Пятница, 09.12.2016, 06:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В.В.Спасенников
Брянский государственный технический университет

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Фундаментальные и прикладные исследования проблем идентичности базируются на междисциплинарном комплексе социогуманитарных дисциплин, заметное место среди которых стала занимать экономическая психология. С позиций экономической психологии сформулирован ряд теоретических положений, связанных с необходимостью стимулирования и охраны интеллектуальной собственности в созидательной деятельности, которая является основой формирования национальной и экономической идентичности подрастающего поколения

Ключевые слова: деидеологизация, национальная идентичность, экономическая идентичность, интеллектуальная собственность, экономическая психология.

 

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
Ст. 3 Конституции РФ

Государственная идеология и национальная идентичность - важные факторы консолидации общества вокруг интересов страны, необходимый институт в системе культуры и в политической системе общества, залог политического и духовного единства, отсутствия этнических противоречий, стабильного социльно-экономического развития [1].

Идентичность можно рассматривать как опосредованную социокультурной средой совокупность представлений личности о себе и своём положении в обществе или целостный, интегративный и дифференцированный процесс, благодаря которому устанавливается соответствие индивидов внешнему социокультурному пространству, в рамках которого люди отождествляют себя с некими социальными образцами, действующими или действовавшими в обществе [7].

Отсутствие национальной идеологии и идентичности (деидеологизация) приводит к заимствованию или насаждению чуждых идеологий других стран и культур, снижению интегративного потенциала и идеологическому вакууму, доминированию личных интересов деловой и чиновничьей элиты над национальными, обесцениванию традиционных национальных ценностей, и тем самым представляет угрозу духовной безопасности российского общества [4].

Сложно говорить о национальной идентичности, гражданской солидарности в обществе, разобщённом, прежде всего, по способам и возможностям удовлетворения первичных материальных потребностей. С другой стороны, нельзя отрицать и тот факт, что любые социально направленные действия государства будут малоэффективными, если общество изначально критически или просто равнодушно настроено к судьбе своей страны. Неслучайно говорят, что мы имеем того правителя, то государство, которое заслуживаем. Если люди на примитивном бытовом уровне обманывают, воруют, отстаивают свои частные интересы, то и на уровне государства будет происходить то же самое, ведь государство - это общественный договор, а честное соглашение может быть только между сторонами, ведущими себя честно. Чтобы система качественно работала, необходима слаженная работа всех её элементов, т.е. каждого из нас [8].

Коренные преобразования в нашей стране (в 90-х гг. XX в.), повлёкшие смену политических и экономических основ Российского государства, были связаны с существенными изменениями идеологии, социальной структуры общества, реформированием экономической системы и, в первую очередь, отношением к собственности [8].

Возникла потребность в осознании каждым человеком своего нового социального статуса, положения в социально неоднородном обществе. Старшее поколение, не имевшего личного опыта в условиях рыночной экономики, в значительной степени не смогло сразу перейти в новую формацию. Молодое поколение, родившееся после реформ, не имея жизненных устоев, также оказалось не готово к новым реалиям жизни. В результате, каждый человек стал сам искать и по возможности находить своё место во вновь сформировавшемся обществе. Кому-то это далось легко, другим трудно, третьи же до сих пор не могут найти себя. Особенно остро, как показано в экономико-психологических исследованиях, стоит проблема формирования национальной и экономической идентичности молодёжи, связанная с необходимостью искоренения иждивенческих установок молодого поколения.

Как показано В.В. Спасенниковым [6, 7], особое значение должна иметь проблема охраны интеллектуальной собственности в сфере стимулирования творческой деятельности изобретателей. Формирование национальной и экономической идентичности должно базироваться на законодательной базе, которая поддерживает творческую созидательную деятельность, связанную с технологическим развитием страны и обновлением средств производства. В постсоветский период технологическое развитие, базирующееся на охране интеллектуальной собственности, пришло в противоречие с интересами инженерно-технических работников, конструкторов и изобретателей. Как справедливо отмечает И.Е. Никулина: «Прибавка в экономическом росте была достигнута в рамках экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики» [3, с. 18].

Нормативные документы, регламентировавшие правоотношения в интеллектуальной собственности, устарели, они являются источником противоречий между экономической и правовой идентичностью личности, т.е. знание своих прав и обязанностей не соответствуют экономическим интересам и способствуют «утечке мозгов». Кроме этого, отсутствуют патентоведы, призванные защищать авторские права и смежные права, не сформированы гражданские институты в данном направлении, цепочка: автор - правообладатель - изготовитель - реализатор - потребитель, - только начинает приобретать ощутимые очертания [8].

Правоохранительные и контролирующие органы также оказались не готовы на данном этапе противостоять нахлынувшей на страну «рыночной лихорадке». В результате отсутствия национальной и экономической идентичности - девизы «каждый сам за себя» и «разделяй и властвуй» во времена «денежного безвластия» играют ведущую роль.

