Воскресенье, 04.12.2016, 04:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА И ОТДЫХА ТРУДЯЩИХСЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ю.П.Галкин, д.п.н., профессор, "Физическая культура и спорт северо-запада России". Вып. 1

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА И ОТДЫХА ТРУДЯЩИХСЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Под влиянием научно-технической революции произошли и происходят дальнейшие качественные изменения в производительных силах как целостной системе, вызываемые слиянием науки, техники и технологии производства в единый процесс и охватывающие все основные компоненты указанной системы, то есть средства труда, предмет труда и целесообразную деятельность человека, самый труд. Но самые решающие изменения происходят в сфере собственно трудовой деятельности человека, ибо прогресс техники осмысливается не сам по себе, а в органической связи с человеческой активностью. Ведь только человек со своими духовными и физическими потенциями является настоящей производительной силой.

Как показывают научные исследования, высокую производительность труда можно обеспечить на основе повышения общей физической подготовки и работоспособности, сохранения и укрепления здоровья трудящихся, в формировании которых огромную роль играет рациональное использование средств физической культуры как в сфере рабочего (Н. А. Му- саелов, Л. Н. Нифонтова, 1985; В. М. Баранов, 1987), так и внерабочего (А. Г. Фурманов, 1992; Л. Н. Нифонтова, Якубовская, 1993) времени.

Современные представления о сущности и структуре физической культуры специалисты связывают с понятием «культура» (А. Д. Джумалаев, 1991; В. М. Выдрин, 1996), которая рассматривается как способ или процесс деятельности, либо как творческая деятельность, главный объект и субъект которой - человек, его сущностные силы и способности. Внешне этот процесс выражается во всем многообразии создаваемой людьми предметной действительности, во всей совокупности человеческого труда.

Изменения социально-экономических условий жизнедеятельности, обусловленные переходом к рыночным отношениям, приводят к ценностной переориентации людей по отношению к физической культуре и новым оценкам результатов физкультурной деятельности (А. И. Лубышева, 1992; В. М. Выдрин, 1995). При всем разнообразии научных исследований об изменении в характере и содержании труда, месте физической культуры в системе факторов и резервов роста производительности труда, снижения заболеваемости трудящихся и всестороннего развития личности, а также других аспектах социально-педагогических и социально-экономических функций следует признать, что вопросы конкретного влияния средств физической культуры на работоспособность, производительность труда работников, современных промышленных предприятий, динамику их психофизиологических функций в различных циклах производственного процесса и в сфере свободного времени еще недостаточно изучены. В специальной современной литературе мало уделяется внимания изучению места физической культуры в структуре внерабочего времени трудящихся различных социально-демографических групп, особенностям использования ими различных форм и средств физической рекреации, а также вопросам о факторах активизации внедрения физической культуры в их быт.

Несмотря на достаточно большое количество предлагаемых методов определения уровня физического состояния взрослых людей (В. И. Жолдак, 1985; В. В. Громыко, Ю. П. Вавилов, В. Г. Лепейко, 1991) и на этой основе рекомендуемых методик с использованием средств физической культуры, следует признать, что все это адресуется главным образом физкультурникам и спортсменам, не имеющим, как правило, каких-либо патологических отклонений в состоянии здоровья. В связи с этим весьма актуальной представляется проблема разработки и реализации во внерабочее время индивидуальных программ физической рекреации и двигательной реабилитации для работников с учетом характера их труда, уровня физического состояния, а также характера заболевания. При постановке и решении научно-исследовательских задач необходимо исходить из запросов практики, детерминированных переходом к рыночным отношениям, формирования всесторонне и гармонически развитой личности, широкого использования неспециального физкультурного образования, физической рекреации и двигательной реабилитации в социальной и экономической политике.

Важнейшими ориентирами в рациональном использовании физических упражнений в процессе труда и послетрудовой реабилитации являются принципы, отражающие, с одной стороны, общие закономерности оптимизации трудового процесса, а с другой стороны, закономерности физического воспитания людей. Последние получили свое отражение в ряде принципов, имеющих достаточно широкую сферу применения (Л. П. Матвеев, 1991). Анализ доступной нам литературы показал, что в вопросе о специфических принципах использования физических упражнений в процессе труда и послетрудовой реабилитации у авторов нет единого мнения. Одни авторы (И. В. Муравов, 1970; Э. Г. Булич, 1981) формулируют эти принципы главным образом на основе закономерностей физиологических процессов, происходящих в организме человека во время труда и отдыха; другие (И. В. Ловицкая, С. Л. Фейгин, 1961, Г. Г. Саноян, 1979) при определении оптимальных путей эффективного использования физических упражнений исходят прежде всего из принципов методики физического воспитания и других общих принципов. Многие исследователи (Л. Н. Нифонтова, 1982, В. Н. Мухин, Т. А. Третилова, 1985) эти специфические принципы не формулируют, а предлагают читателю конкретные методические рекомендации и правила. Такое разнообразие в трактовке содержания специфических принципов, на наш взгляд, усложняет проблему их реализации в практической. А между тем известно, что принципы только тогда становятся важнейшими руководящими положениями, указывающими путь и основные условия достижения цели, если они верно отражают объективные закономерности. Необходимость же четкого разграничения общих и специфических принципов применения физических упражнений в процессе труда и послетрудовой реабилитации диктуется также тем обстоятельством, что на методику их использования оказывают существенное влияние многие экзогенные (характер и содержание труда, условия и организация конкретного вида производственной деятельности и др.) и эндогенные (пол, возраст, здоровье, уровень функциональной и профессиональной подготовки, мотивации и др.) факторы. В решении этой важной задачи нельзя полностью игнорировать выявленные методические закономерности педагогического процесса и сформулированные на этой основе определенные методические принципы. Однако реализуя эти общие принципы, не следует забывать, что в процессе трудовой деятельности и по ее окончании прежде всего стоят задачи по снижению утомления, восстановлению работоспособности и срочной подготовки человека к определенному виду труда.

