Воскресенье, 04.12.2016, 21:23
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Проблемы формирования эффективной системы управления развитием физической культуры и массового спорта

Прокопьев А.Т.

Проблемы формирования эффективной системы управления развитием физической культуры и массового спорта в Российской ОССИЙСКОЙ Федерации на примере Республики Саха (Якутия)

Аннотация: в статье говорится проблемах системы управления физической культуры и спорта на муниципальном уровне. Из федерального, регионального и муниципального уровня системы управления развитием физической культуры и массового спорта в Российской Федерации наиболее слабым звеном является муниципальный уровень. Данный вопрос показан на примере анализа статистических данных формы № 1 - ФК Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: роль физической культуры и спорта, стратегия развития физической культуры и спорта, федеральный, региональный и муниципальный уровни управления развитием физической культурой и спортом, основные направления, комплекс мер реализации Стратегии.

 

В современном мире роль физической культуры и спорта для любой страны трудно переоценить, так как они являются не только социальными, но и все более явственно становятся политическими факторами.

Для России привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом с успешными выступлениями российских спортсменов на международных, мировых состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы россиян, социально-экономического развития страны, уровня жизни населения.

Со стороны государства создание условий для развития физической культуры и спорта является вложением в человеческий капитал, в благополучие и улучшение качества жизни населения, особенно с учетом того, что в последние годы с каждым годом население России уменьшается примерно на 700 тысяч человек.

В связи с этим всестороннее развитие физической культуры и спорта является важной составной частью государственной политики социально-экономического развития России.

В 2009 году Правительством Российской Федерации была принята Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года, главной задачей которого стало доведение количества систематически занимающихся физической культурой и спортом к 2020 году до 40 % всего населения и до 80 % детей и молодежи страны.

В Стратегии приведены существующие проблемы в развитии физической культуры и спорта, поставлены цели и задачи, указаны направления и комплексы мер реализации поставленных задач.

В реализации Стратегии основополагающее значение будет иметь формирование эффективной системы управления развития физической культуры и спорта, включая федеральный, региональный и муниципальный уровни. В соответствии с законом РФ № 323 - ФЗ от 4.12.2007 года «О физической культуре и спорту в Российской Федерации» полномочия по развитию физической культуры и спорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях разграничены.

Главной задачей Стратегии является создание новой национальной системы физкультурноспортивного воспитания населения.

Основные направлениями реализации Стратегии указаны разработка и формирование организационной основы управления развитием физической культуры и спорта и совершенствование взаимодействия субъектов физической культуры и спорта.

В Стратегии приведен комплекс мер по реализации поставленных задач на уровне местного самоуправления - создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом.

В части развития организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медикобиологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности основными направлениями являются:
- совершенствование системы управления сферой физической культуры и спорта на всех
уровнях;
- улучшение кадрового обеспечения физической культуры и спорта;
- создание научно-методической базы, повышение эффективности медико-
биологического и антидопингового обеспечения физической культуры и спорта.

Комплекс мер для этого указан следующий:
1. Совершенствование взаимодействия федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта с другими субъектами физической культуры и спорта;
2. Внедрение системы показателей оценки эффективности деятельности различных организаций по развитию физической культуры и спорта и использования спортивных объектов;
3. Совершенствование управления сферой физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях

По системе государственного управления на федеральном уровне полномочия возложены на министерство спорта РФ (в соответствии с последним формированием Правительства РФ бывшее министерство спорта, молодежной политики и туризма РФ реорганизовано в министерство спорта РФ). В настоящее время в регионах за развитие физической культуры и спорта отвечают разные структуры: объединенные министерства молодежи и спорта, комитеты или управления физической культуры и спорта и т.д.

Федеральный и региональный уровни, имея достаточно возможностей для формирования своей управленческой структуры, материально-техническую базу, кадровое обеспечение и финансовые возможности, могут более или менее эффективно исполнять свои полномочия. Но камнем преткновения становится муниципальный уровень управления, отвечающий за развитие массового спорта на местах.