Формирование национальной и экономической идентичности должны способствовать тому, что авторы могут придумывать новые произведения, товары, и их права будут надёжно защищены, авторы получат полагающееся вознаграждение, а потребитель сможет в полном объёме воспользоваться их творениями [6]. В результате, исходя из становящихся перед обществом и конкретно перед человеком (личностью) конкретных экономических целей и задач, направленных на формирование нового общества, основную роль будет играть национальная и экономическая идентичность личности. Как человек будет воспитан с детства, какие качества ему будут привиты в самом начале жизни, какие нормы культуры, и в первую очередь экономической, отношение к собственности он получит, от этого во многом будут зависеть его желанные установки и отношение к нему людей [8].

Одним из элементов становления экономической идентичности личности является отношение к интеллектуальной собственности. Можно много говорить об общей культуре человека, нравственных качествах, поведении, хороших манерах, но его отношение к объектам интеллектуальной собственности (изобретения, книги, аудио-, видеопродукция, товары народного потребления) является базовым. Таким образом, формирование осознанного отношения к интеллектуальной собственности необходимо начинать с раннего возраста.

Экономическую идентичность в научной литературе связывают с экономической культурой личности [1, 4, 5 и др.]. Так, в Российской социологической энциклопедии [5], у И.В. Андреевой в книге «Экономическое образование в России: динамика социальных функций» [1], работе Ю.А. Помпеева «Основы экономической культуры» [4], статье Г.Ф. Голубевой [2] можно найти связь между экономической культурой и экономической идентичностью личности.

Однако если их систематизировать и объединить, то можно определение «экономическая идентичность» изложить в следующей редакции: сложное динамическое образование, представляющее собой единство владения экономическими знаниями, умения правильно оценивать экономические явления и адекватного поведения, соответствующего экономической действительности [6].

Таким образом, экономическая идентичность представляет собой часть культуры человека, создаваемой преемственным, длительным развитием общества, совокупной работой сменяющихся поколений, накоплением их опыта и ошибок. Она - конкретно-историческое явление, складывающееся под влиянием личных потребностей и интересов, социального положения, конкретных черт воспитания, образования, особенностей мировоззрения [8].

С учётом изложенного можно выделить четыре компонента экономической идентичности личности, которые отражают сущность данного понятия и необходимы человеку в развитии его интеллектуального потенциала:
- знания в области экономики;
- отношение его к данным знаниям;
- практическое применение умений и навыков в экономически значимых ситуациях;
- возникновение интереса и потребности к созидательной деятельности.

Однако чтобы человек чувствовал себя гармонически развитым, ему необходимо определить для себя следующие критерии уровня сформированности экономической идентичности:

1. Степень экономической образованности, т.е. наличие у гражданина определённых знаний, взглядов и убеждений экономического характера.

Показателями степени экономической образованности являются:
- готовность личности мыслить категориями современной экономической науки;
- потребность применять достижения экономической науки на практике.

2. Степень экономической воспитанности, т.е. уважение к экономическим законам; наличие правомерных экономических целей, планов, намерений в жизни, деятельности, поступках.

Показателями степени экономической воспитанности являются:
- выбор только правомерных экономических способов и средств удовлетворения своих потребностей;
- готовность к объективной оценке социально-экономических реалий современной России.

3. Степень экономической обученности, т.е. способность применять свои знания и умения в экономически значимых ситуациях: решение экономических проблем, возникающих в жизни; защита своих и общественных экономических прав и интересов.

Показателями степени экономической обученности являются:
- готовность анализировать перспективы и недостатки той или иной экономической ситуации;
- готовность к реализации простых форм современной экономической деятельности (например, участие в защите прав потребителей).

4. Степень экономической развитости, т.е. умение давать оценки, принимать решение, выбирать ориентиры, соответствующие требованиям правомерного поведения.

Показателями степени экономической развитости являются:
- возникновение мотивов повышения уровня своей экономической культуры;
- готовность к отражению и обобщению принципиально новых процессов и явлений экономики.

Формируя экономическую идентичность личности, необходимо учитывать, что весь этот процесс зависит от конкретных социально-педагогических факторов среды, жизни людей.

По особенностям своей природы все экономико-воспитательные факторы социальной среды делятся на две группы: 1) собственно педагогические факторы: особенности функционирования различных педагогических систем; 2) педагогически значимые факторы: не являясь педагогическими по своей природе, они, тем не менее, сказываются на формировании экономической идентичности личности.

К первой группе относятся общественные факторы педагогической природы, т.е. вся педагогическая система в обществе и её составляющие. Ведущую роль в ней играет система образования. Её вклад в повышение экономической идентичности школьников выражается в формировании их образованности, гражданской, нравственной, экономической и трудовой воспитанности, общей развитости. Система образования обязана вносить вклад в экономическую культуру не только школьников, но и взрослых граждан, обеспечивать их экономическую воспитанность. Фрагменты экономической идентичности включаются в обязательные минимумы основного и среднего (полного) общего образования, в образовательные стандарты высшего профессионального образования, разрабатываются и внедряются экономические учебные дисциплины.