В какой мере следует реализовывать эти общие методические принципы в процессе труда и послетрудовой реабилитации, достаточно подробно освещено нами в ряде работ. Отметим лишь, что особое значение в организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме труда и отдыха приобретает принцип доступности и индивидуализации, который означает, что занятия необходимо строить в соответствии с возможностями трудящихся, учитывая прежде всего особенности возраста, пола, уровень физической подготовленности. Ведь стоит превысить посильную этих дополнительных к производственной деятельности физических нагрузок, как возникает угроза «сложения утомления» и снижения работоспособности человека. Больше того, физические упражнения вместо оздоровительного эффекта могут дать противоположный результат.

Поэтому умелое соблюдение принципа доступности и индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физических упражнений, служит необходимым условием повышения производительности труда. Доступность выполняемых комплексов физических упражнений непосредственно зависит, с одной стороны, от индивидуальных возможностей трудящихся, а с другой, от объективных условий и трудностей (санитарно-гигиенических условий, координационной сложности самих упражнений и др.). Полное соответствие между возможностями человека и реальными трудностями означает оптимальную меру доступности. Конкретное определение и соблюдение этой меры является одной из самых актуальных проблем использования физической рекреации в процессе труда и послетрудовой реабилитации трудящихся промышленных предприятий.

Известно, что между средствами физической культуры и требованиями оптимальной организации трудовых процессов, характером и содержанием труда, условиями его производительности и особенностями и особенностями воздействия на организм человека существуют закономерные связи. Многие научные работники, инструкторы-методисты и организаторы производства обнаружили целый ряд существенных связей и отношений, определяющих эффективность средств физической культуры. Но, видимо, далеко не все они могут быть в настоящее время описаны в строгой форме закономерностей и четко сформулированы в виде основных принципов, тем более что и в характере и в содержании работников современного промышленного производства под влиянием научно-технического прогресса и новых социальных условий происходят заметные изменения.

На основе изучения многочисленных литературных источников, а также материалов собственных исследований нами сформулированы следующие основные специфические принципы использования физической рекреации в процессе труда и послетрудовой реабилитации:
1. Принцип соответствия средств, методов и форм занятий содержанию труда и динамике работоспособности человека в режиме рабочей смены;
2. Принцип контрастности;
3. Принцип волнообразности.

В теоретическом осмыслении и практической реализации первого принципа особое место занимают научные изыскания наших ведущих специалистов (Г. М. Гамбашидзе, 1971; Ф. Т. Ткачев, 1971). В настоящее время достаточно убедительно доказано, что игнорирование особенностей трудовой деятельности и произвольное применение форм, средств и методов занятий в виде физической рекреации в режиме рабочего дня может оказаться не только не эффективными, но даже вредными в обеспечении оптимального уровня работоспособности трудящихся.

Исходя из выявленной И. М. Сеченовым закономерности, что в процессе труда активный отдых эффективнее пассивного и что в результате переключения деятельности с одного вида на другой утомленные центры вновь «заряжаются» энергией, физиологи труда разработали целую систему рекомендаций по поддержанию высокого уровня работоспособности человека, в основе которых положено требование контрастности замены одного вида деятельности другим. Руководствуясь современными представлениями о физиологическом механизме активного отдыха, специалисты (А. И. Киколов, Н. И. Косилина, 1971; В. Н. Петухов, Н. С. Ударова, 1984) дают конкретные методические рекомендации по организации и проведению физкультурно-оздоровительных и восстановительных мероприятий на промышленных предприятиях.

Известно, что динамика работоспособности и производительности труда в разных циклах трудового процесса (рабочего дня, недели и т. д.) носит фазовый характер, то есть волнообразно изменяется. Связывая это положение с реализацией принципа контрастности, можно сделать заключение, что с увеличением трудовой нагрузки на организм работающего, повышением его утомляемости общее количество дополнительно выполняемых физических упражнений как в процессе труда, так и в период послетрудовой деятельности должно уменьшаться, и наоборот. Наши исследования показали, что наиболее эффективным в достижении и поддержании высокого уровня работоспособности работающего человека является неравномерное, волнообразное распределение объема выполняемых физических упражнений как в рамках рабочего дня, так и в течении всей рабочей недели. Представляется, что этим принципом следует руководствоваться при планировании и проведении различных форм физической рекреации во внерабочее время работников промышленных предприятий. Ведь нельзя забывать, что прогрессивное развитие промышленного производства требует расширенного воспроизводства и постоянного совершенствования производительных сил.

"Физическая культура и спорт северо-запада России". Вып. 1

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (10.11.2016)
Просмотров: 13 | Теги: работоспособность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016