправного поведения.

Правонарушения, совершаемые курсантами и слушателями, имеют свои особенности, показатели и свой характер. Распространенность уголовных преступлений и административных правонарушений в этой среде невелика. Практика показывает, что она составляет 6¾8 % от всех регистрируемых правонарушений.

В структуре этих 6¾8 % правонарушений основное место занимают административно-правовые. По данным статистических исследований они составляют 70 % всех правонарушений. Преимущественно это мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественном месте и появление в общественном месте в нетрезвом виде, управление транспортом в нетрезвом виде. Все эти правонарушения имеют общий объект — общественный порядок, т. е. ту часть отношений, которые складываются в социаль­ное общение людей по поводу общественной нравственности, чести и достоинства, общественного и личного спокойствия граждан, нормальных условий их жизни и трудовой деятельности.

Второе место в структуре правонарушений занимает хулиганство ¾ 10 %; незаконное приобретение и хра­нение наркотических веществ — 4,5 %; кража — 1 %. Совсем еди­ничны случаи таких тяжких преступлений, как убийство, изнасилование.

По характеру вызвавших их непосредственных причин правонарушения можно разделить на две группы: правонарушения, которые связаны с общей неорганизованностью образа жизни этой категории молодых людей, и те, в основе кото­рых лежат конфликты и противоречия, проистекающие из качественной стороны образа жизни.

Общественная опасность у вышеназванных групп неодинакова, но все они наносят обществу моральный, материальный и иной ущерб.

Многолетнее изучение личных дел студентов-правонарушителей, журналов посещаемости, других документов, содер­жащих сведения о личности правонарушителя, а также опрос преподавателей в Волгоградской академии МВД РФ показали, что 90 % лиц, осужден­ных за преступления и 85 % привлеченных к административной ответственности, имели дисциплинарные взы­скания в связи с нарушением установленных в вузе норм поведения.

На первом году обучения правонарушений немного: они достигают своего пика на третьем и четвертом году обучения, а начиная с пятого года ¾ резко снижаются. Регулярно проводимые опросы выпускников показали, что уменьшение правонарушений к последнему курсу обусловлено:

¾ возросшим самосознанием, связанным с эффективностью проводимой воспитательной работы — 60 %;

¾ страхом перед наказанием (отчислением из вуза, привлечением к уголовной ответственности) — 40 %.

Уровень материальной обеспеченности правонарушителей, как правило, высок. Размер денежного дохода на одного курсанта или слушателя составлял в среднем шесть минимальных оплат труда. Однако они оценивали свое материальное положение «хуже, чем у других», т. е. давали заниженную оценку своего по­ложения.

Говоря о культурном уровне и интеллектуальном развитии правонарушителей, совершивших уголовные преступления, административно наказуемые проступки и нарушения правил поведения в вузе, можно отметить у большинства лиц интеллектуальную пассивность и правовой нигилизм. Преобладающие интересы у этих лиц связаны с развлечениями. Они убеждены во всесильном значении денег, оценивают свою будущую профессию, прежде всего, с точки зрения вознаграждения, получаемого за труд. При этом  треть опрошенных убеждены, что работать по специальности они не будут.

Курсантов, привлеченных к дисциплинарной ответственности за злоупотребление спиртным, характеризует в большей части слабая физическая подготовка, безволие, трудности в учебе.

Под причинами правонарушений можно понимать такие негативные явления социальной действительности, которые, отражаясь в сознании личности, формируют отрицательные взгляды, привычки, навыки и другие свойства, в определенных условиях ведущие к правонарушениям.

Одной из причин правонарушений являются социально-экономические трудности. В качестве предпосы­лок для формирования противоправных норм поведения наиболее часто выступают недостаточное воспитание социально полезных потребностей и невозможность удовлетворения в достаточной мере социально оправдан­ных запросов.

Чувствуя себя членами определенной социальной общности, многие курсанты и слушатели оценивают свое матери­альное положение, не изолируя себя от окружающих, а наоборот, сопоставляя себя с ними, ориентируясь на ближайшее окружение. Поэтому их потребности не всегда соответствуют тому уровню материальной обеспе­ченности, которым они располагают. В основе закона роста потреб­ностей лежит их качественное изменение, ориентация на развитие таких запросов человека, которые не способствуют его духовному росту.

Ориентация только на количественное возрастание таких потребностей в материальной среде приводит чаще всего к различным формам антисоциального поведения. Взаимодействие различных сторон общественного бытия и общественного сознания представляет собой сложную систему, в которой материальные условия определяют границы формирования и воспитания потреб­ностей. Вместе с тем в рамках конкретных материальных условий возможны различные нравственные позиции и взгляды людей. Именно поэтому приобретает особое значение идейно-воспитательная работа, при решении которой важная роль отводится воспитанию личности гармонически развитой, имеющей социально-полезные запросы материального и духовного порядка.