Однако, не смотря на принимаемые меры, в этом направлении всё же делается недостаточно, не в полном соответствии с трудностями и требованиями глобально социально-экономических преобразований в стране. Ощущается очевидный разрыв между новым экономическим укладом демократического государства и должным уровнем экономической идентичности подрастающего поколения.

Ко второй группе, т.е. к основным факторам, имеющим педагогическую значимость, относятся:
- состояние экономики;
- уровень жизни населения;
- исторические, культурные, этнические, национальные, религиозные и иные особенности населения, его быта, общественного сознания, образа жизни, морали, традиций, нравов, привычек, социальных ориентаций;
- отношение населения к происходящим в стране процессам и изменениям;
- социальная справедливость в обществе;
- моральный уровень в обществе;
- деятельность органов федеральной и местной власти, их социальная ориентированность, молодёжная политика;
- морально-психологический климат в стране и на местах, господствующее общественное мнение, убеждения, настроения, интересы, представления о перспективах жизни, социальный оптимизм;
- социальная дифференциация граждан; основные социальные группы и их взаимоотношения;
- деятельность средств массовой информации (периодической печати, радио, телевидения);
- способы проведения досуга, распространённость алкоголизма, наркомании.

Особо следует выделить экономико-педагогические факторы, ориентированные на формирование экономической идентичности:
- наличие и эффективность системы организованного и эффективного экономического воспитания личности (в том числе - экономического всеобуча, педагогически целенаправленной экономической пропаганды и др.);
- существование специалистов, профессионально осуществляющих экономико-педагогическую работу;
- профилактическую работу, направленную на упреждение совершения правонарушений и преступлений, и в первую очередь экономических.

Рассмотренные факторы в комплексе, группами и порознь в большей или меньшей степени становятся частью образа жизни каждого человека, внося в её атмосферу, в сознание экономическую составляющую. В зависимости от того, что реально представляют эти факторы, насколько они социально совершенны, зависят и их экономико-воспитательные влияние и эффект.

Следует констатировать, что немалая часть этих факторов в современный период жизни российского общества оказывает отнюдь не положительное влияние. В связи с этим и для нейтрализации отрицательного воздействия на человека обществу целесообразно принять необходимые меры:
- государственно-законодательные: государственную программу по экономико-воспитательной политике молодёжи или включение данного направления в один, несколько национальных проектов;
- образовательные: усиление ориентированности образовательного процесса на подготовку к жизни в условиях рыночной экономики; включение в учебные планы дисциплин, необходимых для формирования экономической идентичности обучающихся, в том числе отношение к интеллектуальной собственности; издание учебной и научной литературы по экономической психологии и экономическому воспитанию населения по вопросам интеллектуальной собственности и противодействию контрафактной продукции;
- массово-информационные: поддержка правообладателей, создание негативного отношения к людям, занимающимся изготовлением и распространением контрафактной и фальсифицированной продукции, созданием положительного образа сотрудников правоохранительных или контролирующих органов, пресекающих оборот поддельных товаров, защита отечественных изобретателей.

Таким образом, можно отметить, что только правильно сформированная экономическая идентичность личности позволит привить гражданину нашей страны должное отношение, уважение к собственности, культурным ценностям, создаст возможность развития интеллектуального и научного потенциала общества, приведёт к совершенствованию культурного имиджа страны, сократит «утечку мозгов» за границу и ускорит процесс законодательного становления национальной идентичности и государственной идеологии.

Список литературы

1. Андреева И.В. Экономическое образование в России: динамика социальных функций / И.В. Андреева. - СПб.: СПБГУЭиФ, 2012. - 320 с.
2. Голубева Г.Ф. Формирование профессиональной идентичности будущих специалистов / Г.Ф. Голубева //Alma Mater (Вестник высшей школы), 2014. - № 9. - С. 47-49.
3. Никулина И.Е. Модель развития национальной экономики России / И.Е. Никулина // Социогуманитарный вестник, 2013. - № 1(10). - С. 18-24.
4. Помпеев Ю.А. Основы экономической культуры. - СПб.: Госуниверситет культуры, 2013. - 281 с.
5. Российская социологическая энциклопедия. - Москва, 2010.
6. Спасенников В.В. Экономико-психологические проблемы создания и внедрения изобретений // В. В. Спасенников // Психологический журнал, 1986, том 7. - № 5. С. 74-78.
7. Спасенников В.В. Критерии охраны авторских прав создателей психодиагностических тестовых методик / В.В. Спасенников // Психологический журнал, 1994, том 15. - № 3. - С. 123-127.
8. Спасенников В.В. Экономическая психология. - М.: Perse, 2003. - 448 с.
 

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(14). 2015

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 106 | Теги: деидеологизация, психология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016