Как известно, на муниципальные образования возложено более 30 полномочий, но финансирование получает лишь незначительная часть полномочий. В структуре своей многие муниципальные районы имеют возможность держать только по одному специалисту, иногда передавая им полномочия по молодежной политике, культуре и другим сферам. Кроме того, нехватка или отсутствие материально-технической базы, малая заработная плата специалистов, отсутствие финансирования не способствуют не только массовому привлечению населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, но и организации непосредственной работы по развитию физической культуры и спорта на местах.

По статистическим данным формы № 1 - ФК в Республике Саха (Якутия), начиная с 2003 года, постепенно идет рост количества занимающихся и по итогам 2011года достигло 22,5 % населения, с 2008 года увеличиваясь ежегодно на 1,2-1,3%. Увеличивается количество занимающихся женщин, достигшее 39,4 %, количество занимающихся в сельской местности составляет 41,4% от общего количества занимающихся. Охват инвалидов, хотя и растет, составляет всего 1,5 % от общего количества занимающихся и 5,6 % от общего количества инвалидов в 2011 году.

В возрастном разрезе 44,5% от общего количества занимающихся составляют дети до 14 лет, 35,1 % - молодежь от 15 до 30 лет, 18,4 % - от 31 до 60 лет, 2,0 % - от 61 года и старше. Эти данные говорят о том, что абсолютное большинство занимающихся составляют дети и учащаяся, студенческая молодежь, у которых есть возможность заниматься в школах, учебных заведениях, где есть спортивные сооружения и специалисты, а охват населения старше 31 года составляет всего 20,4 %.

На муниципальном уровне охват населения в улусах (районах) Республики Саха (Якутия) разнородный и составляет от 13,8% до 36,8 %.

В соответствии со статистическими данными формы № 5 - ФК за 2011 год на муниципальном уровне общее количество занимающихся спортом детей в 50 муниципальных ДЮСШ составляет 30071 человек. В последние два года их количество сократилось на 1879 ребенка. По данным за 2011 год на соревнования и учебно-тренировочные сборы на одного юного спортсмена выделяется 1002,5 рубля в год из муниципального бюджета, что сказывается на развитии детско-юношеского спорта, массовое привлечение детей на занятия спортом и рост мастерства юных спортсменов. Низкая заработная плата тренеров не стимулирует работу тренеров и не привлекает молодых специалистов для работы в спортивные школы, идет процесс старения кадров.

Незначительное количество специалистов на предприятиях, учреждениях (81 человек по данным за 2011 год - 2,3%), по месту жительства в муниципальных образованиях (75 человек по данным за 2011 год - 2,2%), следовательно, отсутствие должной политики и непосредственной работы на первичном звене системы управления сферой физической культуры и спорта является главной причиной слабого привлечения населения к занятиям физической культуры и спортом.

Кроме того, отдаленность населенных пунктов на северном регионе, отсутствие транспортной инфраструктуры, слабая материально-техническая база и дороговизна уровня жизни усложняют управленческую и организационную стороны развития физической культуры и спорта.

Нужно отметить, что, хотя, в принятой 2009 году Стратегии развития физической культуры и спорта указаны задачи, основные направления и комплексы мер по совершенствованию системы управления сферы, за прошедшие 3 года никаких мер по изменению ситуации не предпринимается.

Таким образом, в реализации главной цели Стратегии развития физической культуры и спорта наиболее слабым звеном является уровень муниципального района, муниципального образования, где нет эффективной системы управления развитием физической культуры и спорта. В связи с этим необходимо решить вопрос формирования и стимулирования эффективного механизма и системы управления развитием физической культуры и массового спорта на уровне муниципальных образований, на уровне предприятий, учреждений, а также по месту жительства, включая малый и средний бизнес в сфере физической культуры и спорта как важнейшего звена в системе управления сферой физической культуры и спорта.

Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 22 февраля 2014 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2014. - 55 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (04.07.2016)
Просмотров: 56 | Теги: спорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016