Причиной многих правонарушений является также неумеренное употребление спиртных напитков. Установлено, что большинство случаев хулиганства совершаются курсантами и слушателями в пьяном виде. В этом случае алкоголь выступает провоцирующим обстоятельством. Под влиянием алкоголя на психику лицо приобретает волевую решимость, и в состоянии алкогольного опьянения совер­шает преступное деяние, которое оно в трезвом виде вряд ли желало бы совершить.

Анализ совершаемых правонарушений показывает, что 20 % подобных правонарушений совершаются в выходные дни и праздники, а 60 % ¾ в последний день сессии. Как правило, во время сессии, при длительной психической пере­грузке, происходит постепенное истощение нервной системы, снижение общего тонуса личности, что отражается на ее настроении, способности           к восприятию информации и принятию решений. Недостаточно устойчивые курсанты могут попытаться «скомпенсировать» перегрузку положительными эмоциями, полученными за счет таких стимуляторов, как алкоголь. Примерно 65 % опрошенных показали, что они после окончания сессии употребляют спиртные напитки, чтобы, по их словам, «расслабиться и отметить радостное событие». Из них 30 % употребляют спиртные напитки после сдачи каждого экзамена, а 7 % ¾ также и после сдачи зачетов.

Еще одной важной причиной правонарушения являются неблагоприятные условия формирования лично­сти в семье, его воспитание.

Отношение человека к обществу, к другим людям, к правилам общежития формируется в процессе об­щения с людьми и познания окружающего мира. Именно в семье закладываются основы моральных взглядов и принципов поведения человека. От того, какое воспитание получил ребенок в семье, что он там увидел и услышал, во мно­гом зависят его жизненные идеалы    и практические цели.

Не в полной мере отвечает современным требованиям уровень правовой пропаганды. Знание права — объ­ективная потребность общественного развития. Один из основных принципов организации правовой деятельно­сти в нашей стране — презумпция знания законов. Правовые знания участвуют в формировании убеждений и мировоззрения. Правовое воспитание — это составная часть идеологической и учебно-воспитательной работы, и оно направлено на воспитание у курсантов таких убеждений, которые бы исключали нарушение ими норм права, тем более что речь идет о юридическом вузе.

 Воспитательная функция — это воздействие на сознание. Цель воздействия — формирование у курсанта и слушателя высокого правосознания, воспитание уважения к праву, закону, разработка предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию форм и методов правового воспитания в академии, повышение правовой культуры воспитателей, а также выяснение путей наибольшего влияния права на сознание, поиск результативных воспи­тательных средств.

В профилактической деятельности необходимо применять и методы, основан­ные на внутренних убеждениях, на стимулировании. Стимулирование связано с потребностями и интересами человека. Оно способствует тому, чтобы добиваться такого поведения воспитуемых, которое соответствует их целям и общественным интересам. Конкретным проявлением таких методов является моральное и материальное стимулирование: награждение грамотами, памятными подарками, премией. Поощрение пропагандирует лучшие примеры и одновременно способствует большему самоутверждению отличившихся, их стремлению к дальнейшему совершенствованию. При этом моральное стимулирование можно умело сочетать с материаль­ным.

Особенность воспитательно-профилактичес-кого процесса в вузах МВД заключается в том, что основанием ее служат все виды учебного процесса, который справедливо называют учебно-воспитательным, а также много­гранная внеаудиторная работа. Очень важным звеном этого процесса является осуществление мероприятий по улуч­шению быта, охраны здоровья и других социально-экономических и культурных мероприятий. Признанными средствами, способствующими развитию социальной активности,     политической созна­тельности будущих специалистов, формированию их профессиональных и гражданских качеств, нравственно-эстети-ческого воспитания являются центры досуга, клубы по интересам.

Обращая внимание на процесс становления межличностных отноше­ний, курсовое начальство и кураторы групп могут предотвратить образование микрогрупп малоактивных и пассивных студентов, изоляции отдельных студентов от группы. По мере создания актива нужно, опираясь на него, направлять работу органов студенческого самоуправления и жизнедеятельность всей группы. Как показывает практика, там, где эта работа поставлена хорошо, уровень правонарушений низок.

 

 

© С. Е. Казакова, 2009

© Т. А. Беева, 2009


 

 

 

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (27.12.2012)
Просмотров: 984 | Теги: система воспитания, становление личности, правонарушение, социализация, Студенчество, дисциплинарная ответственность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь