Пятница, 09.12.2016, 12:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ю.А.Панасенко. Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385). Философские науки. Вып. 39. С. 89-91.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРА
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье раскрыты и обоснованы проблемы формирования и развития духовно-нравственных качеств российского офицера в современных условиях, проанализированы данные качества личности молодых офицеров. Дано сравнение духовной удовлетворенности офицерским составом воинской службой и состоянием материальных стимулов боевого мастерства. При этом указывается, что для офицерского долга наиболее приемлемым является только одно - исполнение его «не за страх, а за совесть».

Ключевые слова: Вооружённые силы, офицер, духовно-нравственные качества, мировоззрение, ценности, офицерский долг, справедливость, ответственность, долг, честь.

 
В условиях кардинального обновления Вооруженных сил особо значимой является роль офицера, обладающего набором духовно-нравственных качеств, позволяющих ему добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности, соизмерять нравственное и целесообразное, гуманное и антигуманное, легитимное и нелегитимное.

В условиях дальнейшего усложнения военного дела невозможно без опоры на нравственную составляющую духовного мира офицера выработать универсальные и максимально объективные критерии воинской службы, а также осуществить грамотное и своевременное выполнение поставленных задач, особенно в экстремальных условиях боевой обстановки. Духовно-нравственные качества офицера, какими бы неосязаемыми они не казались, образуют в структуре элементов его духовного мира тот ценностный стержень, который дает ему силы и возможность занимать высоконравственную личностную позицию.

В этом плане, развитие и совершенствование духовно-нравственных качеств офицера направлено на сохранение целостности, идентичности, качественной определенности его как личности, способности максимально реализовать свой внутренний духовный потенциал в общесоциальной и военно-профессиональной областях.

Следует признать, что в духовно-нравственной сфере российского общества и Вооруженных сил за последние годы произошли кардинальные изменения в мировоззренческих позициях и ориентациях людей, подверглись серьезной трансформации ценностно-нормативные основания профессиональной деятельности офицерского состава. При этом государство, осознавая значимость Вооружённых сил на современном этапе развития и становления Российской государственности, сделало всё возможное для решения проблемных вопросов в духовно-нравственной и социальной сферах деятельности. В обществе и Вооруженных Силах стало заметно больше порядка и социальной справедливости. У офицеров моральные нормы и принципы воспринимаются как социально значимые в складывающейся системе современных духовных приоритетов и предпочтений. Следствием этого является дальнейшее повышение уровня общей и военно-профессиональной культуры, присутствие долговременного нравственного оптимизма.

У молодых офицеров наблюдается заметное повышение уровня их духовно-нравственных качеств и внутреннего нравственного самоконтроля. В процессе обновления армии и флота произошло значительное омоложение офицерского состава. Удельный вес младших офицеров в Вооруженных силах составляет порядка 75-80 %, а средний возраст российского офицера приблизился к 30 годам. В этих условиях для офицеров важнейшее значение приобретает формирование крайне необходимых им сегодня таких духовно-нравственных качеств, как: чуткость, искренность, внимательность, справедливость, сдержанность, терпение, требовательность, принципиальность, добросовестность, заботливость, скромность, вежливость, ответственность, благодарность, самокритичность. Большинство из данных качеств, к сожалению, пока еще не стали массовыми, типичными и устойчивыми ценностями в духовном мире значительной части российских офицеров в силу как объективных, так и субъективных причин. А ведь это те качества, которые при любых обстоятельствах и условиях жизни и воинской службы должны быть востребованными. Сохранение и укрепление позитивных основ духовной жизни российского общества рассматривается представителями российской культуры сегодня в качестве более приоритетной задачи, нежели проведение всевозможных инноваций и модернизаций.

При этом мы также можем утверждать о первенстве духовно-нравственных качеств личности по отношению к экономическим, правовым, политическим. Так как духовно- нравственные качества направлены на формирование прогрессивного мировоззрения личности, правильного понимания своего предназначения и воинского долга. Действительно, социальное и военно-профессиональное в духовном мире офицера базируется на нравственных ценностях, а их отсутствие или низкое качество не восполняется ни правом, ни религиозной верой, ни искусством, ни чем- либо другим. Моральные ценности, как представляется, всегда имеют больший удельный вес в духовном мире офицера, в силу своей большей развитости и относительной универсальности. По мнению А. С. Панарина, «духовно-нравственные ценности удерживают человека от скольжения вниз, к существованию без принципов» [1].

Сегодня крайне важным является понимание того, что требования морали - это не какой-то довесок к военно-профессиональной деятельности офицера, навязываемый некими общественными силами, а залог ее успешного развития. Духовно-нравственные качества офицера, как и нравственность в целом должны рассматриваться в качестве той необходимой и обязательной основы, на которой могут базироваться все остальные виды духовности личности, выступая для нее по существу неким особым «строительным материалом», ориентирующим на добро и созидание. Подлинно нравственным обычно считают поступок, совершаемый бескорыстно, без расчета на получение выгоды, по доброй воле. Истинная нравственность обычно не обещает ее носителю никакой компенсации - вознаграждением добродетели является она сама.

Современное развитие и совершенствование духовно-нравственных качеств современного российского офицера протекает в непростых внешнеполитических условиях, которые требуют от личности определённых усилий на общесоциальном, военно-профессиональном, групповом и индивидуальном уровнях.

На позитивное переосмысление и переоценку офицером собственного социального статуса, престижа военной профессии всегда оказывают свое определяющее влияние такие факторы, как: возраст, наличие жилья, размер оплаты труда, занимаемая должность и воинское звание, личное и семейное благополучие, характер военно-служебных отношений, социальные ожидания и притязания и многое другое.

Обобщенным показателем переосмысления и переоценки является духовная удовлетворенность офицерским составом воинской службой и жизнью в целом. Конечно, материальные стимулы роста боевого мастерства офицерскому составу также очень важны, и хорошо, что они заложены в сумму его денежного содержания. Вместе с тем, исторический опыт нашей страны свидетельствует о том, что денежное вознаграждение за офицерский труд, как правило, никогда не соответствовало той высокой «цене» воинского офицерского труда, которой по справедливости этот труд должен оцениваться. Слишком много в нем заложено духовных компонентов, которые не могут быть оценены с позиций материального критерия. В то же время, репутация и совесть офицера, высокий уровень профессионализма, должны представляться сегодня чем-то не менее важным, по отношению к деньгам, которые он мог бы получить за хорошо выполненную работу в армии. Для офицерского долга наиболее приемлемым является только одно - исполнение его «не за страх, а за совесть». Сегодня на военной службе в российской армии должны находиться лучшие в моральном и профессиональном отношении офицеры, способные честно и ответственно выполнять свои профессиональные обязанности, способные не к прислуживанию, приспособлению, а к воинскому служению. Это должны быть люди долга, дела и чести, неподкупные, не боящиеся ответственности - люди цельного характера и гражданского мужества.

Список литературы

1. Панарин, А. С. Народ без элиты / А. С. Панарин. - М.: Алгоритм, 2006. - С. 334.
2. Быков, А. К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ / А. К. Быков // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 14-24.
3. Викторов, А. Ш. Духовная безопасность российской цивилизации / А. Ш. Викторов. - М.: МАКС Пресс, 2005. - 304 с.
4. Глебов, А. А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения / А. А. Глебов. - Волгоград: Перемена, 2004. - 251 с.
5. Петрашень, И. А. Культурное наследие как фактор формирования национальной культуры / И. А. Петрашень // Научные труды Республиканского ин-та высш. школы. Философско-гумани- тарные науки / под ред. М. И. Демчук и др. - Минск: РИВШ, 2006. - С. 190-192.

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385).
Философские науки. Вып. 39.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (05.11.2016)
Просмотров: 28 | Теги: офицер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016